20.04.2015 11:54

В аду пусто, все демоны здесь

Текст: Марина Копейкина
Фото: Евгений Чесноков

На сцене МХТ имени Чехова вот-вот разверзнется настоящий ад – красивый, яркий и кромешный. 17 апреля — премьера спектакля Адольфа Шапиро «Мефисто» — это история о том, как один отдельно взятый человек проходит все девять кругов и попадает в свой персональный ад.

«Всё в мире изменил прогресс.
Как быть? Меняется и бес»

«Мефисто»

Мефисто – это новое прочтение режиссером Адольфом Шапиро романа Клауса Манна «Мефистофель», где живописуются путь восхождения к славе талантливого актера на фоне всех исторических и социальных перипетии Германии 1920 – 1930-х годов ХХ века, где поставлена извечная проблема взаимоотношений власти и творческой личности.

Мефистофель, он кто? Ассоциации первого порядка — это дьявольское зло, черная сила, сатанинская власть. Однако небольшой экскурс в историю предмета, добавляет красок этому персонажу. Ведь Мефистофель, как и все, был создан светлым созданием, но, увы, это творение божье постигла участь падшего ангела.
И вот, подобно своему прообразу, Хенрик Хефген (главный герой романа и спектакля – прим. авт.) шествует по жизни совершенно идентичным путем – родившись в бедности и начиная свой путь с солирования в церковном хоре, кончает его сытым и успешным «запевалой» нацистского рейха. Робкое желание стать хорошим и успешным актером, со временем разрослось до масштабов тщеславия, высокомерия и алчного стремления к славе – вот эти демоны и низвергают героя в самую преисподнюю.

Дорога в ад выстлана благими намерениями. Будучи еще на светлой стороне, герой соглашается на «предлагаемые обстоятельства», стремясь спасти своих друзей и близких от ужасов репрессий. Не очевидно, где и когда именно с ним происходит эта метаморфоза, но, увы, она происходит и он оказывается в стане темных сил. В этом спектакле, в отличие от первоисточника Гете, режиссер не являет зрителю сцену самой сделки главного героя с дьяволом, однако, условия и, собственно, предмет купли-продажи нам ясны.

Алексей Кравченко, исполняющий роль Хенрика Хефгена, надо отметить блистательно реализует образ. Он искусно воплощает на сцене постоянные преображения, перевоплощения, бесчисленные смены ликов и личин. Здесь он предстает шансонье в немецком кабаре и оратором на политической трибуне, испанским тореадором и пролетарским вожаком, Гамлетом и Мефистофелем, актером и режиссером театра, мужем и любовником – в общем, он многолик, как того требует многогранный образ.

В аду, кстати сказать, все красиво и довольно-таки весело! Здесь политическое кабаре, соседствует с буржуазным мюзик-холлом. Персонажи пьесы выступают с канканными номерами в ушанках, валенках и кокошниках, следом исполняют эротичнейшие африканские танцы, далее исполняют романс, а чуть погодя военный марш и все на чистом немецком языке!

«Мефисто»

Этот спектакль, как никакой другой, можно назвать многоплановым и разносторонним. Режиссер-постановщик вращает пространство зала и театра, как 3D макет на мониторе компьютера. Здесь зритель имеет возможность увидеть сцену со всех четырех сторон, побывав и в закулисье и на сцене за спинами актеров. Он перемещает зрителей на сцену, а актеров в зал, таким образом практически все зрители партера становятся невольными участниками спектакля.

А дабы зритель не потерялся и не сбился со счёта, режиссер помогает ему отслеживать маршрут следования главного героя по всем кругам ада, когда при переходе с уровня на уровень, на сцене один за одним открываются новые «слои» кулисы (один краше другого, надо отметить!).

Мефисто – это автобиография человека и государства в едином отрезке времени. Это трагичная история одного отдельно взятого человека, его жизненного и карьерного пути показанная через призму истории государства.

Актер, который оказался заложником своих амбиций, своего эго, в стремлении выбраться на самый пик Олимпа. Человек, который хотел изменить систему, подчинить ее себе, став лучшим из лучших. По факту, стал заложником этой системы, которая изменила его до неузнаваемости, тотально подчинив себе.
Одновременно это не менее трагичная история одной властной и амбициозной страны. Страны, которая на протяжении столетий безуспешно сражалась за главенство в Европе, за право лидерства на международной арене. Все попытки оказались тщетны и оттого, историческая драма страны, представляется не менее несчастной, драма ее прототипа.

Финал у них един и печален, стремясь доказать всему миру свое право на превосходство в итоге оба «действующих лица» – как отдельная личность, так и страна в целом – приходят к саморазрушению, подавлению и внутренней раздробленности.

Клаус Манн, в своей пьесе «доктор Фаустус», рассказал историю о том, как совершенно обыденно, каждый из нас совершает свой выбор – за какие силы сражаться и буквально на глазах, человек падает с небес на землю и даже ниже. Адольф Шапиро в своей пьесе «Мефисто», дал нам возможность пронаблюдать, как именно человек проходит этот путь, во всех красках отобразив все девять кругов ада, по которому «спускается» этот несчастный. Путеводителем в обоих произведениях является тот самый Мефистофель. Оглянитесь, вы ничего не замечаете?

«Мефисто»

«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»«Мефисто»
Рубрика: Разное. Метки: Мефистофель, МХТ имени Чехова.

Другие публикации

14.05.2019 в 23:56

Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег»


Сергей Женовач: «Булгаков - это тот автор, которого любишь, чувствуешь, каждая фраза живёт и откликается в тебе».

15.01.2019 в 09:07

Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!


Громкая премьера театрального сезона МХТ им. Чехова — драматический пластический спектакль «XX век. Бал».

13.01.2019 в 17:03

«Город на память». 422. Тверская улица театральная


Главная московская улица не могла обойтись без храмов Мельпомены, в самом начале Тверской находятся два театра - Театр имени Ермоловой и МХТ имени Чехова.

12.12.2018 в 11:18

«Город на память». 280. МХТ имени Чехова


Московский художественный театр основан Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко.

12.11.2018 в 09:20

«Офелия боится воды». Премьера, которую ждали


В МХТ им. Чехова состоялась премьера одного самых ожидаемых спектаклей сезона.

03.11.2018 в 21:25

Театр в подземке


В Московском метрополитене запустили поезд к 120-летию МХТ им.Чехова.

27.10.2018 в 18:58

Легендарный Московский художественный театр имени Чехова отмечает свой юбилей


В легендарном МХТ состоялось праздничное мероприятие, приуроченное к 120-летию театра.

11.10.2018 в 10:16

Постой, паровоз. Театральный эксперимент с «Анной Карениной»


Продвинутое поколение X, Y, Z, людей беспроблемно поймёт желание режиссёра Дмитрия Крымова, подвинуть Льва Толстого с позиции классика русской литературы.

07.11.2017 в 21:49

Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ


Можно сказать, дожили, и ста лет не прошло... Дожили до того времени, когда можно уже в каком-то роде немного выдохнуть и даже местами без боязни рассыпать смех.

17.09.2017 в 13:02

«Северный ветер». Новогоднее безумие Ренаты Литвиновой


На Малой сцене МХТ имени Чехова состоялся пресс-показ спектакля «Северный ветер» по одноименной пьесе Ренаты Литвиновой, для которой это режиссерский дебют.

20.06.2017 в 16:38

Прощание с Баталовым


В Москве в Доме кино состоялось прощание с народным артистом СССР Алексеем Баталовым.

17.06.2017 в 16:33

«Мужья и жены»: бег по кругу


Вуди Аллен признанный мастер психологической драмы. А Константин Богомолов имеет статус эпатажного театрального провокатора.

12.02.2017 в 19:10

Человек — сам себе Дракон


Константин Богомолов представляет «Дракона» — нестареющую пьесу Шварца о народе и власти, о войне и герое, причём без конкретных политических аллюзий.

28.09.2016 в 18:30

Премьера спектакля «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова


23 сентября в МХТ им. Чехова состоялся пресс-показ, а 24 и 25 — премьерные показы музыкального спектакля «Гордость и предубеждение».