4 апреля 2014 года
Фотопроект «Город на память». 118. Старая Басманная улица. Часть 1
Старая Басманная улица (до 1730 – Басманная улица, 1918-1919 – улица Коммуны, 1919—1938 — Марксова улица, 1938-1994 – улица Карла Маркса). По одной версии, здесь жили дворцовые пекари-басманники, выпекавшие басманы – определенного веса хлебы, которые поставлялись во дворец, а также раздавались служащим, которым полагалось казенное хлебное довольствие. По другой — ремесленники которые «басмили», то есть делали широко распространенные узорные украшения на металле или коже.
С начала и до конца XVII века по этой слободе проходила главная дорога из Кремля, с 1650-х годов царь Алексей Михайлович ездил по ней в Преображенское. Позднее Петр I предпочёл другой маршрут поездок – по нынешней Новой Басманной. В то время здесь селились иноземцы, купцы, которые к XVIII веку уступили место знатным вельможам и богатым заводчикам.
В пожар 1812 года улица выгорела, уцелели дома графа Румянцева, князя Куракина, Салтыкова, Аникеева и купца Александрова. С 1908 года открылось движение электрических трамваев по Старой Басманной улице. В 1930-х годах в связи с реконструкцией Земляного вала старые дома в начале Старой Басманной снесли и построили многоэтажные здания.
Начинается улица с пересечения с Земляным Валом…
…и ведёт в сторону площади Разгуляй. Смотрите старые фотографии: 1971 год: https://pastvu.com/p/354 и ведёт в сторону площади Разгуляй.
№ 5 — Доходный дом Н.Козлова (1907, архитектор К.Розенкампф)
№ 7 — Доходный дом Н.Шерупенкова (1897, архитектор В.Мясников)
Смотрите старые фотографии: Старая Басманная улица, 5. 1987 год: https://pastvu.com/p/105498
№ 6 — Доходный дом (1880—1884, архитектор К.Козьмин)
№ 10 – построен в середине XIX века
Путепровод Карла Маркса (Старобасманный) через Алексеевскую соединительную ветвь Московской железной дороги построен в 1959 году взамен старого дореволюционного.
№ 11 — Дом правления Московско-Курской и Нижегородско-Муромской железных дорог (1898—1899, архитектор Н.Орлов). В 1870 году между Николаевской и Курской железными дорогами построили соединительную ветку, а спустя некоторое время возвели дом для управления службы дорог и для проживания служащих.
Смотрите старые фотографии: Здание управления Московско-Курской железной дороги. 1908-1917 гг.: https://pastvu.com/p/39692
За ним – № 13 — доходный дом А.Половинкина, 1908, архитектор С.Воскресенский
№ 12, стр.1 — Доходный дом О.Вильнера (1902—1904, Н.Жерихов; 1916, Ф.Кольбе)
№ 14, стр.2 — жилой дом XVIII века
№ 15, стр.2 — памятник модерна — доходный дом персидского подданного Аджи-Мамед Усейн Ага Аминезара, 1902, архитектор В.Шауб
№ 15, стр.3 – подъездной дворец князя Василия III. 1-й этаж – конец XV века, 2-й этаж – XVIII века
№ 15, стр.4 – усадебный дом М.Голицына. Это очень старая постройка, внутри обнаружена кладка XVI века.
Сад между Старой и Новой Басманной основан в 1920 году как слияние территорий нескольких усадебных участков: Стахеева (Новая Басманная, 14), Чулкова (Новая Басманная, 16) и Голицына (Старая Басманная, 15). Первоначальное название было – Сад имени 1 Мая, а с 1922 года носит имя Николая Баумана. Революция отобрала у дворян Стахеевых эксклюзивное право уединяться в тени старинного грота, отныне любой пролетарий или пролетарка могут прогуляться по аллеям, испив ситро и закусив бубликом.
Вход в парк имени Баумана со стороны Старой Басманной виден слева от дома Голицына (фото выше), а это вход от новой Басманной улицы.
Смотрите старые фотографии: Летняя эстрада. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/63472
Садовые аллеи и старинный грот
Грот пришёл в аварийное состояние и для безопасности гуляющих огорожен заборами
№ 16 — церковь Никиты Мученика, 1745—1751 гг., архитектор Д.Ухтомский (предположительно)
Храм был построен в 1751 году, наиболее вероятным автором проекта храма считается московский зодчий князь Дмитрий Ухтомский. Величественный ансамбль позднего «елизаветинского» барокко – одна из лучших московских построек, созданных в этом стиле. Поражает внутреннее убранство церкви: богатейшая позолоченная резьба по дереву и лепнина, величественный иконостас, сохранившийся с середины XVIII века – без преувеличения по красоте интерьеров это одна из интереснейших церквей Москвы. В советское время церковь была закрыта, здание использовалось в качестве склада Министерства культуры РСФСР. Возвращена верующим в 1990 году.
Смотрите старые фотографии: Церковь Никиты Мученика на Басманной. 1900-1904 гг.: https://pastvu.com/p/24901
№ 18 с.1 – особняк А.Мараевой, 1878 год, архитектор М.Арсеньев
Смотрите старые фотографии: Старая Басманная. Особняк Мараевой. 1934 год: https://pastvu.com/p/921
№ 18 с.2 – жилой дом XVII — начала XVIII веков
№ 18 с.3 – жилой дом XVIII века
№ 19 — главный усадебный дом (№ 19 стр. 1), стоящий перпендикулярно улице, был возведён ещё в XVIII веке и с тех пор не раз перестраивался.
Смотрите старые фотографии: Особняк на Старой Басманной. 1960-1966 гг.: https://pastvu.com/p/796 Построен в 1876 году, архитектор Г. Фон Ниссен.
Двухэтажный особняк с эркером построен в 1902 году архитектором П.Микини
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Старая Басманная улица. Часть 2…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, архитектура, город на память, прогулки по Москве, ЦАО, Старая Басманная улица.
В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.
В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.
Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.
Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма
Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.
Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.
В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.
После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.
В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.
В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.
«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».
Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.
Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.
Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.
В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.