За 5 дней путешествия по Израилю мы разумеется побывали далеко не во всех частях страны, но тем не мене у нас сложилось впечатление, что есть Иерусалим, а есть другие города. Это город религий, обычаев, именно здесь сосредоточен самый колорит. Лично я бы даже описал свое пребывание в Иерусалиме как нечто бесподобное, но в то же время абсолютно непонятное.
Давайте же вместе разбираться в еврейском вопросе=)
В Иерусалим мы приехали ночью с четверга на пятницу. Это означает, что на покупку продуктов у нас есть утро пятницы, а дальше начинается шабат, что автоматически приводит к дополнительным трудностям.
Покупать продукты и воду оказалось дешевле на рынке, но все равно это будет ощутимо дороже, чем в Москве. Обратите внимание на водопроводную систему, везде она выглядит именно так.
Парковки в Израиле дорогие (400-800 руб. в день), но это не единственная проблема. В шабат все подземные паркинги закрываются и машину можно будет забрать только по окончанию акта безделия. Среди наземных стоит обратить внимание на муниципальные стоянки, которые ночью и в шабат становятся бесплатными, но днем их можно оплатить не более, чем на 2 часа, поэтому в пятницу с 8 утра до 1 дня мы разбили свой туризм на этапы и трижды доплачивали за стоянку.
Свой осмотр города мы начали с религиозного квартала. Его не рекомендуют посещать группами более 4 человек, вызывающе одетыми, фотографировать в этом квартале тоже не приветствуется. В шабат лучше вообще не соваться, есть большой шанс потерять не малую долю здоровья.
6. Как я уже и сказал, фотографировать здесь нельзя, но очень хочется, поэтому делаем это максимально осторожно. Такое сосредоточение ортодоксальных евреев вы практически нигде больше не увидите.
С виду район бедный, но в этом нет ничего удивительного, ведь население посвящает себя религии.
В этом районе проще найти свободное место на парковке, но я бы не рискнул воспользоваться здесь автомобилем в шабат.
Давайте переместимся в Старый город.
Начнем с Храма Гроба Господня.
Разумеется здесь огромное количество русских.
Очередь в кувулкию растягивается на полтора часа. Я как человека далекий от религии рассматриваю храм исключительно из архитектурных соображений, и в этом плане здесь все великолепно.
Однако прикоснуться к святому немного хочется, поэтому заглядываем внутрь через крохотное отверстие.
Даже если у вас нет религиозных предпочтений как у меня, я бы все равно посвятил храму минут сорок – час.
Здесь очень красиво пробивается внутр дневной свет.
Считается, что это плита, на которой обмывали тело Христа перед погребением.
Идем гулять дальше.
Стена плача разделена на две неравные части: женскую и мужскую. Подходить к ней стоит только в головном уборе, который любой желающий сможет получить при входе на территорию.
На храмову гору попасть в пятницу нельзя, вход только для мусульман. Смотрим со стороны.
В этот момент ко мне подлетает ортодоксальный еврейчик и завязывает повязывает на запястие красную ниточку. За этот резвый ход он просит денег. Я говорю, что не располагаю мелочью, на что получаю предложение разменять. Такой вариант меня не устраивает и я начинаю стягивать ниточку с руки за что получил ее бесплатно. Считаю разумным эту ниточку не снимать до конца пребывания в Израиле, чтобы обезопасить себя от подобных выходок. Моему сотоварищу удалось сторговать ниточку с 20 долларов до 5, торгаш, блин=)
Тем временем арабский квартал абсолютно типичный, поэтому вернемся к снова к евреям.
Ну, или почти.
Шабат уже начался, улицы опустели, ортодоксальные евреи стали попадаться все реже.
В роде бы еврей евреем, а чемодан в шабат тащит. Грех?
Поздно вечером все верующие евреи начинают бежать в одном направлении.
Нужно было либо спасаться, либо бежать за ними. Исторически когда евреи бегут, то берут с собой драгоценности, поэтому бежим за евреями.
Оказалось, что конечная точка – снова Стена Плача. Здесь собираются тысячи евреев, молятся, танцуют и хрен знают что еще делают. Обычного человека сюда не пускают, смотрим из-за заборчика.
Вообще-то фотографировать нельзя. В одного такого товарища за съемку полетел стул. О запрете на съемку постоянно сообщает специально обученный человек. Все ради нашей же безопасности.
У стены все остается без изменений, никакой кульминации, специального гостя или чего-то еще фиерического, поэтому идем дальше нагуливать аппетит.
Да, кстати, остановились мы в Jerusalem Hostel. Расположение крайне удачное, а завтраки вовсю еврейские (хлеб, пару вариантов масла с джемом, кофе и чай; яйца можно купить).
Почти у всех отелей открыт выход на крышу. Мы достаем бутылочку еврейского вина, закусываем ее таки еврейскими апельсинами и отправляемся спать.