Мы не торопились публиковать эту новость, чтобы никто не принял её за первоапрельскую шутку. Когда закрывается учреждение культуры с сорокалетней историей – это не шутка, а невесёлые сегодняшние реалии. Центральный дом художника прекратил существование и с 1 апреля здание на Крымском Валу полностью перешло в ведение Третьяковской галереи – «мёртвым художникам», как иронизируют живые современные мастера кисти, лишившиеся своего дома.
Выставочный комплекс Союза художников был задуман ещё в пятидесятые годы, проект подготовлен в шестидесятые, но ЦДХ строился медленно и принял первых посетителей лишь в 1979 году. В его залах прошли сотни, а то и тысячи выставок отечественных и зарубежных живописцев, на которые выстраивались длинные очереди. Моё первое знакомство с ЦДХ состоялось в 1989 году как раз на такой топовой выставке скульптурных работ Михаила Шемякина.
ЦДХ открывал новые форматы общения – проводил книжные и архитектурные фестивали, выставки современной культуры, форумы дизайна и рекламы, антикварные салоны. Расположенный амфитеатром небольшой киноконцертный зал ЦДХ зачастую не мог вместить всех желающих посетить концерты, в афише можно было найти все музыкальные жанры, а для любителей «важнейшего из искусств» проводились киносеансы, причём в аппаратной установлены проекторы и для плёночных фильмов, и для цифры.
Когда-то Третьяковская галерея получила добро Союза художников на размещение фондов, затем попросила выставочные площади, теперь коммерческая составляющая возобладала над социальным проектом. Согласитесь, что Третьяковка – это мировой бренд и всегда сумеет заполнить залы, показать людям качественные выставки и получить прибыль. Это важно в современных условиях, но куда деваться тысячам современных художников?
ЦДХ был, пожалуй, единственной вместительной и престижной площадкой, где художники арендовали залы по адекватным расценкам. Да, есть Гостиный двор, Манеж и другие выставочные залы, но ценник там совсем другой. Да, в Москве хватает небольших художественных галерей, но это камерные пространства, где нет возможности одновременно показать разные стили, нет коммуникации и обмена опытом художников разных направлений.
Ещё во времена Лужкова ЦДХ собирались уничтожить – полностью снести здание и возвести на его месте деловой центр с музеями, торговыми галереями, гостиницей, но модернистский проект «Апельсин» британского архитектора Фостера оказался слишком дорогим. В итоге советский параллелепипед остался на своём месте, но вот художников из него попросили.
Реконструкцию устаревшего здания намечено начать в 2022 году, а до этого времени будут проведены подготовительные работы и поиск внебюджетного финансирования проекта. Предполагается, что третий этаж всё-таки останется за Союзом художников на безвозмездной основе, но до этого момента пройдёт как минимум пять-шесть лет.
Ознакомиться с историей ЦДХ можно в краеведческом сюжете фотопроекта «Город на память»