В первой и второй части большого рассказа про наше с Аней путешествия автостопом на Байкал, которое мы совершили летом 2012 года, я рассказал о том, как мы добирались из Москвы до Самары, провели там пару дней и дальше направились в сторону Челябинска. После прекрасного города Челябинска наш путь лежал до Новосибирска, где мы по техническим причинам мало гуляли, но город нам вполне понравился. В дороге случались разные события, как позитивные, так и не очень. Советую подробно прочитать два первых поста про путешествие, это очень интересно!
Рано утром 1 августа, мы ушли с очень уютной вписки на окраине Новосибирска и отправились искать пути выезда из города. С самого начала было решено не стопить прямо у городов, а сначала уезжать на доступном транспорте подальше по трассе, а там дальше уже ловить фуру. Нам повезло в том, что ночевали мы как раз рядом с необходимой трассой, а рядом останавливались маршрутки до ближайших поселков. Люди, у которых мы вписывались, тоже иногда путешествуют автостопом и подсказали нам, в какую сторону надо ехать, чтобы выйти на трассу до Красноярска.
Мы сели на маршрутку, доехали до трассы и стали ждать грузовиков. Через некоторое время мы заподозрили что-то неладное, ибо дорога была мелкой, а фур по ней вообще не проезжало, только редкие легковушки. Полезли мы уже в интернеты за информацией, как внезапно тормознула машина, за рулем которой сидел хороший парень, он сразу же узнал в нас стопщиков. Тут и выяснилась правда! Оказывается меньше года назад построили объездную дорогу вокруг Новосибирска, а по этой старой трассе грузовики перестали ездить совсем. Парню было не совсем по пути, но он сам предложил сделать крюк и довезти нас до места, где будет удобно стопить.
Было очень жарко, кругом бетон и асфальт, а грузовики не останавливались. Поскольку просто стоять очень уныло, мы временами перемещались по трассе вперед, хотя уже потом узнали, что дальнобойщики таких вообще не берут, ибо думают что нам недалеко ехать. Спустя два часа тупняка, мы дошли до тенёчка и стали отдыхать, а живительная влага тем временем заканчивалась. Мимо проносились машины, грузовики и мотоциклы, рядом в лесу лежал камень, а мы нашли огромную дохлую стрекозу, которая до сих пор лежит у меня в коробке от камеры GoPro. Самое печальное, что в таких ситуациях на трассе особо ничего и не предпримешь, остается просто ждать, пока остановится подходящий грузовик и возьмет к себе на борт.
В какой-то момент стали тормозить фуры, но всем было либо не по пути, либо не хотели брать двух человек. Обычно, это грузовики компаний Деловые Линии или Delko, где большие штрафы дальнобойщикам за такие вещи, хотя зачем они вообще тормозят – вообще не понятно.
Еще через некоторое время остановилась легковушка с семейной парой, они предложили провезти по трассе до ближайшего поселка, где сходятся все дороги из Новосибирска и шансов застопить необходимую фуру намного больше. И это действительно было так. Только мы вышли из машины, как сразу тормознули грузовик в сторону Красноярска! Но тут была проблема в том, что водила должен был забрать напарника километров через 100, поэтому долго везти он нас не мог. Выбора особого не представлялось, поэтому мы сразу согласились и запрыгнули в кабину. Дальнобойщик оказался полностью молчаливым, ничего не спрашивал, не шутил и вообще никак не шел на контакт, и через несколько минут скуки мы с Аней отрубились, а проснулись только уже на стоянке грузовиков, где и должен был появиться напарник водилы.
На этой стоянке мы первый раз за всю поездку выстрелили автостопщиков! Ими оказались тоже парень с девушкой, возвращавшиеся из Китая через Байкал. От них мы услышали еще одно мнение по поводу возможностей стопа в сторону Иркутска, которое опять не сходилось с информацией, полученной от других людей. Кто-то говорит, что автостоп после Челябинска никакой, кто-то наоборот рассказывает о радостных дальнобойщиках.
Тем временем близился вечер, стало темнеть, мы пообедали и стали обходить стоянку в поисках фуры. Но и тут нам совершенно не везло! Большинство ехало в обратную сторону, много кто не брал двоих, а другие оставались на ночь. Перспективы остаться где-то между Новосибирском и Красноярском нас совсем не радовали, надо было двигаться дальше! Единственным вариантом было опять пойти на трассу.
Самое неприятное, когда стоишь на трассе, это большое количество пыли, летящей из под колес грузовиков и автомобилей, и вонючие выхлопные газы. Опытные автостопщики скажут, что это мы городские неженки, но все равно же не приятно, когда ты и так уже весь потный, и к тебе еще всякое дерьмо отлично прилипает. Мыться в дороге ведь не каждый день удается, нас немного спасали влажные салфетки.
После Новосибирска стало появляться ощущение, что до Байкала осталось не так уж и много километров. Каждый раз, когда после очередного нового города, мы открывали карту, а до Москвы было дальше чем до Иркутска, казалось что Россиия не такая и огромная страна.
Напомню еще раз, что изначально мы решили не стопить легковые машины и “Камазы”, ибо в первом случае не доверяли водителям, а все отечественные грузовики обычно крайне медленно едут, чем тормозят всю полосу.
После Новосибирска автостоп оказался действительно не очень удачным. Раньше мы, по большому счету, на одном месте через какое-то время ловили хорошую фуру до следующего города, хотя после Самары и было несколько печальных часов, а тут мы на двух легковушках и одном грузовике проехали всего 150 километров в сторону Красноярска. Солнце начало тускнеть из-за налетевшего смога, мы обошли всю стоянку фур и так никуда не продвинулись. Чем ближе к Байкалу, тем меньше легковых автомобилей оставалось на трассе, а здесь грузовиков была вообще куча.
В какой-то момент мы решили, что отказываться от “Камазов” сейчас будет глупо, и не опускали руку вообще, надеясь на любой транспорт. И что вы думаете? Среди очередной колонны мощных фур затесался небольшой, но довольно резвый “Камаз”, который совершенно внезапно для нас остановился! Схватив рюкзаки, мы с Аней бодро подошли к грузовику. Водитель с удовольствием согласился взять нас с собой до Красноярска.
Третьего водителя звали Александр, и он оказался очень позитивным и разговорчивым человеком. Он рассказал нам, что оследнее время работает водителем на небольшом “Камазе”, перевозит мебель, стекла и деревянные доски. Есть жена, которую он любит, но при этом постоянно ходит налево, из-за чего они периодически расстаются. Я его спросил, а как так? Вот если любишь, то зачем изменять? Он ответил, что очень любит женщин, поэтому и не может сдержаться.
Александр постоянно расхваливал свой “Камаз”! Несколько раз говорил про него: «Это сила и мощь, воплощенные в металле!».
Первое время, после того как мы только загрузились в машину к Александру, я боялся, что как и все Камазы, которые мы видели на трассе (водители больших фур вечно ругали и называли “арбузниками”), наш будет очень медленно плелись. Да и по первым ощущениям, так действительно казалось. Но когда стемнело, я посмотрел расстояние, которое мы уже проехали, и успокоился. Конечно, в горки наш “Камаз” забирался совсем медленно, но на ровной дороге несся не хуже больших грузовиков.
Александр еще временами ворчал “Ненавижу березы…”, потому что очень их не любил, ибо считал их убогими и совсем не красивыми. Но выглядело это очень забавно! Говорили о многом. Например, узнали мы, что женщины дальнобойщики тоже существуют. Александр про одну слышал и даже видел её грузовик. Зовут её Татьяна, работает на грузовике Scania под Тюменью, а на лобовом стекле у нее висит табличка с надписью “Таня 72”.
Вокруг Красноярска и так все было в дыму от пожаров, а ночью на дорогу опустился сильный туман. Видимость стала всего пару метров. Ехать приходилось все медленнее и медленнее, а через какое-то время захотелось спать, поэтому мы свернули на небольшую стоянку грузовиков. К сожалению, свободных номеров в гостинице не было, и помыться нам с Аней не удалось. Александр, не раздумывая, предложил переночевать у него в кабине. Вы видели кабину “Камаза”? Я не знаю как, но мы с Аней смогли в обнимку уместиться на очень маленьком спальном месте, а Александр лег на сидениях. Спали всего часа четыре и с рассветом уже поехали дальше.
Утром, 2 августа, мы добрались до небольшого города Ачинска, где и должен был выгрузиться Александр. Мы приехали немного раньше, и было время почистить зубы. В 9 утра из мебельного магазина вышли грузчики и шустро разгрузили все деревянные детали, которых оказалось внутри не так и много.
От Ачинска до Красноярска оставалось всего 150 километров, мы с Аней хотели есть, и нас стало клонить в сон. Аня вообще отрубалась всегда моментально и много спала, а мне приходилось болтать с водителем. В этот раз было примерно так же! :)
Через несколько часов мы приехали в Красноярск! Добираться до самого города нам отдельно не пришлось, Александр приехал прямо на окраину, хотя сначала нам показалось это вполне центром. Ну, город же меньше, все ближе! Всего на “Камазе” мы проехали примерно 500 километров, и это было не так страшно, как казалось раньше. Естественно, больше и жестче трясло, ехали медленнее, но для разнообразия – самое то!
В Красноярске у нас не было никакой проблемы с жильем, потому что у Ани там есть родственники, у них мы и остановились.
Первый день мы просто гуляли по Красноярску. Город оказался очень уютным и приятным, но все было в тучах и смоге, к сожалению. Сделать нормальных кадров в такой обстановке не удалось, а просто так щелкать ерунду без теней и солнца не хотелось.
В Красноярске очень развитая сеть автобусов, но при этом нет ни метро, ни трамваев. Автомобилей много, хотя в пробках мы особо и не стояли.
Самые красивые открытки мы нашли именно в Красноярске. Они стоили дороже, чем обычно, но нам очень понравились, поэтому купили их больше 20 штук и отправили всем, кто написал нам в Твиттере.
Сначала мы хотели поехать в Красноярские столбы, но буквально за несколько дней до нашего приезда там сорвался и погиб какой-то парень. К тому же тайгу накрыло смогом от пожаров, и Столбы на время закрыли. Выбор интересных мест был довольно широкий, и мы поехали на Красноярскую ГЭС.
До Красноярской ГЭС доехать совсем не сложно. Первым делом нужно найти маршрутку до Дивногорска, это вам подскажут местные жители, а в самом Дивногорске есть несколько вариантов. Можно пойти пешком до ГЭС, но это отнимает время, можно дождаться маршрутки, которая ходит по никому не понятному расписанию. Самым простым вариантом оказалось заплатить 400 рублей местному водителю. Первым делом он отвез нас на смотровую площадку, которая находится на другом берегу Енисея, а туда пешком идти уже совсем долго.
Красноярская ГЭС и есть та самая электростанция, изображенная на купюре 10 рублей. Водитель рассказал нам, что уровень Енисея сильно упал, судоходства в 2012 году не было, а станция по сути простаивает.
Лично меня ГЭС не особо впечатлила, но зато рядом есть очень крутая штука – судоподъёмник! Это большая платформа, которая поднимает или опускает корабли, минуя станцию.
Красноярский судоподъемник, сооруженный в 1976 году, является единственным в России.
После смотровой площадки водитель отвез нас на другую сторону Енисея, где обычно и бывают все туристы. Погода была хмурой, снимать по сути было нечего, поэтому мы вернулись в Дивногорск.
На обратной дороге в Красноярск мы заехали на популярную смотровую площадку. Здесь было все как надо! Свадьбы, баянист, туристы с фотиками и гигантский осетр.
К сожалению, на смотровой площадке Ане начало становиться плохо, пришлось поехать обратно в Красноярск. Когда она совсем позеленела, стала мерзнуть и заболел живот, то стало уже ясно, что скорее всего это отравление. Мы быстро приехали домой, чтобы Аня могла отлежаться.
Отъезд в Иркутск был запланирован на следующий день, и если Ане станет утром лучше, то мы решили не откладывать его. Так и получилось! Утром Аня была уже почти бодрячком, живот не болел, жар спал и совсем не кружилась голова. Мы быстро собрались и пошли искать быстрый Wi-Fi, чтобы выложить очередной эпизод нашего сериала про путешествие. Обойдя несколько разных кафе и баров, мы нашли шустрый интернет в мерзком “Кофе Хаузе”.
Из Красноярска мы выбирались так же, как и раньше. Проложили маршрут до трассы, нашли необходимую маршрутку и загрузились. Через несколько минут от тряски Ане опять начало становиться нехорошо, а дальше началась феерия. На какой-то остановке в автобус завалилось просто безумное количество бабушек, которые судя по значкам, ехали с какого-то шабаша ведьм православного собрания людей, борющихся с болезнями старости. Их было столько, что стало тесно даже всем, кто сидел до этого на местах. Так вот ситуация: мы сидим с огромными рюкзаками, Аня позеленевшая пытается не страдать, кругом орущие друг на друга бабульки, а ехать оставалось еще минут 15 примерно. И в какой-то момент одна бабулька начала наезжать на нас из-за того, что это мы не уступаем место!
Я немного офигел, но вежливо объяснил ей, что никак не смогу встать с места и переместиться куда-то с огромным рюкзаком, потому что в автобусе очень тесно, а Ане надо сидеть, потому что стало плохо. Бабулька, естественно, гнула дальше свою линию, что надо уважать стариков, потому что им всегда хуже, а мы молодые вообще потеряли совесть.
Пришлось еще раз ей объяснить, что Ане плохо и встать она сейчас не может, а я просто не смогу вылезти с рюкзаком. В общем, эта ерунда продолжалась почти до нашей остановки, но пиком стал момент, когда бабка начала говорить что-то про святых и их наставления. Тут Аня вскочила, растолкала рюкзаком всех недовольных бабулек и в не совсем спокойной форме объяснила бабке, что, видимо, у нее сил намного больше, раз она может столько времени стоять и ругаться. Я тоже встал с места, бабки еще больше стали ворчать, потому что места в автобусе совсем не осталось. Мы подъехали к остановке, а две бабульки сели на свои “законные” места.
После этого цирка мы пересели в автобус, который довез нас до поселка, где было много быдла и автомехаников. Задерживаться там не было никакого желания, а до основной трассы оставалось еще несколько километров. Надо было поймать легковушку, грузовики по проселочной дороге не ездили. Долго ждать не пришлось, тормознула праворульная машина, из который вышел двухметровый накаченный парень в рабочем комбинезоне. Мы с Аней немного испугались, ибо при желании он мог бы завязать нас обоих в узел. Спросили, довезет ли он нас до дороги. Парень матерно ответил в духе “а зачем же я по вашему остановился?”, мы сразу повеселели и запрыгнули в тачку. Мы понеслись больше сотни километров в час по не очень ровной дороге под какой-то дабстеп с элементами тяжелого металла. Вообще, нужно меньше судить о людях по их внешности, потому что даже этот на вид суровый парень ради нас сделал небольшой крюк и довез до стоянки дальнобойщиков.
После утренних сборов, выкладывания видео, войны с бабульками и прочих событий оказалось, что на стоянку грузовиков мы приехали уже к вечеру, а после некоторого времени стояния на трассе начало резко темнеть и опустился туман. На самой стоянке почти никого не было, на трассе фур было тоже не очень много, но мы уже совсем не унывали, ибо предстоял последний отрезок пути до Иркутстка!
Еще немного мы постояли на трассе, но стало совсем темно и холодно, пришлось пойти в хостел, который стоил немного дороже обычного, но альтернативой было только поставить палатку где-то в мокрых кустах, а этого делать совсем не хотелось!
На следующий день, 5 августа, мы проснулись поздно, и все грузовики, которые могли приехать ночью на стоянку, уже явно поехали дальше. Пока Аня завтракала, я пошел искать фуру и сразу заприметил красавца Freightliner с заведенным двигателем, но немного приглядевшись издалека заметил, что водителя в кабине нет. Поскольку вокруг других интересных вариантов не было, я стал ждать его появления, а не как обычно навязчиво крутиться в поисках вокруг фуры.
Дальнобойщик появился через пару минут, я поспешно одел рюкзак и направился к нему. Если честно, то я ожидал облома. Я объяснил водителю, что еду с девушкой на Байкал, и осталось в общем-то совсем не много. Водитель не долго размышлял и согласился довезти нас до Иркутска!
Это было шикарное ощущение! Теперь мы почти точно знали, что доедем до Байкала, а главное это уже было не далекой целью. Последние 900 километров теперь казались совсем ерундой, а на американском Freightliner’е мы хотели проехать с самого начала путешествия.
Пятого водителя звали Андрей, и он оказался самим шикарным дальнобойщиком из всех, с кем нам довелось общаться. Вся его офигенность заключалась в постоянном позитивном настроении и куче анекдотов, которые он рассказывал почти все время. За них его очень уважали и ценили давным давно в армии.
В нашем путешествии мы уже раньше немного проехали на Freightliner, но кабина конкретно этого американца была настоящей квартирой. Ровный пол с ковром, две просторные кровати и куча других фишек для приятной поездки.
Раньше Андрей много охотился на оленей, да и сейчас очень любит это дело, хотя расстраивается из-за того, что совсем редко удается выезжать на природу. Во время стоянок показывал нам видео, как они с друзьями охотились. На самом деле было интересно смотреть, потому что весь процесс от поиска оленя до поедания уже приготовленного мяса был заснят на видео. Скажу вам, что ничего мерзкого и неприятно в разделывании оленя в общем-то и нет! :)
Последнее время Андрей работает водителем грузовика в компании, занимающейся прокладкой кабелей для телефонной связи и интернета. Сейчас он вез в Улан-Удэ трактор Беларусь и некоторое количество бетонных столбиков для табличек, которыми будет на поверхности отмечен кабель. Вообще, получалось, что дальше Иркутска он должен был ехать точно по той трассе, которая проходит мимо поселка Култук на берегу Байкала, откуда мы и планировали пойти пешком по Кругобайкальской железной дороге. После того, как мы рассказали о своих планах на Байкале, Андрей настойчиво предлагал нам забить на Иркутск и доехать сразу до Култука, но у нас были некоторые дела и, к сожалению, пришлось отказаться от его предложения.
Тем временем, пейзажи за окном становились все более однообразными, но очень красивым! Уже много километров тянулись прекрасные поля, конца и края которых не было видно. Когда между разговорами, я смотрел на холмы и лес вдалеке, в голове начинало звучать нечто похожее на “От чего так в России березы шумят?”. Чтобы совсем не потечь ванилью от любви к Родине, я начинал думать о наших дальнейших планах и о том, что совсем скоро автостоп закончится. Становилось немного грустно.
С Андреем мы впервые попробовали местное блюдо с интересным названием “позы”. По сути это такие большие сухие пельмени с мясом и соком внутри. Обычно всем они нравятся, но лично я не прочувствовал кайфа.
К ночи мы приехали на стоянку с баней, Андрей очень хотел попариться! Предлагал и нам, но мы отказались. Потом еще несколько часов сидели в кабине, пили пиво и общались. Дальнобойщик Андрей рассказывал про то, как ужасно ездить зимой по федеральной трассе из-за постоянных горок и раздолбанного асфальта. О там, как в снегу застревают тяжелые фуры, и образуется многокилометровая пробка перед горкой. Рассказали ему, как водитель Александр уступил нам свою лежанку в “Камазе”, а сам спал на сидениях, на что Андрей сказал, что это все ерунда. Намного тяжелее спать зимой в куче курток в самом низу, где ставятся ноги! Много рассказывал про походы на оленей, про своего сына нашего возраста.
Следующее утро началось с того, что Андрею пришлось устранять негабарит. Из-за прыжков по кочкам, несколько раз вылезали за пределы трейлера те самые бетонные столбики, приходилось ослаблять связку и вбивать их обратно. В первый раз я предложил свою помощь, но Андрей справлялся намного быстрее без меня. :)
Ближе к полудню тучи рассеялись и выглянуло Солнце! В этот момент душа моя запела, потому что до Иркутска оставалось каких-то пару сотен километров!
На прощание Андрей сказал мне “беречь ребенка”, так он называл Аню, а ей пожелал “слушаться студента”, то есть меня! :)
До Иркутска оставалось всего 3 километра, мы быстро поймали легковушку и до самого центра нас довез приятный парень, который кратко рассказал, где и что искать в городе.
Тогда было ощущение, что начало путешествия было не 10 дней назад, а месяц как минимум. Самара и Челябинск казались такими далекими, а Новосибирск и Красноярск тоже начали удаляться назад во времени. Было одновременно радостно и печально! Долгое время до поездки и во время автостопа нам говорили и писали друзья, что это очень опасно, что в дороге будут обязательно насиловать и убивать. По большому счету мы доехали без особых проблем, нехороших людей почти не встречали, а дальнобойщики оказались очень душевными людьми.
В Иркутске надо было еще раз посмотреть план наших дальнейших действий на Байкале, смонтировать и выложить видео, помыться и закупить продуктов. А это уже следующий рассказ!
Рубрики: Фотоистории, Репортаж, Путешествия. Метки: фура, дорога, автостоп, трасса, дальнобойщик, Новосибирск, Иркурск.Предыдущие части:
Вторая часть
Первая часть