В дни летнего солнцестояния 20-21 июня празднуется один из самых больших и почитаемых язычниками праздник – Иван Купала.
Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства.
1.
Купала — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица.
Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье до рассвета.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
По похожему сценарию проходит празднование и в белорусской глубинке, куда в самую короткую ночь года отправился корреспондент “Русского блоггера”, чтобы проверить, действительно ли Купалье – это всего лишь безнадежные поиски мифического цветка папоротника и опасные прыжки через костер.
Вместе с участниками Студенческого Этнографического Товарищества мы отправились на живописный остров, затерянный среди зеркальных озер Ушаччины, на который нога человека ступает лишь раз в году – в Купальскую ночь. Нас угостили чудодейственным напитком – крупником, накормили “белым сыром”, рассказали, как предостеречься от молочных ведьм, а также про особенную мощь лекарственных растений, собранных непосредственно накануне святого Ивана.
Обрядовое действие Купалья призвано ритуально закрепить переход Вселенной в новое состояние – поворот годового круга к зиме, а “лета к жаре”, именно поэтому и празднуется Купалье любителями традиций максимально приближено к летнему солнцестоянию.
Еще днем начинаются старательные приготовления – мужчины занимаются праздничным костром и воротами, через которые проходит каждый, кто стремится приблизиться к костру, девушки плетут венки, вертятся у кухни, украшают колесо, которое возносится на Купальским костром. Ну и конечно, всё это сопровождается песнями.
15.
С заходом солнца начинается основное действо – девушки с вплетенными в “русалкины хвосты” цветами и луком (для обеспечения хорошего урожая) направляются к площадке у костра, за ними следуют влюбленные пары, и, наконец, парни. Все они образуют праздничный хоровод, который распадается только тогда, когда прогорит столб, на котором держится украшенное цветами колесо-солнце. После этого начинаются гулянья, припевки-дразнилки, танцы под дуду, которую часто путают с шотландской волынкой.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Заканчивается ритуальное действо только под утро
Рубрика: Репортаж. Метки: Беларусь, язычество, праздник, Иван Купала.