25 января 2015 года
Фотопроект «Город на память». 161. Царицыно. Вокруг Большого дворца
Продолжение царицынской фотоистории – про Большой дворец, который строился Казаковым в 1786—1796 годах на месте разобранных баженовских корпусов. Несмотря на яркие псевдоготические черты (башни, стрельчатые арки) дворец по своему решению близок канонам классицизма: строгая симметрия, трёхчастное деление фасадов, общее спокойствие и уравновешенность пропорций, монументальность и некоторая тяжеловесность деталей. По сравнению с баженовским проектом, здесь посредством классицистических решений проявилась «державная мощь» и отсутствуют лёгкость и игривость. Современники подвергли дворец критике, именуя «замком Черномора» и «катафалком», в прессе XIX века его назвали «мавзолей над гением Баженова».
Смотрите старые фотографии: Большой дворец (1786-1796 гг., архитектор Матвей Казаков). 1900-1917 гг.: https://pastvu.com/p/212272
Смотрите старые фотографии: Большой дворец. 1989 год: https://pastvu.com/p/64822
Со временем обрушилась крыша и межэтажные перекрытия – от дворца остались лишь стены. По вопросу реставрации Большого дворца единодушия не было: нельзя достраивать то, что не было достроено в силу исторических обстоятельств. «Полуразрушенный дворец был важной составляющей пейзажного парка, формируя вокруг себя особую эмоциональную атмосферу»,- считает историк архитектуры Григорий Ревзин.
Однако проект реконструкции был всё-таки разработан в архитектурной мастерской № 13 Моспроект-2 (авторы проекта О.Галаничева, Н.Мухин) под руководством мэра Москвы Юрия Лужкова и руководителя Моспроекта-2 Михаила Посохина. Критики проекта, среди которых видные искусствоведы, реставраторы и архитекторы, отмечали, что новое царицынское строительство велось с нарушениями законодательства в области охраны памятников культуры и с недопустимыми искажениями исторического облика Царицына.
После масштабной реконструкции Большой дворец используется для выставок музея-заповедника «Царицыно» и концертов. Во дворце созданы также два интерьерных зала – «Екатерининский» и «Таврический», это фантазийная реконструкция, в историческом Царицыне никогда не существовало завершённых интерьеров.
В октябре 2014 года Музей-заповедник Царицыно стал одной из площадок фестиваля «Круг света», зрители которого могли наблюдать световые инсталляции, лазерное шоу на фасаде Большого дворца и послушать выступление Дмитрия Маликова.
30 июня 2013 года отсюда стартовало ралли ретроавтомобилей. Романтическая неоготика дворцовых построек тонко оттеняла классические формы и пропорции коллекционных автомобилей. Леонид Ярмольник отправился в путь на «Победе».
1 июня (в День защиты детей) и 1 сентября (в День знаний) хиппи и дружественные им неформалы собираются на Хиппятник, который по традиции проходит на поляне за Большим дворцом. В культурной программе песни, пляски, портвейн и прочие аполитичные развлечения. Хипповской традиции отмечать праздники в Царицыно более тридцати лет. По словам ветеранов движения, первый хиппятник прошёл здесь в 1972 году на руинах царицынского дворца. Пикник происходит вокруг сосны, посаженной предположительно в середине XIX века. Бдительные стражи порядка следят за неприкосновенностью исторического дерева, а также пресекают распитие алкогольных напитков и курение.
На опушке спортивная поляна. На волейбольной площадке мяч мечется над сеткой, а по соседству шахматисты двигают по клетчатым доскам чёрно-белые фигурки.
Малый дворец (1776-1778, архитектор Василий Баженов)
Холм-пирамида, унаследованный Царицыным от усадьбы Кантемиров, является памятником паркового искусства XVIII века. Садовники Кантемиров придали крутому склону холма правильную конусную форму, расположив полукруглыми террасами прогулочные дорожки между регулярными парковыми посадками. Вершину холма венчала деревянная беседка, в которой летом 1775 года Екатерина II проводила заседания Государственного совета.
Здесь проявилось высокое мастерство Василия Баженова, нашедшего точные пропорции и формы, чтобы идеально вписать постройку в ландшафт. В небольшом сооружении, размерами напоминающим парковый павильон, не сразу угадывается дворец: лишь великолепная белокаменная эмблема с вензелем императрицы в лучах славы, венчающая фасад, говорит об особом предназначении постройки.
Смотрите старые фотографии: Малый дворец. 1960-1990 гг.: https://pastvu.com/p/154366
К началу XX века дворец превратился в руину, а после современной реставрации стал выставочным залом.
Оперный дом (1776-1778, архитектор Василий Баженов)
Оперный дом — одна из лучших построек Баженова не только в Царицыне, но и в его творческом наследии; его нередко сравнивают с гигантским резным ларцом для драгоценностей. Дворец предназначался, вероятно, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, для театральных представлений и придворных увеселений Екатерины II. Здание наиболее сложно декорировано среди сохранившихся царицынских построек Баженова, декоративные рисунки со звёздами, кругами и планетарными знаками намекают на масонство архитектора.
Смотрите старые фотографии: Оперный дом. 1891-1892 гг.: https://pastvu.com/p/92391
Прежде музыка никогда не звучала в Оперном доме – дворец стал использоваться лишь в наши дни, став выставочным и концертным залом музея-заповедника «Царицыно».
Фигурные (Виноградные) ворота (1777-1778, архитектор Василий Баженов)
Фигурные (Виноградные) ворота акцентируют условную границу между дворцовой и пейзажной частями парка. Своё второе название ворота получили благодаря украшению-гирьке в виде виноградной грозди, которая завершает причудливый и загадочный белокаменный узор, вписанный в проём арки.
Смотрите старые фотографии: Виноградные ворота. 1930-1949 гг.: https://pastvu.com/p/247727
Изначально Виноградные ворота имели богатое скульптурное убранство: по описи 1825 года известно, что декор ворот включал в себя четыре вазы, две фигуры купидонов и два изваяния мопсов. Но уже к середине XIX века убранство было полностью утрачено; до наших дней дошла одна собака из керамики, найденная случайно в 1927 году во время ремонтных работ (ныне находится в Музее архитектуры имени Щусева). В остальном ворота полностью сохранили свой изначальный архитектурный облик.
С холма спустимся на берег пруда, к пристани со сфинксами
В январе во льду Верхнего пруда вырубают купель для традиционных Крещенских купаний. Процесс омовения православных происходит под присмотром спасателей МЧС.
Официальный сайт: http://www.tsaritsyno-museum.ru/
Згура В. Проблемы и памятники, связанные с Баженовым. — М., 1929
Снегирёв В.Л. Знаменитый зодчий В. И. Баженов. — М., 1950
Минеева К.И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. — М.: Искусство, 1988
Сергеев И.Н. Царицыно. Страницы истории. — М.: Мир книги, 1993
Сергеев И.Н. Царицыно. Суханово: Люди, события, факты. — М.: Голос, 1998
Хачатуров С.В. Готический вкус в русской художественной культуре XVIII века. — М.: Прогресс-Традиция, 1999
Наумкин Г.И. Архитектурная иконография Царицынского ансамбля В. И. Баженова. — М.: Компания Спутник+, 2004
Нащокина М.В. Русские сады. XVIII — первая половина XIX века. — М.: Арт-Родник, 2007. — (Сады мира)
Греч А.Н. Царицыно // Венок усадьбам. — М.: АСТ-Пресс, 2007
Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно». — М.: Трэвел-Дизайн/ГМЗ «Царицыно», 2008
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Царицынские пруды…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, архитектура, хиппи, Царицыно, город на память, проуглки по Москве.