Я не изучал в школе географию России, поэтому для меня, что Кострома, что Якутск – всё примерно в одном районе, ближе то ли к полярному кругу, то ли к Чукотке. Есть ещё Москва – «столица нашей великой родины» и несколько туристических мест вроде Питера и городов Золотого кольца, в которое, оказывается, попадает и Кострома.
Со временем я стал расширять горизонты и периодически посматривать на карту России, результатом чего стали путешествия в Калининград и в Петропавловск-Камчатский, Казань и Астрахань, Екатеринбург и Челябинск. И, как ни странно, не жалею об этих поездках. Даже, наоборот, считаю, что посещать эти города нужно в обязательном порядке.
Кроме городов, названия которых периодически всплывают в эфире, в России полно и таких, о которых многие никогда и не слышали, но они даже еще более прекрасны, чем хорошо разрекламированные. Так, для меня открытием года стал великолепный Торжок, а сейчас мне посчастливилось побывать в городе, о котором я узнал благодаря известному блогеру Варламову. Если бы не Илья, я бы не только не мечтал сюда попасть, но и не знал бы, где этот город находится, и вообще, что он даже существует. Кстати, думаю, многие из вас сейчас как раз задумались о местоположении Омска. Не стоит утруждаться поиском, просто пройдите по ссылке на карты гугла.
Итак, в России появилась новая авиакомпания, которая одним из первых своих направлений выбрала Омск. В связи с этим в продаже появились билеты из Москвы по 900 рублей в каждую сторону. Такую халяву я никак не мог пропустить – мы отправляемся в Омск!
Чем знаменит Омск, кроме серии постов Варламова «Ужасный Омск»? Пошёл гуглить, и первым делом меня закинуло даже не на Википедию, а на Лурк, который уведомляет, что Омск является родиной, местом жизни и смерти Егора Летова. Кроме того, здесь 36 Северных улиц, 34 Рабочих, 27 Линий, 14 Судоремонтных и ещё несколько десятков других жизнеутверждающих топонимов. Также, к нематериальным ценностям Омска можно отнести самую лаконичную схему метрополитена в России. В общем, есть что посмотреть.
На пункте предполётного контроля офицер долго рассматривал наши билеты, а потом с негодованием спросил, в какой город мы летим, чем вызвал уже наше негодование. Несколько минут он надувал щёки и что-то бубнил себе под нос, после чего поставил на посадочные талоны штампы и пропустил за турникет. Я взглянул на билет и понял, что же так обескуражило служащего аэропорта – в пункте назначения было написано «Центральный» без каких-либо упоминаний названия города или международного кода аэропорта прибытия :)
Три часа в небе, мы пробиваем облака, пролетаем над, судя по всему, заброшенной стройкой нового международного аэропорта «Омск-Фёдоровка», разворачиваемся над городом и заходим на посадку между жилыми девятиэтажками в том самом Центральном аэропорту.
Только мы вышли в город, как сразу стало понятно – да, мы в Омске, в том самом, о котором писал Варламов. Прямо от аэропорта начинается пыльная дорога, по сторонам от которой разбросаны десятки машин. Погода стояла отличная, поэтому, что здесь происходит в дождь, остаётся только догадываться, ну или смотреть у того же Варламова.
В левой части кадра находится тротуар, который когда-то был покрыт асфальтом, а сейчас ровным слоем засохшей грязи. Автолюбителям порой тяжело перебраться через жижу и бордюр, чтобы попасть на официальную проезжую часть, поэтому я каким-то чудом увернулся от несущейся по тротуару девятки.
Я был в восторге от города, даже решили не пользоваться общественным транспортом, а сразу отправиться в увлекательное городское путешествие. Только мысль о том, что мне неизвестна криминальная обстановка в этом городе, заставляла меня немного переживать за своё имущество и здоровье. Такое чувство я испытываю практически во всех своих путешествиях по всяким Латинским Америкам, поэтому оно не очень сильно мешало. И, как всегда, ничего страшного не случилось.
Но, вернёмся к Омску.
В прежние годы Варламов, желающий стать мэром Омска, ругал городские власти за проблемы с мусором – типа на каждом перекрестке валяются кучи бытовых отходов, которые разносит ветер и собаки. С тех пор ситуация кардинально изменилась – на каждом перекрёстке выкопали ямы для мусора. Теперь помойка находится ниже уровня земли, и мусор не разлетается по округе, а наоборот концентрируется в обозначенном месте!
Дело шло к ночи, а мне нужно было ещё отправить другу, у которого случился день рождения, поздравительную открытку. Ищем почту. Яндекс-карты привели нас к зданию, где когда-то была почта, а сейчас, похоже, оно заброшено. Но, нет, за дверью без ручки и без опознавательных знаков, действительно скрывается отделение Почты России. Внутри у входа стояла машина времени. Голос с неба произнёс: «Встаньте в круг, возьмитесь за поручни, закройте глаза, дышите глубоко, не подглядывайте». Я выполнил указания. Спустя мгновение услышал фразу «Переброска завершена, счастливого пути». Машина напечатала чек с номером, а всё тот же голос пригласил меня к третьему окошку. Окошек на почте не было – была обычная «барная» стойка, за которой сидела одна сотрудница. Подбегая к ней, я начал репетировать фразу о том, что хочу телеграфировать в Москву сверхмолнию о том, что «Брошен Омск гипнозом Воланда», но успел подумать, что, во-первых, она, наверняка, не поймёт шутку, во-вторых, я ведь в будущем, и телеграф уже отключён. В общем, скромно попросил открытку и марки. Но и это жесточайшим образом подвесило сотрудницу почты.
– У нас нет открыток, – то ли виновато, то ли обвинительно произнесла она.
– Даже с Днём Победы или с 8 марта? – не отступал я.
В общем, никаких открыток на почте не оказалось. Почтальонша посоветовала проверить в СОЮЗПЕЧАТИ, которая в будущем называется РОСПЕЧАТЬ. В РОСПЕЧАТИ, палатка которой находится через дорогу, пожилая женщина покупала печенье и конфеты к чаю, рассчитавшись с кассиром, еще некоторое время записывала рецепт рисового пирога, после чего удалилась. На мой вопрос, есть ли в РОСПЕЧАТИ открытки, кассирша рассмеялась и сказала, что тут у неё не почта. Я рассмеялся в ответ, действительно, что это я не туда зашёл. На прощание продавщица предложила купить консервированных баклажанов.
Через полтора километра Яндекс рисовал мне ещё одну почту. Я уже не верил в успех, особенно, когда увидел, что в помещении почты находится «Социальный рынок» – обычный базар с кучей торговцев и лавок. Уже отчаявшись, я всё-таки зашел за баклажанами на ужин, но среди ларьков увидел стол, на котором стояла табличка «сумки не ставить». Рядом на стене висели открытки с туристическими видами Омска. Случилось чудо. Не без проблем, я всё-таки отправил пару открыток. Надеюсь, они когда-нибудь дойдут адресатам.
В общем, поездка уже удалась. Теперь можно расслабиться и продолжить прогулку по вечернему городу. В связи с наступлением темноты, каких бы то ни было чётких планов у нас не было, стали просто искать на карте достопримечательности по пути к дому. Так нашли вертолёт Ми-8, стоящий у проходной Омского завода гражданской авиации. Ми-8, кстати, первый советский летательный аппарат, на котором мне довелось полетать. Вторым моим ЛА отечественной сборки стал Сухой-Суперджет, которым мы сюда прилетели.
Следующим достопримечательным местом, которое мы посетили, стала смотровая площадка в Парке имени 30-летия Победы. В новом московском Зарядье я пока не был, но, думаю, в Омске парк намного круче, и пейзажи со смотровой лучше, масштабнее и натуральнее: болото – значит болото, лес – значит лес, труба с дымом – значит труба с дымом. Никакой постановки.
Уже в полнейшей темноте перебрались через Иртыш и отправились на поиски ужина.
Вообще, на вечер у нас был запланирован концерт, но организаторы не подтвердили аккредитацию, поэтому от планов пришлось отказаться. А так, конечно, это была бы самая крутая поездка в году, ведь, что может быть трэшовее, чем слетать в Омск на концерт Лепса :)
Еда была обнаружена в одном из баров сети Сибирская корона, где наелись так, что тяжело было вставать, поболели за наших в матче Локомотив – Авангард, а напоследок получили скидку 20% за то, что у моего попутчика Рустама в обозримом будущем планировался день рождения.
Наш бомж-трип в финансовом плане складывался очень удачно. Ведь впереди нас ещё ожидала элитная гостиница, которая в итоге обошлась нам в 200 рублей. А дело в том, что букинг.ком дал мне промоссылку, которую я могу отдать другу, и, если он забронирует по ней отель стоимостью больше 2000 рублей, то ему и мне букинг вернёт на карту по 1000 рублей. Под описанные критерии подошла гостиница «Железнодорожная», в которую мы и отправились. Выглядит заведение снаружи мягко говоря не очень. На первом этаже двухэтажного строения располагается мастерская по ремонту колёсных пар, а на втором – собственно гостиница. Горячая вода, чистая и комфортная постель, телевизор, прекрасный вид из окна и завтрак в номер – всё включено!
Да, это тот самый прекрасный вид из окна на железнодорожные задворки. Окна чистые с прекрасной шумоизоляцией. Железную дорогу не было слышно совсем.
Благодаря нашей шикарной гостинице, мы оказались в Привокзальном районе Омска, который, как пишут в интернете, возник тут в начале 20-го века. Район со всех сторон окружён железнодорожными путями, большую часть района занимает частный сектор.
В Привокзальном кроме Железнодорожной гостиницы находится Железнодорожная больница и гимназия № 147. Гимназия со стадионом занимает два квартала.
Недалеко отсюда располагается ТЭЦ-2. Неужели, её до сих пор топят углём? В правой части кадра виднеется главный омский вокзал.
Ну, а это типовая застройка района. Привокзальный заканчивается железной дорогой. Верхняя треть кадра – уже другой район. Если не ошибаюсь, там находятся Рабочие улицы, которых в Омске 34 штуки.
Спустимся пока на землю. В прямом смысле этого слова :) В частном секторе большинство улиц не имеет твёрдого покрытия. Грязь, избы, колонки с водой. Вот, недавно вся Москва смеялась с новости о том, что в Томске (не путайте с Омском) торжественно открыли водопроводную колонку на улице. Конечно, в середине 21 века это выглядит смешно, но для жителей той улицы, это был настоящий праздник. Ведь, это главное событие в их жизни со времён электрификации.
Улица Николая Зенькова. Справа ограда гимназии. За травой не видно, но вдоль школьного забора есть асфальтовая дорожка для пешеходов
Прекрасный город, прекрасные дома с прекрасными ставнями.
Дымит труба ТЭЦ-2.
Во многих городах стеклопакеты в деревянных домах выглядят ужасно, здесь же при виде стеклопакетов, за омичей хочется порадоваться. Но, всё же было бы намного круче, если бы окно было не сплошное, а хотя бы с имитацией разделения на части.
Вот, настоящие окна же намного лучше смотрятся.
Встречаются тут улицы и с асфальтом, и с тротуаром с одной стороны дороги, и даже с пешеходными переходами.
Давайте ещё разок посмотрим на окрестности с высоты. Сейчас мы находимся над Омским колледжем транспортных технологий.
А перед нами, за путями, Ленинский район города и Иртыш с островом.
На горизонте трубы, возможно, принадлежат производственному объединению Полёт, на котором строят какие-то ракеты. Но, могу и ошибаться.
Крутая автобусная остановка. Здесь сделана заасфальтированная платформа, на которой можно спокойно ждать автобус. Часто же остановки располагаются в грязных лужах.
Бараки выглядят очень аутентично. Из них можно было бы сделать крутые гостиницы для иностранных туристов, но в них до сих пор живут рядовые омичи.
Водонапорная башня продаётся!
А мы вышли на центральную транспортную артерию Омска – проспект Карла Маркса.
Здесь прекрасно всё, кроме оживлённого движения и шума от автомобилей, поэтому мы вскоре сворачиваем с самой оживлённой улицы города.
И движемся мимо трамвайного депо № 1 к ближайшей трамвайной остановке.
В основном по Омску ходят старенькие усть-катавские трамваи. На таких я в детстве ездил в школу.
Так мы попали на улицу Маяковского. Здесь, кстати, тоже благоустроенная остановка. У выхода из трамвая лежит асфальт, а грязная яма засыпана асфальтовой крошкой.
Читая посты Варламова, которые и вдохновили меня на поездку в Омск, меня впечатлил рассказ о доме губернатора. В общем, я выгуглил этот дом и пошёл проверять, так ли всё на самом деле. Дом был найден. Вот он!
Действительно, в Омске иногда сносят целые кварталы старой разрухи и застраивают их одним многоэтажным домом, но, случается порой и так, что во дворе нового дома остаются какие-то остатки прежней жизни.
Избы и сараи.
Так это выглядит с высоты. Я не проверял, куда выходят окна губернатора, но, на следующий день после этой съёмки, губернатор был снят с должности. Не успел я развести «варламовщину» при действующем чиновнике…
Посмотрим по сторонам. Впереди виден омский ипподром.
А это – спортивно-концертный комплекс имени В. Н. Блинова.
Времени у нас мало, поэтому отправляемся любоваться центром города. Перебираемся к месту впадения реки Омь в Иртыш. Вот наша прекрасная цель.
Вы тоже удивлены тому, что в таком замечательном месте нет людей? Всё очень просто – набережная немного развалилась, поэтому городские службы выкопали ямки, вбетонировали в них столбики и загородили всё сеткой. Опасная зона!
Такие дела.
Часть набережной, которая не подверглась ремонту, который развалился, доступна для горожан, но и тут почти никто не гуляет, т.к. с одной стороны тупик из-за моста, а с противоположной стороны тот самый забор с провалами.
Зато рядом есть велодорожка, которая и используется омичами для воскресных прогулок.
На правом берегу Оми сохранилось полтора квартала классной старинной застройки.
Здесь, как я понял, и возник Омск у впадения Оми в Иртыш. Берег тут не обустраивали, поэтому на него можно спуститься и взглянуть на окрестности.
Омь и Музыкальный театр в центре кадра.
Иртыш.
Здесь была Омская крепость. Впереди виден Метромост. Вдоль берега несёт свои воды Омь, потихоньку смешиваясь с зелёным Иртышом.
Теперь пройдёмся по достопримечательностям. Иртышские ворота Омской крепости. Построены в конце 18 века, разрушены в начале 20-го, восстановлены в начале 21-го.
Старый город и Тобольские ворота.
Тобольские ворота – единственные из 4-х ворот Омской крепости, которые дожили до наших дней. Наверное, главная местная достопримечательность.
Отреставрированные казармы Омской крепости и ЖК «Старая крепость».
«Торжественное открытие уникального спортгородка состоялось в субботу 10 октября на набережной Тухачевского между стадионом «Динамо» и зданием омского педуниверситета».
Писали местные газеты в 2015 году. Красную ленточку перерезали чиновники и спортсмены, представители профсоюзов и прочие важные люди.
Вот, вы сейчас смеяться будете, а для омичей, это, наверное, был настоящий праздник. Как для томичей колонка.
В этот «спортивный городок» мы попали случайно. Наша новая цель – метро, к которому мы тут и шли.
Ближайшая к нам станция омского метро – «Библиотека имени Пушкина». Метро уже рядом, вот сама библиотека. Очень неплохо смотрится здание библиотеки середины 90-х годов 20-го века на фоне прочей современной архитектуры.
На перекрёстке вход в метро. Первая станция Омского метрополитена была построена в 2013 году. В 2014-м проект строительства метро был отменён (надо же строить мост в Крым). Станцию законсервировали для потомков, вестибюль используют в качестве подземного перехода.
Сейчас пришло время обеда, после которого мы уже не успеем углубиться в город. У нас остаётся всего полчаса, поэтому идём в парк «Зелёный остров».
Здесь есть и аттракционы для детей.
И велопрокат для велосипедистов.
И яхты для яхтсменов.
Омск прекрасен.
Не пыт@йтесь покинуть Ом©к!