15 июня 2012 года
«Город на память». 018. Площадь Европы
Привокзальная площадь ассоциируется у горожан в первую очередь с расположенным на ней Киевским вокзалом, так что название Украинская, Киевская, Славянская или просто Вокзальная звучало бы логичнее. Но в 2002 году её решили назвать площадью Европы. Это место отдыха москвичей и транзитных пассажиров возникло в рамках совместного российско-бельгийского проекта как символ единства Европы.
Сначала исторический экскурс по материалам краеведческого фотосайта:
Смотрите старые фотографии: Пристань. 1915 год: https://pastvu.com/p/84680
Смотрите старые фотографии: Дорогомилово. 1905-1910 гг.: https://pastvu.com/p/176245 Киевский вокзал ещё не построен.
Смотрите старые фотографии: Бережковская набережная. 1934-1935 гг.: https://pastvu.com/p/6745
Смотрите старые фотографии: Площадь Киевского вокзала. 1996 год: https://pastvu.com/p/667822
В центре площади Европы находится фонтан, радующий горожан прохладой в аномальную (но уже становящуюся нормой) летнюю жару. По вечерам струи воды подсвечиваются разноцветными светодиодами. Хотя здесь и не звучит музыка, как у царицынского фонтана, но зрелище действительно красивое. Вода фонтанирует из 354 форсунок, а для подсветки используются 1050 универсальных светильников в бронзовых влагостойких корпусах. Диаметр чаши фонтана 50 метров.
В середине фонтана размещена абстрактная скульптура работы бельгийского художника Оливье Стребеля. Композиция из стальных труб напоминает летящую птицу, а – с учётом близости Киевского вокзала – почему-то вспоминается, как говаривал Николай Васильевич Гоголь, та «редкая птица, которая долетит до середины Днепра». На то она и абстракция, чтобы каждый видел в ней что-то своё. На самом деле, скульптура называется «Похищение Европы» и изображает голову Быка (Зевса), который несёт в рогах девушку (Европу). Чуть поодаль от фонтана располагаются 48 флагштоков с флагами европейских стран.
Жаркое лето и смог 2010 года
Главная достопримечательность этого места – Киевский вокзал, построенный в 1914-1918 годах по проекту Ивана Рерберга на месте одноэтажного вокзального здания. Первый поезд от перрона нового вокзала (кстати, до 1934 года он назывался Брянским) отправился 18 февраля 1918 года. С расписанием поездов, отправляющихся в направлении на Брянск и далее в Молдавию, Украину, Венгрию, Болгарию, Румынию, можно ознакомиться на официальном сайте вокзала.
Фасад украшен скульптурами, на башне установлены механические часы. Вокзальный перрон был перекрыт остеклённым арочным навесом длиной 321 метр и высотой 28 метров. Внешне конструкция смотрится изящно, а пассажиры во время посадки в поезд не мокли под дождём или снегом. Этот дебаркадер был построен по проекту Владимира Шухова, который возвёл в Москве немало авангардных зданий с использованием сетчатых металлических перекрытий.
Москва – город контрастов. Совсем рядом с богатыми бутиками, неподалёку от вокзальной суеты располагается сквер, который летом заселяют бездомные и маргиналы. В тёплое время года в сквере у Бородинского моста редко найдёшь скамейку, не занятую спящими или обедающими бездомными. Да и искать эту самую свободную скамейку в такой компании нет желания. Как и раньше, в окрестностях Киевского вокзала можно встретить и цыганский табор.
За два года до постройки вокзала для удобства будущих пассажиров вокзала был возведён Бородинский мост. Реализация проектов происходила в столетнюю годовщину Бородинского сражения, поэтому в оформлении архитектурных сооружений моста и в росписи залов вокзала использована военная символика времён баталий с Наполеоном. Чтобы подчеркнуть монументальность вокзального здания уже в годы Советской власти территория до Дорогомиловской улицы была зачищена от старой застройки.
Прекрасный вид открывается на Площадь Европы с Москва-реки. Здесь расположен причал прогулочных теплоходов (это конечная остановка). Самую просторную панораму окрестностей можно увидеть с моста Богдана Хмельницкого, названного в честь украинского гетмана, немало сделавшего для воссоединения Украины с Россией в XVII веке. Мост появился здесь в 2001 году не без участия мэра Юрия Лужкова, который оставил после себя москвичам несколько необязательных, но вполне симпатичных архитектурных сооружений. Мост Богдана Хмельницкого представляет собой стальную арку старого Краснолужского железнодорожного моста (1907 года постройки), передвинутую из Лужников к Киевскому вокзалу и накрытую стеклянным колпаком. Благодаря этому пешеходному мосту горожане могут перебраться через реку к Ростовской и Саввинской набережным по кратчайшему расстоянию.
Справа от фасада Киевского вокзала располагается современный торгово-развлекательный центр «Европейский», в котором – по информации его официального сайта – открыто свыше 500 магазинов.
Слева от вокзала – гостиница «Славянская»
Самые заметные окрестные жилые здания построены в 1930-1950-е годы, одно из них в стиле сталинского ампира с оригинальным декором можно увидеть на набережной Тараса Шевченко.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Сыромятники…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, архитектура, город на память.