Итак, мы уже почти у цели. Ведь в это путешествие мы отправились только потому, что Лёша обещал свозить Лену в Париж. Мужик, как говорится, сказал – мужик сделал.
Утром 6 января я кое-как растолкал народ и заставил вывалиться на улицу, где был 30-градусный мороз. Холод нам не помеха, сегодня мы доберемся до Парижа и увидим знаменитые собор, поля и башню.
Поехали!
Только этой песенкой я смог вытащить из кровати ленивых москвичей :)
Из Мяделя мы стартуем и мимо Нарочи едем в местечко Камаи, где находится костёл Иоанна Крестителя.
Храм был построен в начале 17 века. Снаружи лишён всяческих декоративных излишеств. В своё время костёл являлся крепостью, в которой в случае войны можно было не только укрыться от неприятеля, но и отстреливаться из башен. В память о многочисленных ядерных войнах, которые пережил храм, во время одного из ремонтов, в стены были вмурованы пушечные ядра. Хотя, в народе ходят легенды, что ядра там просто застряли во время обстрелов.
За свою 400-летнюю историю костёл в Камаях ни разу не закрывался, что для земель, бывших под властью советов большая редкость. При этом, попасть в сам костёл довольно непростая задача для туристов, потому что большую часть времени его двери закрыты на замок. Нам же очень повезло – как раз в момент нашего приезда закончилась служба по случаю праздника Крещения Господня. Мы услышали финальные аккорды старинного органа, выпустили прихожан на улицу и вошли внутрь, где специально для нас ксёндз, со словами – «для дзяцей цi тых, хто ўжо здзяцiнiўся», – включил рождественский вертеп.
Перед костёлом установлен каменный крест 15-16 веков, который тоже является памятником истории и культуры.
Отсюда мы отправляемся дальше. Следующая остановка в городе Поставы. Здесь интересно прогуляться по центральной площади, где кроме памятника Ильичу на самокате сохранилась замечательная застройка периметра.
Здесь можно представить, какими уютными в прежние века были небольшие города в Беларуси.
В центре Постав, как и в большинстве белорусских городов, находятся православная церковь и католический костёл. Костёл Святого Антония Падуанского построен в конце 19 – начале 20 веков.
На другом берегу пруда – у центральной площади, стоит Свято-Николаевский собор конца 19 века.
От костёла церковь смотрится намного лучше, чем с площади.
В Поставах можно ещё много чего посмотреть, например, дворцово-парковый комплекс, но это лучше делать летом, а не в -30. А сейчас едем дальше.
Что-то мне подсказывает, что раньше дороги Р-45 не было, и путь из столицы Великого княжества в Полоцк проходил по дороге, которая сейчас имеет номер Р-110, по ней мы сейчас и едем. За несколько километров до деревни Лучай над горизонтом вырастает громадина костёла святого Тадэвуша. Мы на машине приближаемся к нему за несколько минут, а вот во времена, когда он только был построен, путник должен был любоваться храмом достаточно долго.
Костёл был построен во второй половине 18 века дедом Михала Клеофаса Огинского в стиле барокко, а в первой половине следующего столетия подвергся небольшой перестройке, после чего в архитектуре добавились черты классицизма.
В советские времена храм хотели взорвать, но местное население смогло его отстоять, поэтому внутри сделали склад химических удобрений. В момент нашего приезда костёл был закрыт, но и тут нам повезло – мы встретили женщину, у которой были ключи :) Она провела небольшую экскурсию, рассказала, что тут да как, как деды-бабки «воевали» за храм с советами, как потом его восстанавливали.
А мы продолжаем свой путь. Делаем небольшую остановку в деревне Дуниловичи.
Здесь заглянули на кладбище советско-польской войны 1920 года и в костёл Святой троицы.
Ну, а теперь – в Париж!
Ходит легенда, что Париж основал сам Наполеон, но, на самом деле, Париж упоминается в летописях ещё до того, как сюда ступила нога французских завоевателей.
Загнивающая Европа.
Наш Париж веками сохраняет свой шарм, не поддаваясь мимолетным веяниям моды.
Парижанин идёт в Нотр-Дам.
Конечно же, здесь на Елисейских полях стоит знаменитая Эйфелева башня.
Шопиться в Париже не стали – проходила отгрузка товара.
Такой вот он, законодатель моды.
А сейчас с чувством выполненного долга можно двигаться в сторону дома. Но мы так устали гуляя по бесчисленным переулкам Парижа, что нельзя было не остановиться где-нибудь отдохнуть и пообедать. Поэтому едем в Глубокое!
На въезде в город стоит памятник Павлу Осиповичу Сухому. Сухой здесь родился в 1895 году.
Гулять по городу, как я написал выше, сил у нас не было, да и мороз же, поэтому сразу едем на центральную площадь города, которая сейчас носит имя 17 сентября – в память о дне, когда Советский союз вступил во Вторую Мировую войну, отжимая у Польши Западную Беларусь. Как не трудно догадаться, Глубокое было тогда в составе Польши.
Здесь есть кафе, где мы и задержимся на часок.
Площадь раньше называлась Кафедральной. С двух её сторон стоят соборы. С одной – православный Рождества Пресвятой Богородицы, который построен в 17 веке и изначально был костёлом Успения Девы Марии, но после освободительного восстания 1830-1831 годов собор был отдан православным, а подвалы монастыря кармелитов сделали камерами для повстанцев.
Незадолго до этого, в 1812 году, в монастыре гостил Наполеон, который очень жалел, что нельзя собор взять с собой в Париж. Хотя, если верить легендам, Наполеон мечтал увезти с собой половину архитектурных памятников Беларуси (многие бы, наверное, это спасло от других завоевателей и оккупантов).
Напротив стоит костёл Святой Троицы середины 18 века. В связи с тем, что российские власти отобрали у католиков храм с фото выше, приход не вмещался в здание оставшегося единственного в городе костёла, поэтому он подвергся расширению в начале 20-го столетия. Главный фасад перестройка не затронула.
Ещё в Глубоком есть знаменитый завод, где делают кошерную сгущенку. Как в Беларуси христианское население делится на православных и католиков, так страна поделена и на приверженцев глубокской или рогачевской сгущёнки :) Но мы на завод не поедем, нам в другую сторону.
На выезде из города сделаем ещё один привал. Тут стоит памятник барону Мюнхгаузену.
Недавно кто-то из местных жителей на старом городском кладбище отыскал могилу Мюнхгаузена. И пусть наш барон умер на сто лет позже того, который считается настоящим, мы ведь знаем, что барон Мюнхгаузен славен не тем, что он летал или не летал на Луну. Он славен тем, что никогда не врет.
А вот и само кладбище с часовней Святого Илии.
Кстати, на кладбище есть ещё один интересный памятник – мемориальная колонна в честь Конституции 3 мая. 3 мая 1791 года в Речи Посполитой была принята первая в Европе и вторая в мире (после США) конституция.
Кладбище «Коптевка» расположено на холме, и отсюда открывается панорамный вид на город.
Значительный участок кладбища занимают захоронения солдат, погибших во время советско-польской войны 1920 года.
На этом, основная программа нашей небольшой экскурсии по Беларуси подошла к концу. Сейчас мы мчим в Полоцк, а завтра отправляемся в Москву. По дороге еще заскочим на часок в Витебск, может быть, получится что-нибудь написать и про него.
Рубрика: Разное. Метки: Беларусь, Париж, Глубокое, Поставы.Продолжение: Витебск за полчаса