Юг Москвы. В обычной двухкомнатной квартире, три раза в неделю, собираются взрослые и дети, для которых авиация – нечто большее, чем просто слово. Попав в гости я поняла, что пришла туда, где люди влюблены в свое дело.
Помните, на заре девяностых было много кружков для детей, от кройки и шитья до радиолюбителей. Со временем их все становилось меньше и меньше и, в наши дни, таких кружков-клубов – единицы, которые работают на добровольных началах педагогов. Отстаивая квартиру, в которой можно собираться и заниматься любимым делом. Многие из нас в детстве увлекались моделированием. Кто-то клеил самолетики, кто-то собирал конструкции кораблей. Этот неповторимый запах клея, аккуратность, чуть клея перельешь и тут же он застынет некрасивой кляксой, а еще пластмасску разъесть может, да и пальцы склеятся.
В гости я отправилась вечером, когда клуб «Авиамоделист» начинает свою работу. В будни – это вечер, два раза в неделю, а в субботу – утром. Домашняя обстановка в клубе чувствуется сразу же. Тапочки при входе около вешалки, печеньки, чай, самолетики.
Знакомьтесь, руководитель клуба – Сергей Владимирович.
Чем же взрослые и дети занимаются в клубе? Это не только создание моделей самолетов, но еще ребята регулярно принимают участие в чемпионатах по кордовому воздушному бою.
Сергей Владимироович мастер спорта международного класса по кордовому воздушному бою. «Вот, опять это слово!», на самом деле корда – это металлический тросик, который крепится к модели, и пилот с его помощью управляет ей во время соревнования. Представьте круг на земле, диаметром 40 метров – это полетный круг, внутри которого пятачок в 4 метра, на котором стоят два участника соревнования. Четыре минуты на раунд, чтобы победить соперника. Крючки на окончании крыла – это и есть место крепления.
Соревнования состоят из множества полетов–раундов, в каждом раунде могут участвовать одновременно только два экипажа (пилот и механик). Воздушный бой заключается в том, чтобы соперники друг другу срезали ленты закрепленные на модели пропеллером. Присуждаются баллы за каждый сруб бумажной ленты.
Сама модель стала для меня открытием. Да, как у Карлсона, есть моторчик, который заправляется специальным топливом: смесь из спирта и масел. «Бензобак» спрятан внутри модели.
Моторчик, оцените масштабы.
Но самое классное, что меня поразило – это вес модели. Без моторчика он должен строго соответствовать нормативу – 215 грамм. Да, да. Вы не ослышались. Именно грамм. Каркас каждой модели делается из специального дерева – бальзы из Эквадора. Само по себе это дерево легче, чем пробковое.
На сами соревнования берется несколько моделей, так как нередки случаи столкновения.
Вот на таком стапеле собирается каркас каждой модели.
В клубе хранится легендарная модель, которая совершила свой первый полет на Северном полюсе на льдине Барнеу.
Если вы думаете, что кордовые бои это прерогатива тока взрослых, то вы ошибаетесь. Детки тоже участвуют в соревнованиях, правда, не во взрослой категории, и сами себе готовят модели для соревнований. Самому младшему участнику клуба «Авиамоделист» – шесть лет. И не только кордовыми моделями интересуются взрослые и дети. Еще одно направление, которым руководит Армен – это стендовый моделизм. Из готовых деталей ребята и их родители собирают модели самолетов в точном соответствии с прототипом. Иногда дорабатывая детали до идеального соответствия.
Что меня удивило, так это то, что все заняты своим делом. Дети без помощи взрослых сами сидят и занимаются. У них есть цель – свой самолетик. Я в свое время думала, что без надзора дети не смогут сами сделать что-то. А вот тут я ошиблась. Они сидят, занимаются своими делами, консультируются друг с другом и к помощи взрослых прибегают только тогда, когда нужно уточнить что-то важное.
В авиамоделизме ребята добиваются полного соответствия, вплоть до окраски.
Вот для этой модели специально были сделаны проблесковые маячки. Вручную из светодиодов они допиливались и монтировались в модель
Честно могу сказать, для меня посещение клуба «Авиамоделист» оказалось просто спонтанной перебежкой из одной комнаты в другую. Хочется посмотреть и это и это и с детками пообщаться. Надо отдать им должное, на меня с фотоаппаратом они практически не обращали внимания.
И еще одно направление – это модели, радиоуправляемые. Вот тут у меня челюсть окончательно отвисла, когда я увидела модельки. Да копии, да в масштабе, но от этого не менее прекрасные.
Эти модели специально заказываются и собираются в клубе. И материал у них тот же, что и у кордовых моделей – бальза.
Вот так выглядят чертежи для сборки.
Пока я рассматривала модель, Денис и Армен уже переключились на то, как будет выглядеть детальная отделка. Я почувствовала себя причастной к созданию шедевра.
Я все думала, а где же собственно говоря крылья от модели. А вот они! Модель хранится в разборе, и я поначалу не обратила внимания на прислоненную к стене упаковку. Ребята собираются к потеплению доработать модели и запустить их.
Впечатлений масса, иногда перескакиваешь с одного на другое, но я знаю точно, что такие клубы должны быть и развиваться. Ребята, спасибо вам большое, не только за то, что я почувствовала себя ребенком и захотела снова заняться делом, которое мне интересно. Но и за то, что, не смотря на все препоны, вы продолжаете нести детям и себе радость. Еще раз огромное спасибо клубу «Авиамоделист» за приглашение, ребята вы просто молодцы. Отдельное спасибо: Денису, Армену и Сергею, а также всем ребятам, которые были в шоке от меня – носящейся с круглыми глазами )
Рубрика: Репортаж. Метки: авиация, дети, самолеты, моделизм.