1 ноября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 513. Неглинка. Сандуновские бани
История дворца чистоты на Неглинной улице началась в 1808 году, когда грузинский дворянин и актёр придворного театра Сила Сандунов (в завещании указана его грузинская фамилия Зандукели) воплотил идею клубного формата бани. В новых банях стало возможно не только попариться и помыться, но и общаться, с удовольствием проводить время. Интересно, что в Сандунах впервые в России были разделены мужское и женское отделение (прежде все мылись в одном помещении).
Спустя десятилетия ранние деревянные здания обветшали и новая владелица бань Вера Фирсанова решилась на кардинальную модернизацию банного дела. Её супруг Алексей Ганецкий внимательно изучил опыт других стран и пригласил известного архитектора Бориса Фрейденберга, который в 1896 году реализовал проект, поразивший современников. Царь-бани – так москвичи стали называть реконструированные Сандуны. Все исторические строения конца XIX века сохранились до наших дней и представляют собой памятник культурного наследия.
Неглинная улица, 14 – на Неглинную улицу выходит парадный фасад доходного дома Веры Фирсановой с магазинами на первых двух этажах, жилым третьим этажом и жилыми боковыми корпусами (1894—1895, архитектор Борис Фрейденберг). Архитектурной изюминкой проекта стал мавританский дворик, в который уже два года вход закрыт.
Смотрите старые фотографии: Неглинный проезд. Сандуновские бани. 1902 год: https://pastvu.com/p/435024 На самом деле на открытке изображён доходный дом, а собственно бани находятся во дворе.
Смотрите старые фотографии: Наводнение на Неглинке. 1923 год: https://pastvu.com/p/23853
Смотрите старые фотографии: Арабский дворик. 1895-1896 гг.: https://pastvu.com/p/25291
Смотрите старые фотографии: Столовая В.Фирсановой. 1909 год: https://pastvu.com/p/81751
Лепнина на фасаде довольно затейливая, к примеру, кони на барельефах вовсе не кони, а гиппокампы – существа из греческой мифологии с лошадиными головами и туловищами, но с рыбьими хвостами и лапами рептилий. Третий этаж занимало крупнейшее в России нотное издательство П.Юргенсона, а в советское время в доме находился, пожалуй, самый известный в Москве магазин «Ноты». В настоящее время на первом этаже располагаются банковские офисы.
Справа – дворовый фасад доходного дома, слева – бани.
Для банных церемоний продолжают использоваться исторические строения, расположенные во дворе: банные корпуса (1894, 1897, архитекторы Б.Фрейденберг, С.Калугин), служебный корпус (1897, архитектор С.Калугин), технические корпуса с водонагревательными баками (1894-1895, архитектор Б.Фрейденберг), аккумуляторная станция с квартирами служащих (1894—1895, архитектор Б.Фрейденберг), складские и хозяйственные помещения (1897, архитектор С.Калугин).
При создании интерьеров бань Борис Фрейденберг и его коллеги обращались к разным архитектурным стилям – здесь и рококо, и готика, и классицизм, и мавританский стиль. Но Сандуновские бани поражали посетителей не только роскошью декора, но и технологическими новинками: вода поступала из Москвы-реки по водопроводу с фильтрами, залы освещались не свечами или масляными фонарями, а электрическими лампами.
Мраморная лестница ведёт в холл на втором этаже, который выполнен в стиле рококо, в оформлении использованы лепные украшения и пилястры на морскую тематику, стены украшены живописными фресками.
Смотрите старые фотографии: Сандуновские бани. Лестница. 1895-1896 гг.: https://pastvu.com/p/25298
Следующий зал когда-то занимала историческая библиотека, сейчас это каминная, оформленная в светлых пастельных оттенках стиля неоампир. Здесь установлен современный камин с использованием старой системы дымохода. Камин выполнен под старину и украшен портретом Веры Фирсановой и символикой бренда – «Сандуны. 1808».
Готическая раздевальня внешне напоминает зал ожидания вокзала и купе вагонов поезда. В ней сохранилась историческая мебель, эти старинные обтянутые кожей диваны с резными подлокотниками помнят посетителей XIX века.
Смотрите старые фотографии: Сандуновские бани. Готическая раздевальня. 1895-1896 гг.: https://pastvu.com/p/153291
Смотрите старые фотографии: Сандуновские бани. Готическая раздевальня. 1996-1997 гг.: https://pastvu.com/p/439208
Полутёмный зал украшен картинами и мозаичными панно в западноевропейской эстетике, а под деревянным потолком в резном киоте – лик православного Святого Николая. В раздевальне банщики встречают гостей, помогают уютно разместиться, поддерживают атмосферу гостеприимства. Мелкие ценные вещи можно и нужно сдать в камеру хранения. Профессионального обучения искусству банного дела в нашей стране нет и секреты мастерства передаются из поколения в поколение от отцов к сыновьям. В Сандунах и сейчас работают династии банщиков и парильщиков.
В Сандуновских банях культура Европы соседствует с традициями Востока. Ещё один зал для отдыха оформлен в мавританском стиле восточной сказки: обилие красного, золотого, бирюзового цветов создаёт здесь праздничную атмосферу.
Смотрите старые фотографии: Сандуновские бани. Восточная комната. 1895-1896 гг.: https://pastvu.com/p/25347
Массажное отделение
Мыльное отделение – это просторное и светлое функциональное помещение без излишних украшений. В его интерьерах можно увидеть приметы разных эпох – плитка XIX века эклектично соседствует с советским кафелем и современными отделочными материалами, возле старинных умывальников сложены горкой пластмассовые тазики. Издавна это место общения горожан, каждый уважающий себя москвич хотя бы раз в жизни посещал Сандуны. Одна стена постоянно горячая, за ней расположена печка парной. По желанию клиентов в парную, которая может вместить до 40 человек, возможно добавлять различные приятные ароматы, причём ингредиенты имеют полезные для организма свойства. Кстати, у парильщиков и массажистов в Сандуновских банях есть медицинское образование.
Античная тематика преобладает в декоре бассейна, который никогда не менял своих размеров – 12 метров в длину и 6 метров в ширину. В XIX веке это был самый большой бассейн в закрытых помещениях. Стеклянный потолок выполнен из английского фарфора знаменитым инженером Владимиром Шуховым. После Октябрьской революции Сандуновские бани были национализированы советской властью и, увы, многие старинные детали были утрачены.
Смотрите старые фотографии: Сандуновские бани. Бассейн. 1895-1896 гг.: https://pastvu.com/p/25349
Как и 200 лет назад, Сандуны остаются популярным и любимым местом здорового отдыха горожан, в залах представлены витрины с портретами почётных гостей – артистов, политиков, спортсменов. С фотографий смотрят Александр Ширвиндт и Максим Галкин, Иван Ургант и Николай Фоменко, Александр Розенбаум и Валерий Сюткин, Владислав Третьяк и Павел Буре, Николай Валуев и Марат Сафин, Жан-Клод Ван Дамм, и Дольф Лундгрен, Джон Траволта и Венсан Кассель.
Сандуновские бани: https://msk.sanduny.ru/ru
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: прогулки по Москве, Неглинная улица, Сандуновские бани.
Главным украшением канала Москва-Волга стал Северный речной вокзал, построенный по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.
До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.
Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.
ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.
Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.
По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».
Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».
В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».
Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.
Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.
На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.
Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.
В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».
Особенность Гоголевского бульвара - в его переменном ступенчатом рельефе: автомобильные проезды и пешеходная средняя часть расположены на трёх уровнях.
В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.
Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.