25.08.2020 02:26

«Последний троллейбус плывёт по Москве…»

В 1933 году на московских улицах появился новый вид общественного транспорта — троллейбус. У него было, как минимум, два очевидных преимущества перед конкурентами: троллейбус вмещал больше пассажиров, чем автобусы того времени, и был экономичным, как трамвай, но не требовал расходов на прокладку рельсов. Позднее город озаботился проблемой загрязнённости окружающей среды и у экологически чистого троллейбуса появились новые козыри. Расклад изменился с появлением джокера-электробуса, который в Москве стал приоритетным транспортом. Предполагается, что троллейбусная контактная сеть будет полностью демонтирована в сентябре. Лирическая песня Булата Окуджавы про последний синий троллейбус, написанная в 1957 году, стала грустной реальностью в наши дни.

Московские власти на протяжении нескольких лет шаг за шагом продвигались к полному отказу от троллейбуса – сначала были прекращены закупки нового подвижного состава, затем на троллейбусные маршруты вывели автобусы, начался поэтапный демонтаж контактной сети, а старые машины передали в другие регионы (в России троллейбус востребован в 80 городах). К августу 2020 года в Москве троллейбусы работали лишь на семи маршрутах м4, 20, 28, 59, 60, 64 и 72, но настал и их черёд уступить место автобусам или электробусам.

Один из последних троллейбусных, магистральный маршрут М4, начинается в центре города возле кинотеатра «Ударник» и ведёт в юго-западные районы на Озёрную улицу. Почти весь путь проходит по выделенной для общественного транспорта полосе Ленинского проспекта. За окном дореволюционные больницы и доходные дома сменяются кварталами парадных сталинок, переходящих в типовую застройку эпохи индустриального домостроения. Даже на окраине можно обнаружить своеобразные архитектурные достопримечательности, например, Олимпийскую деревню или самый крупный столичный долгострой, который не могут завершить вот уже тридцать лет.

Троллейбусы по Ленинскому проспекту на Юго-Запад стали курсировать ещё в конце 1950-х годов, маршрут № 4 начинался тогда на улице Горького и завершался возле метро «Университет». Когда на месте бывших совхозных земель развернулось массовое жилищное строительство, к «четвёрке» добавился маршрут № 33 от Октябрьской площади до улицы Кравченко. Современный М4 продлён ещё дальше, почти до МКАД. На своём пути, который занимает 1 час 10 минут, троллейбус (а теперь автобус) делает 40 остановок.

Троллейбус М4. 24.08.20.01..Троллейбус М4. 24.08.20.03.Троллейбус М4. 24.08.20.07.Троллейбус М4. 24.08.20.08.Троллейбус М4. 24.08.20.18.Троллейбус М4. 24.08.20.11. Ленинский пр.Троллейбус М4. 24.08.20.10.Троллейбус М4. 24.08.20.09.Троллейбус М4. 24.08.20.15.Троллейбус М4. 24.08.20.13.Троллейбус М4. 24.08.20.12.Троллейбус М4. 24.08.20.14.

После упразднения троллейбуса на М4 выйдут не электробусы, а дизельные автобусы, на которые пересядут водители троллейбусов. Многие уже прошли переобучение и получили права, так что профессионалы без работы не останутся.

Троллейбус М4. 24.08.20.22.Троллейбус М4. 24.08.20.32.Троллейбус М4. 24.08.20.29.Троллейбус М4. 24.08.20.28.Троллейбус М4. 24.08.20.27.Троллейбус М4. 24.08.20.24.

Небольшой опрос среди пассажиров показал, что подавляющему большинству вообще не важно, на чём ехать – весь столичный наземный транспорт обновлён за последние годы, курсирует регулярно с небольшими интервалами и вполне удовлетворяет запросы горожан. Если всё-таки выбирать между троллейбусом и автобусом, то мнения разделились поровну: в пользу автобуса говорит его манёвренность и отсутствие проводов, не украшающих городской ландшафт, а сторонники троллейбуса вспоминают экологичность, вместительную компоновку салона и ностальгию по тем временам, когда «рогатый» был одним из символов Москвы.

Пока происходит замена, теоретически троллейбусы ещё могут выйти на линию в ближайшие дни, но решение принято и 24 августа 2020 года можно считать последним днём работы московского троллейбуса. Один из традиционных для Москвы видов транспорта уходит тихо и незаметно без официальных церемоний и слов прощания от городских властей, просто завтра пассажиры на остановке увидят автобус, следующий по привычному троллейбусному маршруту. Троллейбус уехал в историю.

Вспомнить историю московского троллейбуса можно в фотопроекте «Город на память»: https://rblogger.ru/2020/01/17/gorod-na-pamyat-544-moskovskij-trollejbus-istoriya/

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метка: московский троллейбус.

Другие публикации