02.04.2019 01:42

ЦДХ всё

Мы не торопились публиковать эту новость, чтобы никто не принял её за первоапрельскую шутку. Когда закрывается учреждение культуры с сорокалетней историей – это не шутка, а невесёлые сегодняшние реалии. Центральный дом художника прекратил существование и с 1 апреля здание на Крымском Валу полностью перешло в ведение Третьяковской галереи – «мёртвым художникам», как иронизируют живые современные мастера кисти, лишившиеся своего дома.

Выставочный комплекс Союза художников был задуман ещё в пятидесятые годы, проект подготовлен в шестидесятые, но ЦДХ строился медленно и принял первых посетителей лишь в 1979 году. В его залах прошли сотни, а то и тысячи выставок отечественных и зарубежных живописцев, на которые выстраивались длинные очереди. Моё первое знакомство с ЦДХ состоялось в 1989 году как раз на такой топовой выставке скульптурных работ Михаила Шемякина.

ЦДХ открывал новые форматы общения – проводил книжные и архитектурные фестивали, выставки современной культуры, форумы дизайна и рекламы, антикварные салоны. Расположенный амфитеатром небольшой киноконцертный зал ЦДХ зачастую не мог вместить всех желающих посетить концерты, в афише можно было найти все музыкальные жанры, а для любителей «важнейшего из искусств» проводились киносеансы, причём в аппаратной установлены проекторы и для плёночных фильмов, и для цифры.

Когда-то Третьяковская галерея получила добро Союза художников на размещение фондов, затем попросила выставочные площади, теперь коммерческая составляющая возобладала над социальным проектом. Согласитесь, что Третьяковка – это мировой бренд и всегда сумеет заполнить залы, показать людям качественные выставки и получить прибыль. Это важно в современных условиях, но куда деваться тысячам современных художников?

ЦДХ был, пожалуй, единственной вместительной и престижной площадкой, где художники арендовали залы по адекватным расценкам. Да, есть Гостиный двор, Манеж и другие выставочные залы, но ценник там совсем другой. Да, в Москве хватает небольших художественных галерей, но это камерные пространства, где нет возможности одновременно показать разные стили, нет коммуникации и обмена опытом художников разных направлений.

Ещё во времена Лужкова ЦДХ собирались уничтожить – полностью снести здание и возвести на его месте деловой центр с музеями, торговыми галереями, гостиницей, но модернистский проект «Апельсин» британского архитектора Фостера оказался слишком дорогим. В итоге советский параллелепипед остался на своём месте, но вот художников из него попросили.

Реконструкцию устаревшего здания намечено начать в 2022 году, а до этого времени будут проведены подготовительные работы и поиск внебюджетного финансирования проекта. Предполагается, что третий этаж всё-таки останется за Союзом художников на безвозмездной основе, но до этого момента пройдёт как минимум пять-шесть лет.

Ознакомиться с историей ЦДХ можно в краеведческом сюжете фотопроекта «Город на память»

ЦДХ. 22.03.19.38.ЦДХ. 22.03.19.36.ЦДХ. 22.03.19.13.ЦДХ. 22.03.19.17.ЦДХ. 22.03.19.23.02. ЦДХ. 22.03.19.10.03. ЦДХ. 22.03.19.32.ЦДХ. 29.03.19.21.ЦДХ. 29.03.19.42.ЦДХ. 29.03.19.10.ЦДХ. 29.03.19.05.ЦДХ. 22.03.19.30.ЦДХ. 22.03.19.11.ЦДХ. Концертный зал. 22.03.19.03.ЦДХ. Концертный зал. 22.03.19.14.ЦДХ. 29.03.19.08.ЦДХ. 29.03.19.32.ЦДХ. 29.03.19.44.ЦДХ. 29.03.19.40.

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метки: Третьяковская галерея, ЦДХ, редевелопмент.

Другие публикации

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

19.10.2019 в 21:55

«Город на память». 507. Крымский Вал, 10. Третьяковка минус ЦДХ


В 1956 году было принято решение о строительстве Выставочного зала Союза художников СССР на месте стадиона в Бабьем городке.

11.10.2019 в 21:25

«Город на память». 505. Лаврушинский переулок и Третьяковская галерея


На четырёхстах метрах Лаврушинского переулка уместились почти все этапы эволюции московской архитектуры - от белокаменных палат XVII века до жилого комплекса 2007 года.

27.12.2018 в 21:01

«Город на память». 402. Рязанский проспект и улица Михайлова


В 1961 году Рязанский район вошел в черту Москвы и вскоре началось масштабное жилищное строительство.

27.12.2018 в 20:37

«Город на память». 401. Рязанский проспект и ВНИИМЕТМАШ


В XVII—XVIII веках в окрестностях дороги на Рязань селились крестьяне и названия старинных деревень нашли отражение в современной топонимике: Карачарово, Плющево, Вязовка

25.12.2018 в 22:02

«Город на память». 378. Из села Богородское в село Преображенское


В названиях современных московских районов сохранилась память о сёлах, некогда находившихся на берегах Яузы - Богородском и Преображенском.

21.12.2018 в 23:26

«Город на память». 352. Шоссе Энтузиастов и «Серп и Молот»


Шоссе Энтузиастов начинается от Рогожской заставы и завершается в Балашихе, а это двадцать с лишним километров через промышленные зоны и спальные районы.

21.12.2018 в 21:11

«Город на память». 349. Октябрьская улица и «квартирный вопрос»


Реновация ещё доберётся сюда, а пока длинные ковши дотянулись лишь до издательского комплекса «Детская книга».

21.12.2018 в 14:40

«Город на память». 346. Промзона № 11. Складочная улица


Крупные заводы были рассчитаны на плановую социалистическую экономику, оказались наиболее уязвимы в условиях рынка и стали закрываться в первую очередь.

11.12.2018 в 12:04

«Город на память». 267. ЗИЛ. Из легенды в парк


Автомобили АМО-ЗИС-ЗИЛ заняли достойное место в музеях, а сам автозавод практически прекратил существование.

10.12.2018 в 19:34

«Город на память». 261. Золоторожский Вал


Юлий Гужон управлял жёстко, с рабочими не церемонился, на уступки не шёл и однажды во время забастовки уволил сразу 1200 человек.