02.11.2019 01:22

«Город на память». 514. Неглинка от Госбанка к Трубной площади

2 ноября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 514. Неглинка от Госбанка к Трубной площади

К концу XIX века доставлявшая немало хлопот речка Неглинка оказалась заперта в каменный коллектор, маргинальная атмосфера этих мест ушла в прошлое и Неглинный проезд стал привлекателен для ведения коммерческой деятельности. Помимо доходных домов с магазинами и квартирами внаём здесь нашлось место и для главного финансового учреждения России — Московской конторы Государственного банка.

Неглинная улица, 12 — здание Московской конторы Государственного банка было возведено на Неглинной улице в 1890-1894 годах по проекту архитектора Константина Быковского, который в эти же годы строил клинический городок на Девичьем поле. Фасады здания выполнены в стиле ренессанс и богато отделаны лепными барельефами скульптора Александра Опекушина.

В 1908 году архитектор Илларион Иванов-Шиц построил ещё два здания, а в 1927 году в связи с расширением функций Госбанка СССР Ивану Жолтовскому поручили провести реконструкцию всего банковского комплекса. Два шестиэтажных корпуса Жолтовского завершили архитектурный ансамбль.

Изначально в главном корпусе располагались кабинет управляющего, зал заседаний Правления, кассы текущих счетов и переводов, ссудное и фондовое отделения, вексельная, сберегательная, разменная и приходная кассы, отделы бухгалтерии. Два основных денежных хранилища и кладовые разменных монет были оборудованы железными шкафами на нескольких ярусах, окна защищены решётками, а своды укреплены стальными рельсами.

Внутри здание состоит из трёх нефов — просторных коридоров — с большими окнами и прозрачным потолком, так что служащие могли работать при естественном освещении. Операционный день тогда начинался в 10:00 и заканчивался в 15:00. В центральной части находились холл и парадная лестница, по сторонам от них — помещения для банковских служащих и посетителей.

За прошедшие годы планировка несколько изменилась, в частности, пространство нефов теперь перегорожено стенами кабинетами, а от первоначального интерьера сохранились цветной витраж светового фонаря, балюстрада парадной лестницы, ограждения галереи, выполненные в виде грифонов, лепнина на стенах, светильники.

Кабинеты сотрудников были оснащены по последнему слову техники телефонами и телеграфом, курьера вызывали электрическим звонком. Кстати, это был один из немногих московских особняков, подъезды к которому были заасфальтированы. На территории располагались также дома с квартирами сотрудников банка, в подвалах работали домовые прачечные и столярные мастерские.

Портреты всех руководителей написаны в 2010 году по случаю юбилея Банка и первым в этой галерее размещён портрет барона Александра Штиглица, придворного банкира, наследника огромного состояния, крупного специалиста в банковских делах. 31 мая 1890 года именно этого человека император Александр II назначил управляющим вновь созданного Государственного банка. Управляющие и директора менялись довольно часто, в 1917 году комиссар Станислав Пестковский проработал рекордные три дня и был уволен лично Лениным за профнепригодность, а вот потомственный финансист Виктор Геращенко трижды возглавлял главный российский банк, занимая этот пост в сумме около восьми лет. В настоящее время Председателем Банка России является Эльвира Набиуллина.

Музей Банка России родился ещё в советские годы и состоял из небольших архивных выставок, в 1999 году была оформлена масштабная экспозиция, посвящённая различным аспектам банковского дела. К примеру, в музейных залах уместились практически десять веков истории национальной валюты. Первые монеты на Руси стали чеканить из золота и серебра при Владимире I в конце X века, до наших дней сохранилось лишь несколько подобных экземпляров, которые хранятся в Эрмитаже и в Киевской Лавре. Затем на протяжении трёх столетий в качестве денежных единиц стали использоваться кусочки серебра разного веса, назывались они южно-русская гривна и новгородская гривна. К примеру, в XII веке за кусочек серебра весом 200 грамм можно было купить княжеского коня, а за пару кусочков — имение. Интересно, что при всём богатстве российских недр первые рудники в нашей стране появились лишь в XVII веке (до этого весь металл привозили из-за границы), а регулярная добыча серебра и золота началась ещё позже — в XIX веке.

Монеты вернулись при Дмитрии Донском сначала в Московском княжестве, а затем на других русских землях, причём монеты каждого княжества отличались оформлением и весом. Тогда и появились привычные нам названия монет «копейка» и «рубль». Почему «рубль»? Возможно, потому что гривну рубили на части и вес денежной единицы неуклонно уменьшался с 200 грамм до 68 грамм, 28 грамм, 18 грамм. При Петре I в ходе денежной реформы в оборот вошли круглые монеты, созданные по европейским образцам. Внешний вид сторон монет — аверс и реверс — менялся со сменой правителя (при каждом новом императоре на монетах начинали изображать его портрет) и государственного строя, но с тех самых петровских времён рубль оставался и продолжает оставаться основной денежной единицей в России.

А первые бумажные ассигнации были выпущены в 1769 году, когда серебра стало не хватать и в ход пошли бумага и медь. Большие суммы оплачивались ассигнациями, а медными монетами пользовались люди достатком попроще. Вместе с бумажными деньгами появилась и инфляция — возникла ситуация обесценивания денег из-за чрезмерно активной работы печатных станков. Некоторый хаос в российскую экономику добавил Наполеон Бонапарт, привёзший в 1812 году не только своих солдат, но и большое количество фальшивых ассигнаций, на которые у неграмотных крестьян закупался фураж и провиант.

В 1870-х годах Россия стала добывать золото и это событие представлено в музее Банка России самородком весом 274 грамма. К этому времени мировые запасы самого ценного металла уменьшились и золотые монеты стали выводиться из оборота. Золото в слитках продолжало оставаться главной валютой в расчётах между государствами (в слитках хранится 19% золотовалютного резерва России), а население перешло на использование бумажных денег.

Первые юбилейные монеты были отчеканены Госбанком СССР в 1965 году в честь 20-летия победы в Великой Отечественной войне и с тех пор все самые значимые события в нашей истории находят отражение на аверсе монет. Самые большие тиражи были приготовлены для туристов к Олимпийским играм в Москве. В музее можно увидеть уникальный пятикилограммовый экземпляр юбилейной монеты из чистого золота номиналом 50 000 рублей, выпущенный к 150-летию Банка России.

«День открытых дверей» в Банке России


Неглинная улица, 15 — доходный дом Коломейцевых (1859, 1899, архитектор Константин Буров). Нынешнее оформление фасада примечательно гербом СССР, встроенным в дореволюционную лепнину.


Неглинная улица, 17с1 — доходный дом (1869, архитектор Н.Степанов, 1899, архитектор Л.Бетелев), в настоящее время — пятизвёздочная гостиница «Пётр I».


Неглинная улица, 19 — здание входит в ансамбль доходных домов «Товарищества Петровских торговых линий в Москве» с гостиницей «Россия» и рестораном «Ампир» (1876, архитектор Борис Фрейденберг, 1897, архитектор Карл Гиппиус). Артист Александр Вертинский выступал здесь в «Петровском театре миниатюр» с концертами, а после революции — Владимир Ленин с речами на собраниях профсоюзов. После переезда Советского правительства из Петрограда в Москву в этом здании находился «Второй дом Союзов».


Неглинная улица, 21 — доходный дом «Товарищества Петровских торговых линий» с квартирами и магазинами (1876, архитектор Б.Фрейденберг, инженер К.Шестаков)


Неглинная улица, 23 — Дом Всекопромсовета (1934, архитектор Шнейдратус), Министерство автомобильного транспорта РСФСР, Министерство финансов РСФСР, в настоящее время — Федеральная налоговая служба России. Изначально здание было выполнено в стиле конструктивизма, стены облицованы розоватой и серой штукатуркой, а нынешний вид фасад приобрёл в ходе сравнительно недавней реконструкции здания.

Неглинная улица на выходе к Трубной площади завершается безымянным ныне бульваром, до революции носившим название Неглинный бульвар. С 1936 года и до послевоенных лет по нему ходили трамваи.

Актёры театра «Школа современной пьесы» совершают променад по бульвару


Неглинная улица, 16 — жилые дома (1913)


Неглинная улица, 18 — комплекс доходных домов купцов Архангельских (1834, 1876, архитектор М.Быковский, 1889, О.Пиотрович)


Неглинная улица, 20 — торгово-офисный центр с жилым фондом и подземным паркингом (2007) со стилизованными под старину фасадами домов. Доходные дома были построены в XVIII-XIX веках и принадлежали купцам Ечкиным, владельцам крупного ямского хозяйства, которое предоставляло в прокат экипажи с кучером. Торговый центр на месте старого квартала открылся под вывеской «Неглинная Plaza», но затем название сменилось на более московское — «Неглинная Галерея».


Осенью 2019 года здесь прошла выставка «Неглинная, я люблю тебя», приуроченная к выходу в свет одноимённого фотоальбома.


Неглинная улица, 25 — доходный дом Московского городского общества взаимного от огня страхования (1915, архитектор Адольф Эрихсон), сейчас — Министерство здравоохранения РФ. В ходе реконструкции фасады кирпичного здания облицованы керамическими панелями.


Неглинная улица, 27 — комплекс доходных домов Г.Лазарика (1876, архитектор Митрофан Арсеньев)


Неглинная улица, 29с5 — рестораны «Узбекистан» и «Белое солнце пустыни». В конце XIX века на этом месте работал трактир, после революции открылась офицерская столовая, а ресторан «Узбекистан» появился в 1951 году при участии Министерства торговли Узбекской ССР. Среди местных жителей славилась его «Кулинария», торговавшая вкуснейшими чебуреками и лепёшками. Свидетельством престижности заведения косвенно могут служить воспоминания актрисы Людмилы Гурченко о том, что песня Владимира Высоцкого «Мы в очереди первые стояли, а те, кто сзади нас, уже едят» родилась в очереди в ресторан «Узбекистан».

В 1997 году ресторатор Аркадий Новиков стал новым владельцем «Узбекистана» и в бывшей банкетной части открыл ресторан «Белое солнце пустыни». Обновлённое оформление фасада и интерьеры зала передают восточный колорит одноимённого советского вестерна (истерна), снятого режиссёром Владимиром Мотылём.


Неглинная улица, 29 — комплекс зданий начала XIX века. Главный дом сначала был перестроен в 1864 году архитектором Дмитрием Чичаговым, а в 1905 году — по проекту Ивана Бони. Это место славилось гостиницей и рестораном «Эрмитаж» Люсьена Оливье, того самого кулинара, изобретателя рецепта любимого салата. Ресторанные постройки месье Оливье занимали значительную площадь: на месте нынешнего «Узбекистана» прежде располагались летние веранды «Эрмитажа».

До революции это было злачное место, где буйно гуляло московское купечество. В Татьянин день здесь собирались студенты и профессора, напивавшиеся в свой праздник без меры. Пока студенты были трезвы, на шинелях писали свои адреса, чтобы извозчики по завершении гулянки смогли развести их по домам. Весёлые бесчинства по самым разным поводам происходили в ресторане регулярно.

После смерти Оливье ресторан продолжал работать и привлекал своими яствами и напитками многих известных деятелей культуры: здесь обедали Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Чехов с Сувориным заключили контракт на первое издание собрания сочинений, а Чайковский сыграл жутчайшую для невесты свадьбу — он тут же укатил в Петербург со скрипачом, бросив молодую жену. В залах «Эрмитажа» Станиславский, Горький и все мхатовцы отметили премьеру своего знаменитого спектакля «На дне», в ложе большого зала бывало пели для друзей Шаляпин и Собинов. До революции это было модное богемное место. Ну а потом наступил 1917 год и новая власть перепрофилировала особняк под культурно-образовательный проект «Дом колхозников» с кинотеатром и библиотекой.

В советский период в здании располагалось издательство «Высшая школа» и в большом зале оборудовали клетушки-кабинеты для сотрудников. В конце восьмидесятых годов на Неглинную, 29 постепенно проникла «Школа современной пьесы» — сначала здесь репетировали, но играли на других площадках, а затем студия стала государственным театром и вытеснила издательство. Как и в былые времена, на Неглинку стали приходить знаменитые люди искусства. Отмечавший юбилей Булат Окуджава вышел с гитарой на балкон и пел для собравшихся на площади поклонников, положив начало традиции проведения в День Победы фестивалей бардовской песни.

Открывали «Школу современной пьесы» Любовь Полищук, Алексей Петренко и Альберт Филозов, в спектаклях играли великие Михаил Глузский, Мария Миронова, Людмила Гурченко. На театральную сцену выходили читать стихи поэты Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина. Историческая планировка ресторана не предусматривала устройство большого закулисного пространства, был только один небольшой карман слева от сцены. Вместо кабинетов «Высшей школы» появились ряды зрительских кресел, расположенных амфитеатром с небольшим подъёмом.

Особняк на Неглинной окружён таким количеством легенд и увлекательных историй, что режиссёр и художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз планирует приглашать сюда не только театралов, но и организовать экскурсии для любителей старой Москвы. Неглинная, 29 — это не только «преданья старины глубокой», но и история современной культуры.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Школа современной пьесы, прогулки по Москве, Неглинная улица, Госбанк России.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.