14 сентября 2012 года
«Город на память». 031. Жилой дом Наркомфина
Дом Наркомфина (Новинский бульвар, 25) — жилой дом-коммуна, построенный в 1930 году в стиле конструктивизма по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР. Среди первых жильцов были наркомы СССР и РСФСР Николай Милютин, Владимир Антонов-Овсеенко, Даниил Сулимов, Николай Семашко, живописец Александр Дейнека и другие представители советской элиты того времени. Дом Наркомфина является памятником архитектуры местного значения.
Несмотря на то, что чаще всего дом Наркомата финансов именуется «домом-коммуной», автор проекта М. Гинзбург считал его «домом переходного типа», так как в нём не полностью уничтожалась семейная структура, как это предполагалось в домах-коммунах. Называя его так, М. Гинзбург имел в виду, что обитатели оценят удобства общественного обслуживания и постепенно перейдут к новому бытовому укладу. В конце 1920-х – начале 1930-х годов было построено шесть экспериментальных «коммунальных» домов переходного типа, причем три из них разработаны при непосредственном участии М. Гинзбурга как автора проекта.
Под строительство дома для работников Наркомата финансов была отведена территория двух усадеб, выходивших на Новинский бульвар. В проектной документации дом-коммуна планировался как многофункциональный комплекс, состоящий из нескольких корпусов, выполняющих разные функции: жилой комплекс, коммунальный центр (столовая, физкультурный и читальный залы), детский корпус (детский сад и ясли) и служебный корпус (прачечная и сушильная комнаты). Дом должна была окружать обширная парковая территория.
Смотрите старые фотографии: 1930-1934 гг.: https://pastvu.com/p/57137
Смотрите старые фотографии: 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/2649
Первый этаж по плану не был жилым, эти помещения пристроили позднее
Жилой корпус представляет собой шестиэтажное здание длиной 85 метров и высотой 17 метров. В торцах здания расположены лестничные клетки, всего две на всю длину. Дом был задуман как «коммунальный» с изолированными квартирами нескольких типов на 50 семей, общей численностью жильцов около 200 человек. С 2010 года часть пустых квартир сдана в аренду под мастерские, либо жилые помещения, которые, в основном, заняла творческая молодежь.
Заселённые квартиры вполне благоустроены, а коридоры и лестницы уже давно пребывают в плачевном состоянии. На верхние этажи жильцов доставляет современный лифт.
Смотрите старые фотографии: Интерьер пентхауза наркома Николая Милютина. 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/599850
На крыше по плану Гинзбурга была оборудована веранда, где можно было загорать и любоваться окрестностями. На самый верх ведёт винтовая лестница.
Переход в коммунальный блок
Корпус общественного обслуживания, названный авторами «коммунальным», представляет собой замкнутый четырёхэтажный, почти кубический объём со стороной куба около 10 метров. Связан с жилым корпусом переходом на уровне второго этажа. Коммунальный корпус находится в критическом состоянии.
В 2006 году дом Наркомфина был включён в «World monuments watch list of 100 most endangered sites» — Список памятников мировой культуры, находящихся под угрозой исчезновения. Городские власти готовы выделить средства на реставрацию, но реализацию этого плана останавливала неопределённость с принадлежностью здания: квартиры находятся в собственности ряда лиц, с которыми предстоит вести переговоры.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – сталинки на проспекте Мира…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, архитектура, город на память.