20.04.2022 19:13

Контрабас (Новое звучание) – ценителям качественного звука

Патрик Зюскинд в представлении не нуждается. Некогда его “Парфюмером” зачитывалась вся Москва. Роман поражал не только и не столько замысловатым сюжетом, сколько глубиной проникновения автора во внутренний мир персонажа. Написанный чуть раньше “Контрабас”, возможно, не так известен читающей публике, но в театральном мире о нем прекрасно знают благодаря двум великолепным спектаклям. Первый с Константином Райкиным был впервые показан ещё в 2000-м году, а во втором на протяжении 8 лет блистал нынешний худрук МХТ Константин Хабенский. Теперь же настала пора передать эстафету молодому актеру. И хотя нынешний спектакль ставит тот же режиссер (Глеб Черепанов), и декорации, и общий рисунок роли практически не изменились, по словам Константина Хабенского, это другой спектакль. Это обусловлено личностью актёра, которая неизбежно так или иначе отражается в характере персонажа.

Даже внешне герой Артёма Волобуева производит впечатление большого трогательного ребёнка, который уже вырос, но так и не повзрослел. Эти нелепые короткие мешковатые штаны, плохо сидящий не по размеру фрак, порывистые движения, та горячность, с которой герой доказывает воображаемому собеседнику важность контрабаса в оркестре выдают в нём натуру неуверенную в себе, закомплексованную, ментально и духовно незрелую. Все последующие его действия и монологи лишь подтверждают первые впечатления.

Он служит в государственном оркестре, у него есть жилье, зарплата, страховка, но его чрезвычайно угнетает безвестность, ведь никто не пишет концерт для контрабаса с оркестром! Вся его жизнь в музыке, он много репетирует, и с оркестром, и дома, но никто этого не заметит, ведь контрабасы, которых в оркестре три, стоят в самом последнем ряду и практически не видны. Он даже пробовал иногда фальшивить, чтобы хоть таким образом выделиться, но даже тогда никто ничего не заметил, ведь контрабасов в оркестре три!  И уж конечно, нет никакой надежды, что Сара – юная меццо-сопрано, в которую он тайно влюблен и чью помаду он незаметно украл из сумочки, чтобы вдыхать любимый запах в минуты отчаянного одиночества, когда-нибудь обратит на него внимание! А какой бы славный мог быть дуэт: контрабас – самый низкий звук в оркестре и дивное меццо-сопрано! Сам то он никогда не признается в своих чувствах – не хватит решимости. Он мечтает, что когда-нибудь он наберётся смелости и прямо во время концерта громко выкрикнет дорогое имя: “Сара”!

Алкоголь, одиночество, неустроенность личной жизни, сомнения в своей профессиональный состоятельности, ощущение беспросветности и никчемности собственной жизни и бесконечный внутренний диалог с самим собой приводят героя Артёма Волобуева на грань нервного срыва, а возможно, и на грань безумия. Стены жилища героя изнутри сплошь покрыты толстыми матрасами для звукоизоляции. Но это и намёк на другие известные помещения, также обитые изнутри мягким материалом. В финале спектакля мы всё же увидим дуэт контрабаса и меццо-сопрано. Зрителю предстоит самому решить, где происходит эта сцена, по эту сторону реальности или уже за ней.

Увы, мне не довелось увидеть в этой роли ни Константина Райкина, ни Константина Хабенского, но Артём Волобуев очень хорош. Почти два часа сложнейшего текста, произнесенного с высоким эмоциональным накалом производят неизгладимое впечатление. Назвать это монологом не поворачивается язык. Актёр ведёт полноценный диалог с патефоном, с пластинками, с внутренним я, со зрителем наконец! Не знаю, как ему это удаётся, но когда Артём произносит свои реплики в зал, кажется что он смотрит в глаза каждого зрителя, вот именно в твои глаза! Захватить внимание зрителя и не отпускать его на протяжении всего спектакля, здесь необходимо не только мастерство, но определённая харизма актёра.

На пресс-подходах Артём признался, что ему было страшно брать эту роль после своих именитых предшественников, но он согласился не раздумывая. Конечно, это огромная ответственность, но и большое поле для самовыражения и для профессионального роста. Премьера показала, что профессионализма Артёму не занимать. Поздравляем талантливого актёра с премьерой, а нас зрителей с новым звучанием отличного спектакля, теперь в исполнении Артёма Волобуева.

Chalyy_Sergey-Kontrabas-2022-8919Chalyy_Sergey-Kontrabas-2022-8846Chalyy_Sergey-Kontrabas-2022-8798Chalyy_Sergey-Kontrabas-2022-8647Chalyy_Sergey-Kontrabas-2022-8638Chalyy_Sergey-Kontrabas-2022-8574Chalyy_Sergey-Kontrabas-2022-8495Chalyy_Sergey-Kontrabas-2022-8482

Текст и фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: МХТ имени Чехова.

Другие публикации

28.03.2022 в 04:04

МХТ им. А.П. Чехова выступает в Петербурге


На сцене Александринского театра представлены три премьеры

Дата мероприятия: 27.03.2022

Большие гастроли МХТ им. А.П.Чехова пройдут в Петербурге


Константин Хабенский привозит три премьерных спектакля!

14.05.2019 в 23:56

Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег»


Сергей Женовач: «Булгаков - это тот автор, которого любишь, чувствуешь, каждая фраза живёт и откликается в тебе».

15.01.2019 в 09:07

Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!


Громкая премьера театрального сезона МХТ им. Чехова — драматический пластический спектакль «XX век. Бал».

13.01.2019 в 17:03

«Город на память». 422. Тверская улица театральная


Главная московская улица не могла обойтись без храмов Мельпомены, в самом начале Тверской находятся два театра - Театр имени Ермоловой и МХТ имени Чехова.

12.12.2018 в 11:18

«Город на память». 280. МХТ имени Чехова


Московский художественный театр основан Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко.

12.11.2018 в 09:20

«Офелия боится воды». Премьера, которую ждали


В МХТ им. Чехова состоялась премьера одного самых ожидаемых спектаклей сезона.

03.11.2018 в 21:25

Театр в подземке


В Московском метрополитене запустили поезд к 120-летию МХТ им.Чехова.

27.10.2018 в 18:58

Легендарный Московский художественный театр имени Чехова отмечает свой юбилей


В легендарном МХТ состоялось праздничное мероприятие, приуроченное к 120-летию театра.

11.10.2018 в 10:16

Постой, паровоз. Театральный эксперимент с «Анной Карениной»


Продвинутое поколение X, Y, Z, людей беспроблемно поймёт желание режиссёра Дмитрия Крымова, подвинуть Льва Толстого с позиции классика русской литературы.

07.11.2017 в 21:49

Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ


Можно сказать, дожили, и ста лет не прошло... Дожили до того времени, когда можно уже в каком-то роде немного выдохнуть и даже местами без боязни рассыпать смех.

17.09.2017 в 13:02

«Северный ветер». Новогоднее безумие Ренаты Литвиновой


На Малой сцене МХТ имени Чехова состоялся пресс-показ спектакля «Северный ветер» по одноименной пьесе Ренаты Литвиновой, для которой это режиссерский дебют.

20.06.2017 в 16:38

Прощание с Баталовым


В Москве в Доме кино состоялось прощание с народным артистом СССР Алексеем Баталовым.

17.06.2017 в 16:33

«Мужья и жены»: бег по кругу


Вуди Аллен признанный мастер психологической драмы. А Константин Богомолов имеет статус эпатажного театрального провокатора.