16.11.2018 06:52

Какие вы, строители Москвы?

В здании Союза архитекторов России открылась выставка работ скульпторов – участников конкурса на лучшую концепцию монумента в честь московских строителей. Идея установки такого памятника вынашивалась долго, лет двадцать, долго выбиралось подходящее место, предлагались разные локации от ВДНХ до Москва-Сити. Наконец подходящее место было найдено в центре города, на Большой Никитской улице в сквере возле здания Центральной тяговой подстанции Московского метрополитена. Этот зелёный уголок планируется назвать сквером Строителей Москвы.

Ещё в XVI веке в этих местах был основан Никитский монастырь, со временем в его стенах построили три каменных храма и часовню. Все монастырские здания были снесены в первые годы советской власти на волне антирелигиозной кампании и в 1934-1935 годах возведена электростанция. Участники конкурса постарались «обыграть» эти исторические нюансы – в работах присутствует православная тематика как память о Никитском монастыре и других уничтоженных храмах, а некоторые произведения выполнены в эстетике социалистического реализма как дань архитектуре сталинского периода.

Москва не сразу строилась. И многие скульпторы решили показать в своих композициях людей разных эпох – плотников, каменщиков, архитекторов. Также был велик соблазн упомянуть знаковые здания и сооружения – от Московского Кремля до сталинских высоток, а один автор предложил высечь на камне десятки фамилий знаменитых зодчих.

Помимо монументальных работ на выставке представлены и камерные произведения, например, строитель, сидящий на лавочке перед фонтаном. Горожане любят подобные скульптуры, они не подавляют, на них не надо смотреть снизу вверх, а инстаграм неизбежно пополнится селфи со строителем. Будь я членом жюри, пожалуй, выбрал бы нечто подобное. Но в этой работе есть недостаток – отсутствует привязка к конкретному городу, её можно установить хоть в Москве, хоть в Саратове. Но ведь тема конкурса – монумент «Строителям Москвы».

На презентацию выставки пришли и члены жюри, и авторы работ. Понятно, что официальные лица увиденное не комментировали – они примут своё решение спустя неделю. А вот независимые коллеги по цеху имели возможность высказать авторам своё мнение, кого-то поддержать, а кому-то указать на ошибки, ошибки не в технике исполнения, а в концепции – захотят ли москвичи увидеть именно эту работу на этом месте? По мнению специалистов, монумент должен быть плотным, но не громоздким; православная тема уместна, но как базовая часть, ведущая к современности; следует избегать использованных ранее приёмов и больше работать над идеей. В общем, явного лидера среди соискателей выявить не удалось и интрига сохранится до 22 ноября, когда жюри объявит лауреата конкурса.

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метки: Москва, архитектура.

Другие публикации