19.01.2018 16:44

Сергей Лаврентьев: Актерское мастерство как фитнес для психики

Текст: Алла Павлова

Руководитель «Студии актерского и ораторского мастерства 3k-school» и школы «Мой Станиславский» сравнивает уроки в студии с тренажерным залом. Актер, режиссер и преподаватель Сергей Лаврентьев уверен, что регулярные тренировки полезны для здорового психического и эмоционального состояния.

В Москве действуют более 30 актерских курсов для взрослых, которые обещают раскрепостить, сделать ярким, и даже открыть дорогу в мир театра и кино. При этом после окончания подобных курсов мало кого воспринимают, как полноценного актера. Ведь даже выпускники лучших театральных вузов часто остаются безработными и неизвестными.

Возможно ли действительно чего-то добиться, занимаясь в актерской студии 1-6 месяцев, и что потом делать с полученными знаниями и навыками? Неужели, актерские студии — это спекуляция на желании людей стать актерами или реальный шаг в подготовке к профессии? Сергей поможет внести ясность в вопросы, которые возникают у многих из нас.

Сергей, только в столице десятки различных театральных студий. Зачем ты создал еще одну?

Есть остроумная фраза у любимого мной сатирика: «прежде чем начать писать, я некоторое время читал…» Поступив на актерский факультет ВГИКа, я был очень вдохновлен возможностями, которые дает актерское образование для развития личности. Мне было, с чем сравнить, поскольку до ВГИКа я окончил журфак и 4 года проработал в одном из ведущих деловых изданий страны – газете РБК daily. Я много общался с интересными и влиятельными людьми, многому у них учился, поскольку личностное развитие всегда было мне интересно.

Так вот, прежде чем открыть свою студию, я не поленился посетить около 20 самых известных актерских школ Москвы. Условно их можно разделить на два типа: одни работают по сокращенной программе театрального вуза, пытаясь уместить четырехлетнее обучение в 3-6 месяцев. Цель таких студий — сделать из тебя актера-любителя, чтобы потом один раз показать в итоговом класс-концерте или спектакле. Другие – более краткосрочные (от одного до полутора месяцев). Цель таких студий — развлечь тебя и немного раскрепостить, чтобы в итоге ты смог выступить на сцене с небольшим этюдом, как ребенок на новогодней елке. То есть, в обоих случаях актерскую студию преподносят, как аттракцион эмоций: покатался, познакомился с кем-то, посмеялся, выступил перед зрителями и ушел. Все, финита ля комедия!

Это меня принципиально не устраивало, поэтому я решил создать школу, в которой преподавание актерского мастерства будет не просто развлечением, а источником практических навыков для решения задач ученика в обычной жизни. То есть я адаптировал техники актера под конкретные потребности и жизненные ситуации человека. Так родился мой первый проект – «Студия актерского и ораторского мастерства 3k-school».

В чем уникальность твоей студии?

3k-school – это краткосрочные курсы (1-3 месяца), цель которых максимально развить твою личность с помощью техник актерского мастерство. Они дают четкое понимание того, как и с помощью каких актерских приемов ты сможешь решить конкретный вопрос в жизни. Например, как выгодно презентовать себя, как избавиться от волнения в стрессовой ситуации, как расположить к себе человека, как мотивировать себя, как добиться от другого того, что нужно тебе. И конечно, как лучше перевоплощаться те социальные роли, которые ты играешь каждый день… Обо всем этом написано у Станиславского, просто нужно внимательно прочитать и подумать. Его система настолько уникальна, что на нее ссылаются многие специалисты по эмоциональному интеллекту – одному из самых актуальных направлений в практической психологии.

Занятие в 3k-school построены так: ты знакомишься с конкретной актерской техникой, понимаешь, как, где и для чего ее можно применить в жизни, а затем пробуешь это сделать — моделируешь ситуацию, например, собеседование на работу или знакомство с девушкой. В таких «этюдах» не получается «наиграть» или прикрыться актерским «штампом». Партнер либо реагирует, как тебе надо, либо нет. Если у тебя не получается, преподаватель подскажет, что и как можно улучшить, а партнер даст обратную связь. Зритель же выступает в качестве наблюдателя, который учится на чужих ошибках. После отработки техники в студии, дается домашнее задание — применить ее в жизни, чтобы закрепить результат. В итоге отрабатывается целая «сетка» полезных для жизни навыков.

По сути, мы занимаемся фитнесом для психики: сначала может быть даже неприятно, потому что приходится выходить за зону комфорта, зато потом ты берешь легко любые нагрузки и получаешь кайф от процесса и достижений. Правда, есть одно «но»: как только бросил заниматься, заплываешь «жиром» — навыки утрачиваются. Так что нужно периодически приводить себя в форму и постоянно ее поддерживать.

Парадокс, но на курсах актерского мастерства часто преподают неизвестные актеры. Это похоже на профанацию…

Известность – не вирус, он не передается от преподавателя к ученику. Если человек стал «звездой», это не значит, что он может научить других. Кроме того, известность в актерской профессии достигается разными способами, когда талантом и трудом, а когда и некоторыми частями тела. Поэтому учиться актерскому мастерству у «звезды экрана» – это, как говорят в определенных кругах, «понты для приезжих». Преподавание актерского мастерства — это отдельное искусство: я могу назвать вам несколько десятков педагогов ведущих театральных вузов – МХАТа, ГИТИСа, ВГИКа, которые не стали известными актерами, но именно они учат тех, кто становится «звездами». Кроме того, у известных актеров, как правило, нет времени всерьез заниматься преподаванием – они заняты в театре и на съемках. Экономически это им тоже невыгодно: один съемочный день стоит больше, чем преподаватель зарабатывает в месяц.

Поэтому в хороших актерских школах работают профессиональные актеры из топовых театральных вузов, играющие в театре, но у которых не сложились долгие отношения с кино. При этом у них есть желание и данные к педагогике. Для целей, стоящих перед студией, такие преподаватели подходят лучше всего.

Есть ли вероятность, что после обучения в студии человек станет известным актером или это спекуляция на желании людей войти в мир театра и кино?

Если в актерской студии тебе обещают звездную карьеру, «Оскар» и главную роль в фильме у Михалкова, — тебе врут! Обещать это стесняются даже лучшие театральные вузы и не просто так: посмотрите на количество безработных дипломированных актеров… Поэтому реальные возможности студии – несколько иного порядка. Например, в школе актерского мастерства «Мой Станиславский», где я преподаю вместе с вузовскими педагогами из ГИТИСа, ВГИКа и Щепкинского училища, мы можем гарантировать ученикам: съемки в клипах, в эпизодах кино, роли в авторском кино и игру в любительском театре. Так мы даем возможность талантливым людям полноценно проявить себя в актерской деятельности, делаем их актерского мастерства хобби, как фитнес, танцы или игра на музыкальном инструменте.

Конечно, ты можешь добиться и некоторых высот: главные роли в фильмах сегодня получают и актеры без профильного образования, как правило, бывшие КВНщики или резиденты Comedy club. Но это исключения, которые пробились благодаря своему таланту и труду, воле случая или связям.

Многие студии обещают избавить от ряда проблем: неуверенности, закрепощенности, необщительности… Стоит ли с этими вопросами идти на актерские курсы, или лучше обратиться к психотерапевту?

Давайте отделим мух от котлет: если я психически здоровый человек, который осознанно хочет стать более раскрепощенным, общительным, уверенным, ярким, чтобы выступать на сцене, играть роли… то я иду в студию. Если же у меня есть какое-то заболевание и мне нужна помощь специалиста с медицинским или психологическим образованием, например, психотерапевта, я должен сначала идти к нему. И уже если он порекомендует мне пойти на курсы актерского мастерства, чтобы быстрее решить мои вопросы, я последую его совету.

Есть ли риск, что, занимаясь в студии «неподготовленный» человек заиграется и потеряет себя настоящего?

Нашумевшие истории с некоторыми актерами, которые после исполнения роли не могли «вернуться обратно», — это единичные случаи. И они связаны с месяцами глубочайшего перевоплощения, на которое способны единицы. Этим художники добровольно приносят свое психическое здоровье в жертву искусству. При этом в театре профессиональный актер играет по 10-15 разных ролей в месяц и чувствует себя прекрасно. Так что ученику любительской студии, если у него нет серьезных психических проблем, «потерять себя» не грозит.

К тому же, с точки зрения психологии, страх потерять себя «настоящего» – очень надуманный. Российский социолог и психолог Игорь Кон в своей книге «В поисках себя» доходчиво объясняет, что нет канонически сформированной личности человека. Личность всегда подвергается изменениям большим или меньшим под влиянием различных факторов: окружение, вид деятельности, информацию, которую человек потребляет. Актерское мастерство позволяет эти изменения ускорить, не более того.

Рубрика: Разное. Метки: актер, фитнес, сергей лаврентьев.

Другие публикации

04.10.2018 в 09:15

Вчера были большие, но по пять, а сегодня…


Ушёл из жизни ещё один представитель старой школы – Роман Андреевич Карцев.

20.06.2017 в 16:38

Прощание с Баталовым


В Москве в Доме кино состоялось прощание с народным артистом СССР Алексеем Баталовым.

18.04.2017 в 16:27

Стихи.PRO — вечер нескучной поэзии


15 апреля 2017г в уютном Арт-кафе театра на Юго-Западе читали стихи.

01.04.2017 в 16:48

Евгений Аксёнов: «Не люблю работать с дураками»


Корреспондент Наталья Гусева расспросила Евгения о его ролях и дальнейших планах.

26.02.2017 в 15:01

Шукшин в театре юного зрителя


23 февраля в Московском Областном Государственном театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Шукшин», созданного по мотивам произведений Василия Шукшина.

16.02.2017 в 02:40

Оглянись во гневе. Пока ты здесь …


Молодой театр презентует новый спектакль в репертуаре.

16.02.2017 в 01:19

Дом актера отметил 80-летний юбилей капустником


Междусобойчик именитых актеров СССР в честь юбилея здания Дома актеров.

06.02.2017 в 18:09

В Театре Ермоловой продегустировали свежее благотворительное «СтихоВаренье»


Благотворительный спектакль в поддержку детей с поражениями центральной нервной системы.

16.08.2016 в 09:37

Гоша Куценко приглашает сняться в клипе


Известный актер и лидер группы ГК презентовал новую песню, на которую в ближайшее время ляжет на откровенный видеоряд.

11.08.2016 в 16:30

Разговоры после прощания


9 августа в Театре на Малой состоялся пресс-показ спектакля Михаила Станкевича «Разговоры после прощания» по пьесе французского драматурга Ясмины Резы «Разговоры после погребения».

01.07.2016 в 16:03

Юные гимнастки представили коллекцию одежды в стиле костплееров


Самый необычный показ одежды для занятий спортом от Юлии Богдановой состоялся в московском клубе Royal Arbat.

19.05.2016 в 08:12

Недоросль: о том, как выгодно быть глупым


14 мая в театре на Таганке (малая сцена) состоялся показ эскиз спектакля «Недоросль» по пьесе Дениса Фонвизина в постановке Кирилла Вытоптова.

21.04.2016 в 09:48

Экспериментальные танцы спектакля «Red Bull Изнанка» дебютировали в Петербурге


18 и 19 апреля жители и гости Петербурга имели возможность побывать на танцевальном спектакле «Red Bull Изнанка», который показала команда уличного и экспериментального танца Jack’s Garret на сцене театра «БУФФ».

30.03.2016 в 17:07

В эфир Первого канала выходит фильм «Маргарита Назарова»


29 марта в Большом Московском государственном цирке на проспекте Вернадского состоялась пресс-конференция, посвященная премьере фильма «Маргарита Назарова».