3 июля 2016 года
Фотопроект «Город на память». 256. Ленинская слобода
Улица в заводском промышленном районе сохранила дважды архаичное название (слобода – слово устаревшее, да ещё и Ленинская), а вот выглядит улица вполне современно – всё, что могло бы представлять краеведческий интерес, снесено или перестроено. В стародавние времена Симоновская слобода была живописной московской окраиной, в конце XIX века сюда дотянулась железнодорожная ветка и выросли заводские цеха, а в наши дни индустриальная составляющая уступила место бизнес-центрам и элитному жилью.
Смотрите старые фотографии: Лизин пруд. 1913 год: https://pastvu.com/p/12263
Вспоминая деревенское прошлое Симоновой слободы, необходимо упомянуть Лизин пруд – небольшой водоём недалеко от монастыря. В 1792 году Николай Карамзин в повести «Бедная Лиза» описал красоту этих мест: «Поезжайте в воскресенье… к Симонову монастырю… везде множество гуляющих… Еще не так давно я бродил уединённо по живописным окрестностям Москвы и думал с сожалением: «Какие места! и никто не наслаждается ими!», а теперь везде нахожу общества». По прихоти писателя героиня повести утопилась в этом пруду и вскоре к его берегам началось паломничество любителей литературы. Приезжавшие сюда на прогулку люди, узнавали пруд по описанию в повести, он стал знаменит и известен как Лизин, а о его древнем происхождении помнили лишь монахи и жители окрестных сёл (согласно церковному преданию, пруд был вырыт Сергием Радонежским и первыми иноками обители). На «Плане столичного города Москвы» 1843 года имеется двойное название водоёма – Сергиевский пруд Лизин, а позднее его иначе как Лизин пруд не называли. Когда-то его вода считалась целебной, но жители разраставшейся Симоновской слободы настолько загрязнили пруд, что купаться в нём стало невозможно.
В 1930 году Пролетарский райсовет распорядился засыпать пруд, что и было сделано, но не сразу, а в течении нескольких лет. В местной газете «Мотор» была опубликована статья в защиту пруда: «Так как этот пруд проточный, то его три года засыпают, а засыпать никак не могут. Сейчас пруд полностью заполнен чистой, прозрачной водой, выходящей даже из берегов. Пруд имеет водоносные ключи, из которых не переставая идет холодная, совершенно пригодная для питья вода, поэтому засыпать его невозможно. Если же его сохранить, в нём можно разводить рыбу и купаться. Я предлагаю сохранить Лизин пруд, превратив его в место для купания. Для этого следует провести следующие мероприятия: почистить от грязи и укрепить берега. Инициаторами этого дела должны быть учащиеся нашего ФЗУ, потому что здание ФЗУ стоит на берегу пруда, и им в первую очередь будут пользоваться фабзавученики». К мнению рабочего класса власти не прислушались, а позднее на этом месте вырос административный корпус завода «Динамо». Подробнее ознакомиться с историей пруда можно на сайте: http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/2-1-0-79
Где-то здесь находился Лизин пруд
По названию пруда в окрестностях появились Лизин тупик, Лизина слободка, Лизина площадь и Лизинская железнодорожная ветка с товарной станцией Лизино. Кто бы мог подумать, что в честь бедной девушки из сентиментального романа назовут железнодорожную станцию? А ведь это была одна из старейших промышленных железнодорожных веток, открывшаяся в 1894 году.
Смотрите старые фотографии: Переезд Лизинской ветви у старого Велозаводского рынка. 1954 год: https://pastvu.com/p/111036 Пакгаузы бывшего Восточного акционерного общества превратились в Велозаводский колхозный рынок. На заднем плане – дома по Автозаводской улице.
До наших дней сохранился вокзал товарной станции Лизино, построенный в 1915 году. Можно предположить, что некогда здесь было и пассажирское сообщение, иначе для чего строить это двухэтажное краснокирпичное здание? Шли десятилетия, окрестности быстро застраивались многоэтажками и станция Лизино в 1957 году закрылась, в её зданиях в самом начале улицы Ленинская слобода сегодня располагаются Женская консультация № 16, филиал Городской клинической больницы имени С.С.Юдина и подстанция скорой помощи. Архитектор вокзала неизвестен, в облике фасада эксперты находят сходство с работами Померанцева и Шехтеля.
По словам местных жителей, до недавнего времени здесь сохранялись и другие исторические постройки – предположительно конюшни. Они были снесены весной 2016 года под строительство подстанции скорой помощи.
Смотрите старые фотографии: 1956 год: https://pastvu.com/p/7785 Пути завершались вот у этих пакгаузов – товарных складов, построенных в 1909 году. На переднем плане старая застройка нынешней улицы Мастеркова, названной в 1970 году в честь лётчика-истребителя Александра Мастеркова.
На этом месте сейчас стоит многоэтажный жилой дом.
Лизинская ветка демонтирована, но участок между товарными станциями Симоново – Бойня пока не разобран. Железнодорожные пути ведут из ворот Московской нефтебазы на самом берегу Москвы-реки к Симоновскому валу и дальше в сторону Дубровки. Здесь можно увидеть заржавевшие стрелки и служебные постройки.
Смотрите старые фотографии: Авария на переезде. 1979-1980 гг.: https://pastvu.com/p/41364 Поезда давно не ходят, а прежде случались и вот такие столкновения.
Не будем так далеко уходить от основной темы, несколько слов о жилой застройке советского периода. Ленинская слобода, № 4 – жилой дом.
Ленинская слобода, № 7, дом построен в 1924 году, здесь жили руководители и сотрудники Ленинской нефтебазы.
Сейчас эти ворота снесены для расширения парковочного пространства
Ленинская слобода, № 9 – бывшее школьное здание, сейчас Финансово-казначейское управление ЮАО
В 1897 году было основано Центральное электрическое общество в Москве, производившее полукустарным способом электрооборудование по зарубежной технической документации. Позднее на его производственной базе вырос Московский электромашиностроительный завод «Динамо» имени С.М.Кирова. Это одно из крупнейших и старейших электромашиностроительных предприятий России, производившее электрооборудование для метро, трамваев и троллейбусов, оборудование для грузоподъёмных механизмов и кранов, электродвигатели для нужд химической, нефтяной и газовой промышленности, товары народного потребления.
Завод «Динамо» прекратил существование в 2009 году и его здания были реконструированы под нужды бизнес-квартала «Симоновский». Пребывавшие в запустении заводские корпуса получили новое содержание и, на мой взгляд, это неплохо. Такой вариант представляется более предпочтительным, чем снос старых построек и возведение на образовавшемся пустыре небоскрёбов, полностью меняющих исторический облик места.
На территории завода «Динамо» оказалась церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Когда-то здесь были похоронены герои Куликовской битвы, иноки Александр Пересвет и Родион Ослябя. В XVIII веке при разборе старой колокольни строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей, это означало, что под ними покоятся монахи или воины. Под надгробиями были обнаружены саркофаги Пересвета и Осляби. В 1928 году церковь Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта большевиками, а чугунное надгробие героев былых времён отправили на переплавку.
Смотрите старые фотографии: Памятник Марату. 1919 год: https://pastvu.com/p/13576
Вместо Пересвета и Осляби советская власть предложила горожанам новых героев и в 1919 году установила памятник Жан-Полю Марату, талантливому журналисту, издателю газеты «Друг народа», одному из лидеров якобинцев в годы Великой французской революции. Эту скульптуру создал юрист Марк Имханицкий, который не был профессиональным скульптором. К 1936 году памятник обветшал и его демонтировали. Пространство перед старым заводским корпусом некоторое время называлось площадью Возрождения, но пафосное название диссонировало с окружающей пролетарской действительностью и не прижилось.
Смотрите старые фотографии: «Рассказ о Перекопе». 1934 год: https://pastvu.com/p/37884
Ещё одним украшением площади стала скульптурная композиция Иннокентия Жукова «Рассказ о Перекопе». Фронтовику в будёновке было о чём рассказать пионерам: хотя армия генерала Врангеля в Крыму уступала по численности наступающим войскам РККА под командованием Михаила Фрунзе, белогвардейцы находились на хорошо укреплённых позициях и отчаянно сопротивлялись. В ноябре 1920 года ценой больших потерь Красная армия прорвалась в Крым, врангелевцы отступали к портам, чтобы на кораблях навсегда покинуть родину. Штурм Перекопа стал последним сражением Гражданской войны. Позднее в киноленте «Служили два товарища» Олег Янковский, Владимир Высоцкий, Ролан Быков представят взгляд на эти события и со стороны красных, и со стороны белых.
Предположительно, эта скульптурная композиция находилась здесь. Что касается памятников вождю пролетариата, то их просто не могло не быть на Ленинской слободе, но до наших дней они тоже не сохранились. Например, бюст Ленина в сквере медсанчасти завода «Динамо» был то ли сброшен, то ли похищен.
Ленинская слобода, № 17. Бывшая фабрика-кухня завода «Динамо», построенная в 1930-е годы.
Ленинская слобода, № 19 (фото вверху – 2007 год). Здание построено до революции как столовая для рабочих, в годы Первой Мировой войны переоборудовано под лазарет для раненых, а затем стало Домом культуры завода «Динамо». С 2003 года помещения занял ночной клуб Zona (арт-клуб Zona Versal). «На этой территории возможно всё: безумные и безудержные танцы до потери всякой связи с реальностью, искреннее наслаждение вибрациями музыки в такт пульсации басбита, новые поразительные знакомства на одну ночь и на всю жизнь», – сообщает сайт клуба. Впрочем, рейв-вечеринки это специфические тусовки любителей электронной музыки и далеко не всем интересны. В заведении «действуют жёсткий дресс-код и строгий фейсконтроль».
Одним из первых стал осваивать земли Симоновой слободы промышленник Бари, основав в 1893 году Кузнечно-котельный и меднолитейный механический завод, переименованный после революции в Государственный котельный завод «Парострой». Александр Бари родился в России, но имел гражданство США. Он основал фирму «Техническая контора инженера А.В.Бари», куда он пригласил на должность главного инженера и технического директора своего друга Владимира Шухова. Контора оказывала технические услуги от составления проекта до его строительства и вскоре стала известна в Российской империи и за рубежом.
Через несколько лет фирмой был изготовлен первый образец нового парового котла конструкции инженера Владимира Шухова. Чтобы наладить серийное производство эффективных паровых установок, было принято решение о строительстве предприятия «Котельный завод А.В.Бари». Для постройки своего московского завода Бари занял в аренду у Павла фон Дервиза три десятины земли Тюфелевой дачи, а позже этот участок выкупил. К 1894 году цеха были готовы и началось производство клёпаных изделий, резервуаров, котлов.
Паровые котлы Бари пользовались спросом в России, но фирма не ограничивалась только котлами и участвовала во многих инновационных проектах того времени – строительстве нефтепроводов и нефтяных резервуаров, зерновых элеваторов, железнодорожных мостов, гиперболоидных сетчатых башен. При участии «Строительной конторы инженера Бари» был создан Волжский нефтеналивной флот, реконструирован Мытищинский водопровод и началось строительство Мытищинского вагоностроительного завода.
На «Котельном заводе А.В.Бари» владелец ввёл «совершенно новый строй рабочей жизни»: зарплата была в среднем на 10% выше, чем на остальных фабриках, при этом рабочий день был короче, на обед предоставлялись щи, каша и хлеб за счёт хозяина, на предприятии дежурил фельдшер, а на вечерние курсы повышения квалификации приходили рабочие со всего района. Несмотря на либеральные условия труда, пролетарии приняли участие и в стачках 1905 года, и в революционных событиях 1917 года.
Здания реконструированы и используются в качестве бизнес-центра.
Дальше по Ленинской слободе можно увидеть два деревянных дома. Один из них реконструирован (фото 2007 и 2016 годов).
Второй дом снесён и на его месте выстроен новый (фото 2007 и 2016 годов).
В 1913 году город приобрел участок на краю Симоновой слободы за заводом Бари под строительство 2-ой Городской трамвайной электрической станции. К 1916 году здания были построены, заказано оборудование, но революция прервала ввод станции в действие. В 1922 году здесь разместился Всесоюзный теплотехнический институт и вскоре запустили Экспериментальную ТЭЦ.
Смотрите старые фотографии: Теплотехнический институт. 1925 год: https://pastvu.com/p/176557
На станции смонтировали котельные агрегаты с давлением пара до 35 МПа, паровые и газовые турбины, электрогенераторы, крупномасштабные стенды для экспериментальных работ. С 1928 года ТЭЦ снабжала электроэнергией окрестные промышленные предприятия.
Сейчас это пространство занимает Всероссийский теплотехнический научно-исследовательский институт, а по соседству высятся трубы ТЭЦ-9 ОАО «Мосэнерго», которую предполагается вывести по завершении реконструкции территории ЗИЛ.
ТЭЦ-9 – тоже постройка историческая, сооружена в 1930-е годы.
Смотрите старые фотографии: Замена дымовой трубы на ТЭЦ-9. 1947-1949 гг.: https://pastvu.com/p/92642
Ленинская слобода, № 23с7 – вероятно, производственный корпус
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Ямское поле. ГУЦЭИ…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, архитектура, город на память, прогулки по Москве, промзона, Ленинская слобода.