04.12.2018 12:23

«Город на память». 218. Большая Семёновская улица и МАМИ

9 февраля 2016 года
Фотопроект «Город на память». 218. Большая Семёновская улица и МАМИ

Большая Семёновская улица начинается от Электрозаводского моста через Яузу, её название сложилось ещё в XVIII веке по бывшему селу Семёновское, знаменитом детскими военными потехами будущего императора Петра I. Игра в солдатики со временем переросла в создание первой в России программы военно-профессионального образования, а преображенцы и семёновцы стали основой регулярной армии. Впрочем, сейчас о милитаристском прошлом Большой Семёновской улицы почти ничего не напоминает.

Электрозаводский мост был построен в 1954 году по проекту инженеров Ю.Вернера, С.Замятина и архитектора С.Леонтовича на месте Рубцовского (или Покровского) моста. В окрестностях Большой Семёновской через Яузу перекинуты также два пешеходных моста и железнодорожный мост Казанского направления МЖД.

Смотрите старое фото: Слева на снимке старый мост. 1949 год: https://pastvu.com/p/87640

С XIX века территория застраивалась заводскими и фабричными корпусами. По адресу Большая Семёновская, дом 10 находился завод пластмассовых изделий «Спектр». Сейчас в его корпусах, построенных в 1929 году, разместились мебельный торговый центр, магазины, кафе.

Смотрите старое фото: Завод «Спектр». 1997 год: https://pastvu.com/p/26137

По нечётной стороне улицы – цепочка дореволюционных доходных домов

А за ними (площадь Журавлёва, № 6) – купеческая усадьба, бывшая Покровская полицейская часть, существовавшая до середины XIX века. В 1870-е годы дом приобрели купцы Степан и Тихон Шелаевы, отделавшие фасад в ренессансно-классическом духе последней трети XIX века. В советские годы в особняке размещалась начальная школа, затем райздравотдел, ЗАГС, РОНО и санэпидстанция.

По мнению краеведа Константина Михайлова, в основе дома – палаты начала XVIII века и можно предполагать, что здесь находилась усадьба Александра Меншикова. После 1689 года положение царского приближенного позволило Меншикову заиметь собственную усадьбу, он выстроил ее в родном селе, между нынешней площадью Журавлёва и Большой Семеновской улицей. Несколько раз возобновлявшаяся после пожаров, она слыла «увеселительной». Царь Петр, живший по соседству в скромном дворце-избе, пользовался домом Меншикова для приемов, балов и иных удовольствий. Поначалу усадьба Меншикова была скромна, но с годами расширялась и становилась все более роскошной. Здесь были два каменных корпуса в стиле «петровского барокко», включившие палаты 1708 года, каменные ворота с дорическими колоннами, деревянная башня с часами и даже декоративный «заливец» – водоём. Об истории дома можно узнать на сайте: http://um.mos.ru/houses/dom_kuptsov_shelaevykh/

Любопытно, что площадь Журавлёва – это не только собственно площадь, к ней приписаны и все дома по улице, ведущей к Нижнему Журавлёву переулку.

Площадь Журавлёва, № 10 – в советское время МЗИ «Прогресс».

Смотрите старое фото: Вид от Большой Семёновской на Нижний Журавлёв переулок. 1949-1950 гг.: https://pastvu.com/p/191550

На месте школьного здания (его видно в центральной части снимков) находилась церковь Введения во храм пресвятой Богородицы в Семёновском, построенная в 1643 году. Закрыта и снесена по ходатайству рабочих Электрозавода в 1929 году. В 2011 году был снесён и довоенный школьный корпус с последующим строительством нового здания.

Смотрите старое фото: Церковь Введения во храм пресвятой Богородицы в Семёновском. 1882 год: https://pastvu.com/p/2889

«Электрозаводская» — станция метро Арбатско-Покровской линии, открывшаяся 15 мая 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловская». Строительство началось в 1938 году, но после начала Великой Отечественной войны было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Наземный вестибюль выполнен в форме приземистого шестиугольного здания с массивным куполом.

Смотрите старое фото: Станция метро «Электрозаводская». 1946-1950 гг.: https://pastvu.com/p/15454

Планируется, что через «Электрозаводскую» пройдёт линия Третьего пересадочного контура. Открытие новой станции метро «Рубцовская» намечено на 2018 год, по состоянию на начало 2016 года проведены геологоразведочные работы, расчищена площадка под котлован станции, ведётся строительство монтажной камеры на территории стадиона «Металлург».

В сводчатой нише вестибюля установлена скульптурная группа «Метростроевцы в забое» (скульптор Матвей Манизер), изображающая трёх проходчиков.

Оформление станции «Электрозаводская» вполне отражает пролетарский характер района: на барельефах изображены заводские и фабричные рабочие. На Большую Семёновскую улицу выходят фасады нескольких крупных предприятий, профильных НИИ и технического вуза МАМИ. Их брутальный кирпич и бетон сейчас задекорирован глянцевой плиткой.

Если смотреть себе под ноги, можно обнаружить один из ранних советских люков с аббревиатурой НКПТ (Народный комиссариат почт и телеграфов, который существовал с 1923 по 1932 год).

Смотрите старое фото: Большая Семёновская улица. 1975 год: https://pastvu.com/p/50001

Большая Семёновская улица, № 32с1 – в корпусах бывшей ткацкой фабрики обосновался бизнес-центр «Семёновский»

№ 38 – школьное здание (1928, архитекторы Н. Рыбченков, А. Жаров).  Позднее школьное здание занял Московский автомеханический институт (МАМИ), носивший это название в советский период, с 1939 по 1992 год.

Смотрите старое фото: Школа № 425. 1947 год: https://pastvu.com/p/153008

История вуза началась в 1865 году с создания Комиссаровского технического училища, готовившего высококвалифицированных техников для российской промышленности. После революции учебное заведение не раз меняло структуру и названия, большую роль в его становлении сыграл профессор Иван Грибов. В настоящее время это Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), «Университет машиностроения» http://www.mami.ru/, готовящий специалистов для машиностроения, станкостроения, автомобилестроения, тракторостроения, в его состав которого входят десятки кафедр, институтов и факультетов.

Девиз университета Salus patriae — lex suprema: Благо отечества — высший закон.

Нынешний интерьер МАМИ не представляет интереса для краеведов: совсем недавно в учебных корпусах произведён тотальный ремонт. От довоенного МАМИ осталась лестница да несколько дверей, а от брежневского времени переход между корпусами. Обратите внимание на знак качества, выложенный на полу (на снимке внизу посередине).

В процессе модернизации технической базы старое оборудование заменяется станками с ЧПУ, а ветераны отечественного машиностроения отправляются на свалку металлолома. Жаль, что никому не пришла в голову хорошая мысль разместить станки в университетском музее. Да-да, здесь есть музей, но осмотреть экспонаты не сложилось по причине отсутствия на месте человека с ключом.

День открытых дверей для абитуриентов, определяющихся с выбором будущей альма-матер, традиционно становится ярким событием. Презентация университета начинается во дворе с выставки автомобилей разных лет. Присутствие иностранных авто вполне объяснимо: среди партнёров десятки отечественных и зарубежных предприятий и концернов. После осмотра экспозиции абитуриенты перемещаются в главную аудиторию, чтобы получить информацию о поступлении из первых уст.

В 2007 году в университете создана автогоночная команда «Формула Студент – МАМИ». Студенческая «Формула» проводится под эгидой Международного сообщества автомобильных инженеров SAE, это состязание спортивных достижений и инженерных проектов. Команда МАМИ разработала гоночный прототип Iguana, в её гараже шесть машин.

Большая Семёновская улица, № 42 – Московский инструментальный завод (МИЗ), ведущее предприятие в области производства высокоточного металлообрабатывающего инструмента. Завод был основан в 1919 году и в то время выпускал простейший режущий и зажимной инструменты: метчики, плашки, сверла, развертки, токарные и сверлильные патроны, ручные дрели. В 1930-м году завод пополнил ассортимент выпускаемой продукции мерительным инструментом. В 1934 году было положено началу коренной реконструкции предприятия, за короткое время был возведён главный заводской корпус, а новые технологические возможности позволили освоить широкий ассортимент инструмента и до минимума снизить зависимость страны от импорта аналогичной продукции.

Смотрите старое фото: Московский инструментальный завод. 1985 год: https://pastvu.com/p/65939

Смотрите старое фото: Цех Московского инструментального завода. 1931 год: https://pastvu.com/p/99379

С началом Великой Отечественной войны часть завода вместе с оборудованием и рабочими была эвакуирована на Урал, в город Свердловск, а оставшееся в Москве производство перепрофилировано под военные нужды. За годы войны на Московском инструментальном заводе выпущено более трёх миллионов стволов для пистолета-пулемета системы Шпагина (ППШ). За досрочное освоение производства высокоточного металлорежущего инструмента в 1966 году МИЗ награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1985 году состоялся запуск в эксплуатацию нового корпуса для производства резьбонарезного инструмента высокой прочности для обеспечения потребности металлургической, нефтяной и газовой промышленности.

В постсоветское время завод не только сохранил производство, но и заменил устаревшее оборудование на современное. Впрочем, нынешний объём производства составляет лишь 15-20% от прежнего, а численность сотрудников сократилась с 2000 до 200, из них значительная часть предпенсионного возраста. Незадействованные производственные площади сдаются в аренду под офисы и торговлю. Спад производства обусловлен жёсткой конкуренцией с более дешёвой китайской продукцией, недостаточной государственной поддержкой предприятия, слабой системой подготовки кадров, высокими ценами на энергоносители. Об истории завода можно почитать на сайте: http://sovprom.info/tool-industry/moscow-tool-plant.html

Большая Семёновская улица, № 49 – Всероссийский научно-исследовательский инструментальный институт (ВНИИинструмент), основанный в 1943 году. Является головной организацией инструментальной промышленности России, разрабатывает и производит комплексные поставки «под ключ» технологий металло- и деревообработки, инструментов всех типов, универсальных станков и оснастки, обеспечивает их оптимальную эксплуатацию и мониторинг.

Большая Семёновская улица, № 50 – до неузнаваемости перестроенное типовое здание салона-парикмахерской. Советские салоны красоты были практически прозрачными, с огромными окнами, что несколько напрягало особо стеснительных барышень.

Бывший Московский завод бараночных изделий (Бараночный завод № 1), производивший баранки, сушки, печенье, пряники. Завод, построенный ещё в 1880 году, ныне закрыт и заброшен.

Смотрите старое фото: Большая Семёновская улица, № 55. 1988-1989 гг.: https://pastvu.com/p/163670

Сквер на месте старинного кладбища

Семёновский переулок, № 19 – построен в 1912 году


Семёновский переулок, № 21 – построен в 1926 году, перестроен в причудливый теремок.

В 2008 году на Семёновской площади был открыт памятник русскому гвардейцу Семёновского полка (скульптор Андрей Клыков).

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Малая Семёновская улица…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, архитектура, образование, город на память, Большая Семёновская улица, МАМИ.

Другие публикации