04.04.2018 10:00

Моне. По ту сторону холста

Текст и фото: Никита Смирнов

Impression (англ.) – впечатление – мимолетное, сиюминутное ощущение, полученное от раздражения чувствительных нервов, которое передаётся мозгу, вызывая в той или другой его части молекулярные движения. Проще говоря, общий результат воздействия на субъект известного сложного явления или совокупности явлений. Впечатления мы получаем от всего (только если нарочно от них не закрываемся), будь то прогулка по весеннему парку, чашечка ароматного кофе, любимый сериал перед сном, поздние разговоры с близкими, мурчание кота в ногах… А ещё от созерцания полотен известных художников. Признавайтесь, стояли же в очереди в ГМИИ им. Пушкина на Рембрандта? А на Пикассо? Ну, уж в «Третьяковку» на Серова точно мёрзли. А зачем стояли, помните? Вот-вот, за впечатлениями…

А знаете, кого с легкой руки одного критика считают родоначальником импрессионизма? Клода Моне, известного (теперь-то уж точно) французского художника. Именно его картина «Впечатление. Восходящее солнце» дала название целому жанру живописи в конце XIX века.

Но что мы на самом деле знаем о Моне? Разве что, забавный факт: если в его фамилии совершить одну ошибку, то это будет уже другой художник, не менее знаменитый. Мане. Эдуард Мане. Ну, а если серьезно, если вы заглянете в «Википедию», то узнаете не то чтобы много. Особенно, если будете читать на русском. Можно, конечно, отыскать номер еженедельного издания «Мастера живописи и рисунка» о Клоде. Но и там, думаю, информации будет не больше. Остаются только издания на иностранных языках и различные биографии.

Но что делать тем, кто не силен в английском или французском, а от биографии непременно засыпает? Для таких в издательстве МИФ вышел графический роман «Моне. По ту сторону холста» за авторством сценариста Сальва Рубио и художника Рикарда Эфа. Несмотря на то, что комикс, по заверению Рубио, не претендует на строгую докуменальность, биографичность и даже несёт в себе долю воображения автора, эта книга куда более подробнее и интереснее расскажет о жизни одного из основателей импрессионизма. На мой взгляд, эту книгу можно смело ставить в один ряд с томами серии «ЖЗЛ»: она ничем не хуже, а возможно даже лучше знаменитой серии за счет большей наглядности и живости.

И пару слов о наглядности. Это вторая графическая биография художника, что я читал (первой была «Ван Гог» (он, к слову, был постимпрессионистом)). Визуальная составляющая «Моне» выполнена превосходно. Эфа, вдохновившись работами Клода и некоторых его друзей и соратников, органично вписал эти картины в сюжет и даже разместил на них самого Моне в разные периоды его жизни. Например, одни из первых пленэров Моне-героя комикса происходит на фоне первой известной картины Моне-художника «Вид на Рюэль-Ле-Гавр», а сам главный герой стоит на позиции мольберта художника.

Ещё Эфа прекрасно удалось передать красоту цвета и света, которые так волновали и будоражили Клода. Нельзя не отметить, как удачно расставлены световые акценты, как цвета комикса повторяют реальные картины Моне и передают нам его настроение и внутреннее состояние. Когда листаешь книгу, появляется ощущение, что в руках не графический роман, а альбом великого художника.

Лично я получил большое удовольствие от чтения книги и, положа руку на сердце, всячески рекомендую ознакомиться с ней. Обязательно вживую. Хотя бы в комиксшопе или книжном магазине, не поленитесь, возьмите полистать. Потому что электронная версия – это, конечно, хорошо, удобно, модно и практично. Но должного эффекта в «электронке» графический роман не принесёт. Впечатление будет совсем не то.

Моне

Рубрика: Разное. Метки: рецензия, обзор, комиксы.

Другие публикации