Мы не торопились публиковать эту новость, чтобы никто не принял её за первоапрельскую шутку. Когда закрывается учреждение культуры с сорокалетней историей – это не шутка, а невесёлые сегодняшние реалии. Центральный дом художника прекратил существование и с 1 апреля здание на Крымском Валу полностью перешло в ведение Третьяковской галереи – «мёртвым художникам», как иронизируют живые современные мастера кисти, лишившиеся своего дома.
Выставочный комплекс Союза художников был задуман ещё в пятидесятые годы, проект подготовлен в шестидесятые, но ЦДХ строился медленно и принял первых посетителей лишь в 1979 году. В его залах прошли сотни, а то и тысячи выставок отечественных и зарубежных живописцев, на которые выстраивались длинные очереди. Моё первое знакомство с ЦДХ состоялось в 1989 году как раз на такой топовой выставке скульптурных работ Михаила Шемякина.
ЦДХ открывал новые форматы общения – проводил книжные и архитектурные фестивали, выставки современной культуры, форумы дизайна и рекламы, антикварные салоны. Расположенный амфитеатром небольшой киноконцертный зал ЦДХ зачастую не мог вместить всех желающих посетить концерты, в афише можно было найти все музыкальные жанры, а для любителей «важнейшего из искусств» проводились киносеансы, причём в аппаратной установлены проекторы и для плёночных фильмов, и для цифры.
Когда-то Третьяковская галерея получила добро Союза художников на размещение фондов, затем попросила выставочные площади, теперь коммерческая составляющая возобладала над социальным проектом. Согласитесь, что Третьяковка – это мировой бренд и всегда сумеет заполнить залы, показать людям качественные выставки и получить прибыль. Это важно в современных условиях, но куда деваться тысячам современных художников?
ЦДХ был, пожалуй, единственной вместительной и престижной площадкой, где художники арендовали залы по адекватным расценкам. Да, есть Гостиный двор, Манеж и другие выставочные залы, но ценник там совсем другой. Да, в Москве хватает небольших художественных галерей, но это камерные пространства, где нет возможности одновременно показать разные стили, нет коммуникации и обмена опытом художников разных направлений.
Ещё во времена Лужкова ЦДХ собирались уничтожить – полностью снести здание и возвести на его месте деловой центр с музеями, торговыми галереями, гостиницей, но модернистский проект «Апельсин» британского архитектора Фостера оказался слишком дорогим. В итоге советский параллелепипед остался на своём месте, но вот художников из него попросили.
Реконструкцию устаревшего здания намечено начать в 2022 году, а до этого времени будут проведены подготовительные работы и поиск внебюджетного финансирования проекта. Предполагается, что третий этаж всё-таки останется за Союзом художников на безвозмездной основе, но до этого момента пройдёт как минимум пять-шесть лет.
Ознакомиться с историей ЦДХ можно в краеведческом сюжете фотопроекта «Город на память»
Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.
После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.
В зданиях советской постройки успешно работает сеть Москино, которая спасла от закрытия 13 больших и маленьких кинотеатров.
Авторы архитектурного проекта вдохновлялись концептуальной графикой нидерландского художника Эшера.
При советской власти Москва была крупным пролетарским городом с сотнями заводов и фабрик, которые производили оборудование и товары для нужд всей страны.
В начале 1930-х годов на базе Московских городских боен развернулось строительство Первого московского колбасного завода (Мясокомбината имени Микояна).
В 1956 году было принято решение о строительстве Выставочного зала Союза художников СССР на месте стадиона в Бабьем городке.
На четырёхстах метрах Лаврушинского переулка уместились почти все этапы эволюции московской архитектуры - от белокаменных палат XVII века до жилого комплекса 2007 года.
В 1961 году Рязанский район вошел в черту Москвы и вскоре началось масштабное жилищное строительство.
В XVII—XVIII веках в окрестностях дороги на Рязань селились крестьяне и названия старинных деревень нашли отражение в современной топонимике: Карачарово, Плющево, Вязовка
В названиях современных московских районов сохранилась память о сёлах, некогда находившихся на берегах Яузы - Богородском и Преображенском.
Шоссе Энтузиастов начинается от Рогожской заставы и завершается в Балашихе, а это двадцать с лишним километров через промышленные зоны и спальные районы.
Реновация ещё доберётся сюда, а пока длинные ковши дотянулись лишь до издательского комплекса «Детская книга».
Крупные заводы были рассчитаны на плановую социалистическую экономику, оказались наиболее уязвимы в условиях рынка и стали закрываться в первую очередь.
Автомобили АМО-ЗИС-ЗИЛ заняли достойное место в музеях, а сам автозавод практически прекратил существование.
Юлий Гужон управлял жёстко, с рабочими не церемонился, на уступки не шёл и однажды во время забастовки уволил сразу 1200 человек.