27 июня 2012 года
«Город на память». 019. Сыромятники
Район Сыромятники получил своё название в XVIII—XIX веках по расположению на месте существовавшей в XVII веке Сыромятнической слободы (от сыромятник — «кожемяка, мастер, занимающийся изготовлением сыромятной кожи»). Вся топонимика этой местности связана с кожевенных дел мастерами: Сыромятническая набережная, Верхняя, Нижняя и Новая Сыромятнические улицы, 1-й — 4-й Сыромятнические переулки и Сыромятнический проезд.
Прогулку можно начать от Курского вокзала, который ещё десять лет назад считался самым грязным и маргинальным московским вокзалом. Несколько лет назад на территории навели порядок, а само здание подверглось косметическому ремонту.
Но безработный и бездомный люд по-прежнему собирается в привокзальных переулках.
Автобус «Милосердие» начал работать в 2004 году. Проект был создан по инициативе сотрудников группы помощи бездомным в московских больницах, которых беспокоило то, что из-за обморожений бездомным ампутируют руки и ноги. Первоначально на добровольной основе на ночные рейды выезжали трое сотрудников. Затем, когда проект привлёк внимание благотворителей, удалось сформировать три штатные бригады, выезжающие посменно. В состав бригады входят врач или фельдшер, медсестра, два помощника-санитара и водитель.
Маршрут ночного автобуса включает все столичные вокзалы, являющиеся местами массового скопления людей, не имеющих крыши над головой. Здесь в холодное время года сотрудники автобуса ищут людей, находящихся в положении, угрожающем их жизни и здоровью, и оказывают им первую помощь. Программа работы: активный поиск пациентов, доставка их в салон машины, где они могут согреться, выпить стакан чая. Утром подопечные автобуса проходят санобработку в санпропускнике №4. После этого подопечными занимаются социальный работник, при необходимости подопечного отправляют в медпункт.
Станция метро «Курская» в 2011 году открылась после реконструкции, внутренний интерьер воссоздан в первоначальном историческом варианте.
На Садовое кольцо торцом выходит жилой дом с большим ювелирным магазином, а в советские времена в нём размещался гастроном.
Заброшка по адресу: 2-й Сыромятнический переулок, 4
В переулках чудесным образом сохранился деревянный дом
Смотрите старые фотографии: Нижние Сыромятники и Хлудовские богадельни. 1882-1883 гг.: https://pastvu.com/p/61854
3-й Сыромятнический переулок
Бывшая городская усадьба Долгоруких. Долгорукие – один из самых древних княжеских родов, восходящий своими корнями к Рюриковичам. Царский род одним словом. Князья имели много имений и в Калужской, и в Московской областях, и несколько городских усадеб в Москве. В середине XIX века на холме, с которого хорошо был виден Андроников монастырь, Долгорукие построили усадьбу в стиле позднего европейского барокко.
Здание школы № 401 было построено в 1953 году, ныне здесь физико-математический лицей
Костомаровский переулок ведёт к мосту через Яузу и Спасо-Андроникову монастырю
ДК Метростроя в Костомаровском переулке
Люк НКС – наркомата связи
Оригинальный трамвайный тоннель под железнодорожным путепроводом Курского и Горьковского направлений, с вложенной колеей для трамвая (габарит тоннеля вмещает только один трамвайный путь). Два пути сплетаются, но не соединяются, идут в 20 сантиметрах друг от друга, а потом снова расплетаются. Таким образом трамваи в тоннеле идут каждый по своему пути, но эти два пути практически занимают место одного.
А этот тоннель ведёт к Винзаводу
Промышленная зона в XXI веке утратила первоначальное предназначение и превращается в большую арт-площадку. На бывших территориях «Московского комбината вин» и «Манометра» сейчас расположены культурные центры Винзавод и ArtPlay.
Главный дом усадьбы Гусева-Марецкой в 4-ом Сыромятническом переулке, дом 1с2, построен в начале XIX века
Таможенный мост — пешеходный мост через Яузу, соединяющий Золоторожскую и Сыромятническую набережные, построен в 1939 году.
Пристань, оборудованная швартовыми кнехтами
Сыромятнический гидроузел (1940) — гидротехническое сооружение на реке Яузе в трёх километрах от её устья. Раньше на этом месте находился Золоторожский мост, соединявший Сыромятнический проезд с районом Лефортово. По планам 1935 года на Яузе планировалось возвести четыре подобных гидроузла. Сыромятнический гидроузел состоит из шлюза возле левого берега и водосливной плотины возле правого берега. Между шлюзом и плотиной находится небольшой искусственный остров, на котором расположены технические сооружения. В нижнем бьефе возле плотины швартуются мусоросборные суда.
Смотрите старые фотографии: Гидроузел. 1940 год: http://pastvu.com/p/60017
Андроников виадук — железнодорожный мост Курского и Горьковского направлений МЖД на перегоне между Курским вокзалом и платформой «Серп и Молот». Построен в 1865 году по проекту инженеров Н.Колоколова, С.Терёхина и архитектора Б.Надежина. В 1950—1951 годах мост был реконструирован.
Смотрите старые фотографии: Андроников виадук. 1888 год: http://pastvu.com/p/418
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – улица Достоевского, бывшая Новая Божедомка…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, архитектура, город на память.