02.11.2019 13:11

«Неглинная, я люблю тебя»

С 1 по 17 ноября в Центре Гиляровского (Музей Москвы) проходит выставка «Неглинная, Я люблю тебя», приуроченная к выходу в свет одноимённого фотоальбома. Книжно-выставочный проект посвящен окрестностям Неглинной улицы и основан на фотографиях горожан, которые принимали участие в открытом конкурсе. В рамках проекта пройдут пешеходные экскурсии по Неглинке, а в Центре Гиляровского можно послушать лекции об истории улицы.

Первая такая прогулка по району прошла 31 октября в компании москвоведа Алексея Дедушкина. Экскурсия началась в торговом центре «Неглинная галерея», где, кстати, можно приобрести только что изданный фотоальбом, над которым два года работала группа специалистов из Российского исторического общества, москвовед Алексей Дедушкин и фотограф Дмитрий Зверев.

Река Неглинная (Неглимна, Неглинна, Неглинка) постоянными наводнениями причинявшая немало хлопот москвичам, сейчас течёт в подземном коллекторе, а вдоль её русла в центральной части города проложены Манежная и Неглинная улицы. Ещё в середине XIX века воды и берега Неглинки были грязными от сбрасываемых нечистот, но после заточения реки под землю ситуация резко изменилась и местность стала чрезвычайно привлекательной для застройки. На Неглинную улицу выходят фасады двух десятков богатых доходных домов, общественных и административных зданий, торговых пассажей.

Устье семикилометровой реки Неглинки находилось в Марьиной роще, далее в районе нынешнего Самотёчного бульвара в неё впадала речка Напрудная, на месте Цветного бульвара разлился Верхний Неглинный пруд, затем на современной Трубной площади река уходила в зарешёченную каменную трубу, текла через Белый город вдоль Кремлёвской стены и впадала в Москву-реку. Неглинка подпитывалась ручьями и была полноводной рекой, богатой рыбой. За чистотой воды следила Полицейская канцелярия, в местах рыбной ловли запрещалось полоскать бельё и купать лошадей. Кроме рыболовства местные жители использовали воды Неглинки и для хозяйственных нужд – строили плотины и мельницы.

В древности третья по величине московская река защищала Кремль от нападений с запада и северо-запада, во время Северной войны со шведами по приказу Петра I на её берегах были воздвигнуты болверки – оборонительные бастионы, а в 1780-х по проекту инженера И.Герарда вдоль русла обустроили набережную из дикого камня с железными решётками, ставшую «приятным гульбищем для всех охотников прохаживаться». Из всех старинных сооружений до наших дней сохранился лишь Троицкий мост, ведущий от Кутафьей башни в Кремль.

В 1817-1819 годах военный инженер и строитель Егор Челиев предпринял первую попытку спрятать Неглинку под землю, построив над ней кирпичный свод, но во время ливней река выходила на поверхность, заливая первые этажи домов. «Вода водопадом хлестала в двери магазинов и в нижние этажи домов. Происходило это оттого, что никогда не чищенная подземная клоака Неглинки не вмещала воды, переполнявшей её в дождливую погоду. Это было положительно бедствием, но «отцы города» не обращали на это никакого внимания», – писал Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи».

Да, некогда прозрачная речка ещё в XVIII веке стала грязной и зловонной: в неё сбрасывали отходы и нечистоты мясного ряда, трактиров и окрестных жилых домов, а плотины на реке в народе прозвали погаными. Городские власти в 1860-е годы обратили внимание на неблагоприятное санитарное состояние местности и спрятали Неглинку в коллектор. Ранее первая попытка решить проблему, засыпав русло и построив параллельный канал, не увенчалась успехом. Кстати, нынешние улицы проложены на месте этого рукотворного канала, а природное русло Неглинки проходит чуть в стороне, под домами. Крупные наводнения случались и в советское время, поэтому в середине 1970-х годов была проведена реконструкция дореволюционного коллектора.

Неглинная улица, 29 – комплекс зданий начала XIX века. Главный дом сначала был перестроен в 1864 году архитектором Дмитрием Чичаговым, а в 1905 году – по проекту Ивана Бони. Это место славилось гостиницей и рестораном «Эрмитаж» Люсьена Оливье, того самого кулинара, изобретателя рецепта любимого салата. Ресторанные постройки месье Оливье занимали значительную площадь: на месте нынешнего «Узбекистана» прежде располагались летние веранды «Эрмитажа».

До революции это было злачное место, где буйно гуляло московское купечество. В Татьянин день здесь собирались студенты и профессора, напивавшиеся в свой праздник без меры. Пока студенты были трезвы, на шинелях писали свои адреса, чтобы извозчики по завершении гулянки смогли развести их по домам. Весёлые бесчинства по самым разным поводам происходили в ресторане регулярно.

После смерти Оливье ресторан продолжал работать и привлекал своими яствами и напитками многих известных деятелей культуры: здесь обедали Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Чехов с Сувориным заключили контракт на первое издание собрания сочинений, а Чайковский сыграл жутчайшую для невесты свадьбу — он тут же укатил в Петербург со скрипачом, бросив молодую жену. В залах «Эрмитажа» Станиславский, Горький и все мхатовцы отметили премьеру своего знаменитого спектакля «На дне», в ложе большого зала бывало пели для друзей Шаляпин и Собинов. До революции это было модное богемное место. Ну а потом наступил 1917 год и новая власть перепрофилировала особняк под культурно-образовательный проект «Дом колхозников» с кинотеатром и библиотекой.

В советский период в здании располагалось издательство «Высшая школа» и в большом зале оборудовали клетушки-кабинеты для сотрудников. В конце восьмидесятых годов на Неглинную, 29 постепенно проникла «Школа современной пьесы» — сначала здесь репетировали, но играли на других площадках, а затем студия стала государственным театром и вытеснила издательство. Как и в былые времена, на Неглинку стали приходить знаменитые люди искусства. Отмечавший юбилей Булат Окуджава вышел с гитарой на балкон и пел для собравшихся на площади поклонников, положив начало традиции проведения в День Победы фестивалей бардовской песни.

Открывали «Школу современной пьесы» Любовь Полищук, Алексей Петренко и Альберт Филозов, в спектаклях играли великие Михаил Глузский, Мария Миронова, Людмила Гурченко. На театральную сцену выходили читать стихи поэты Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина. Историческая планировка ресторана не предусматривала устройство большого закулисного пространства, был только один небольшой карман слева от сцены. Вместо кабинетов «Высшей школы» появились ряды зрительских кресел, расположенных амфитеатром с небольшим подъёмом.

Особняк на Неглинной окружён таким количеством легенд и увлекательных историй, что режиссёр и художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз планирует приглашать сюда не только театралов, но и организовать экскурсии для любителей старой Москвы. Неглинная, 29 — это не только «преданья старины глубокой», но и история современной культуры.

История дворца чистоты на Неглинной улице, 14 началась в 1808 году, когда грузинский дворянин и актёр придворного театра Сила Сандунов (в завещании указана его грузинская фамилия Зандукели) воплотил идею клубного формата бани. В новых банях стало возможно не только попариться и помыться, но и общаться, с удовольствием проводить время. Интересно, что в Сандунах впервые в России были разделены мужское и женское отделение (прежде все мылись в одном помещении).

Спустя десятилетия ранние деревянные здания обветшали и новая владелица бань Вера Фирсанова решилась на кардинальную модернизацию банного дела. Её супруг Алексей Ганецкий внимательно изучил опыт других стран и пригласил известного архитектора Бориса Фрейденберга, который в 1896 году реализовал проект, поразивший современников. Царь-бани – так москвичи стали называть реконструированные Сандуны. Все исторические строения конца XIX века сохранились до наших дней и представляют собой памятник культурного наследия.

Для банных церемоний продолжают использоваться исторические строения, расположенные во дворе: банные корпуса (1894, 1897, архитекторы Б.Фрейденберг, С.Калугин), служебный корпус (1897, архитектор С.Калугин), технические корпуса с водонагревательными баками (1894-1895, архитектор Б.Фрейденберг), аккумуляторная станция с квартирами служащих (1894—1895, архитектор Б.Фрейденберг), складские и хозяйственные помещения (1897, архитектор С.Калугин).

При создании интерьеров бань Борис Фрейденберг и его коллеги обращались к разным архитектурным стилям – здесь и рококо, и готика, и классицизм, и мавританский стиль. Но Сандуновские бани поражали посетителей не только роскошью декора, но и технологическими новинками: вода поступала из Москвы-реки по водопроводу с фильтрами, залы освещались не свечами или масляными фонарями, а электрическими лампами.

Готическая раздевальня внешне напоминает зал ожидания вокзала и купе вагонов поезда. В ней сохранилась историческая мебель, эти старинные обтянутые кожей диваны с резными подлокотниками помнят посетителей XIX века. Полутёмный зал украшен картинами и мозаичными панно в западноевропейской эстетике, а под деревянным потолком в резном киоте – лик православного Святого Николая. В раздевальне банщики встречают гостей, помогают уютно разместиться, поддерживают атмосферу гостеприимства. Мелкие ценные вещи можно и нужно сдать в камеру хранения. Профессионального обучения искусству банного дела в нашей стране нет и секреты мастерства передаются из поколения в поколение от отцов к сыновьям. В Сандунах и сейчас работают династии банщиков и парильщиков.

Мыльное отделение – это просторное и светлое функциональное помещение без излишних украшений. В его интерьерах можно увидеть приметы разных эпох – плитка XIX века эклектично соседствует с советским кафелем и современными отделочными материалами, возле старинных умывальников сложены горкой пластмассовые тазики. Издавна это место общения горожан, каждый уважающий себя москвич хотя бы раз в жизни посещал Сандуны. Одна стена постоянно горячая, за ней расположена печка парной. По желанию клиентов в парную, которая может вместить до 40 человек, возможно добавлять различные приятные ароматы, причём ингредиенты имеют полезные для организма свойства. Кстати, у парильщиков и массажистов в Сандуновских банях есть медицинское образование.

Неглинная улица, 13 – здание с фасадами, выходящими как на Петровку, так и на Неглинку. В 1891 году этот земельный участок перешёл представительнице известной купеческой семьи Вере Фирсановой, которая получила от Управы согласование на снос прежней застройки и возведение магазина-пассажа. Первый пассаж (passage) открылся ещё в 1788 году в Париже и представлял собой крытую галерею, по которой можно было гулять, отдыхать в кафе или ресторане, делать покупки, назначать встречи с друзьями, просто укрыться от непогоды. В XIX веке крыши над пассажами стали делать со сплошным остеклением и эта пришедшая из Европы идея приглянулась московским купцам.

Фирсановский универмаг открылся в 1906 году, здание в стиле неоклассицизма спроектировали Борис Фрейденберг и Сергей Калугин, а конструкции стеклянных сводов разработал инженер Владимир Шухов. Для хранения товаров были предусмотрены просторные подвалы. Пассаж собрал под своими сводами более пятидесяти торговых павильонов, включая магазины известных торговых домов: книжный магазин А.Мамонтова, «Маркушевич и Григорьев. Шёлковые и шерстяные ткани», «Викула Морозов, Коншин и сыновья», «Весельков и Ташин — модные материалы для дамских платьев», «О.Зубберт и Ко», «Луи Крейцер — бельё и галстуки», «Матильда Бариш — корсеты и зонты», товарищества кондитерских фабрик «Реномэ», «Конфеты и пастила. Абрикосов и сыновья» и многие другие. В 1907 году в Пассаже открылся первый в России магазин французской фирмы «Гомонъ», торгующий кино- и фототоварами, а в 1910 году в подвальных помещениях начал работать ресторан и кофейная «Бристоль». В тёмное время суток комплекс сиял электрическими огнями (электростанция находилась в принадлежащих Вере Фирсановой Сандуновских банях).

В 1918 году после национализации пассажа вместо буржуйских магазинов в нём разместились промышленная выставка, кинотеатр «Кино-Петровка» и пошивочная фабрика белья для красноармейцев. «Фирсановский пассаж» стали называть «Петровским», в в 1921 году на пилоне у входа со стороны Петровки был установлен барельеф «Рабочий», созданный скульптором Матвеем Манизером. Это одно из первых московских монументальных произведений нового пролетарского искусства.

В 1928 году на первый этаж пассажа вернулась торговля, а второй этаж в тот период занимали научно-исследовательский комбинат «Дирижаблестрой», в котором успел поработать известный итальянский конструктор-инженер Умберто Нобиле, аукционный зал, клубы МУНИ с залом на 620 мест, Госбанка и милиции. В том же году инженер В.Владимиров предложил проект реконструкции здания под универмаг Мосторга, но этот план с заменой исторического фасада на конструктивистский не был реализован.

Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы в пассаже жили москвичи, лишившиеся жилья во время бомбардировок, а после расселения коммунальных квартир здание передали на баланс Центрального универсального магазина под торговлю. В 1963 году часть помещений отвели торговому училищу № 3, которое готовило специалистов для ЦУМа. В 1988–1990 годах в ходе реконструкции здания подлинные перекрытия Шухова были заменены на копии, повторяющие конфигурацию оригинальной конструкции.

Здание «Петровского пассажа» не только по планировке и интерьерам напоминает Главный универсальный магазин – арендатором обоих зданий является Михаил Куснирович, основатель торговой компании Bosco di Ciliegi. Советский студент-химик в начале девяностых годов не стал работать по основной специальности, а совместно с сокурсниками занялся предпринимательской деятельностью, в чём весьма преуспел. Михаил Куснирович много лет успешно сотрудничает с итальянскими брендами, а фирменный стиль Bosco di Ciliegi известен во всём мире – российские олимпийские команды экипируются одеждой этого бренда.

Виртуально прогуляться по всей Неглинной улице, заглянуть в Малый театр, побывать в ЦУМе и Петровском пассаже, ознакомиться с интерьерами Госбанка России, Сандуновских бань и театра «Школа современной пьесы» можно и на «Русском блоггере» в авторской рубрике Евгения Чеснокова «Город на память»: Неглинка торговая, Неглинка. Сандуновские бани, Неглинка от Госбанка к Трубной площади.

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метка: прогулки по Москве.

Другие публикации

15.10.2020 в 23:12

«Город на память». 622. Северный речной вокзал 2020


Главным украшением канала Москва-Волга стал Северный речной вокзал, построенный по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.