30.05.2021 10:25

«Город на память». 658. Нагатинский затон. Судостроительная улица

30 мая 2021 года
Фотопроект «Город на память». 658. Нагатинский затон. Судостроительная улица

В 1936 году был введён в эксплуатацию Московский судостроительный и судоремонтный завод, строивший теплоходы, ремонтировавший речные суда и производивший судовые механизмы и светосигнальную аппаратуру. Заводу МССЗ обязана своим названием главная улица района – Судостроительная, которая начинается возле станции метро «Коломенская» и завершается у Мелового причала. В 1960-1970-е годы Судостроительная носила другие названия – сначала Новонагатинское шоссе, а до 1974 года – Нагатинская улица.

Жилой фонд Нагатинского затона представлен типовой кирпичной, блочной и каркасно-панельной застройкой второй половины 1960-х годов.


Судостроительная улица, 1а – кафе «Момент» (1987) предлагало посетителям пирожки, лёгкие закуски, кофе. Из десятков таких типовых павильонов в Москве сохранились единицы, а «родные» элементы дизайна фасада сохранились, возможно, только на Судостроительной улице.


Судостроительная улица, 15 – строительная площадка жилого дома по программе реновации


Судостроительная улица, 17 – жилой комплекс «На Судостроительной улице» (2018) вырос на месте снесённых пятиэтажек.


Во дворе поселились русалка и кот учёный.

Судостроительная улица пересекается с Кленовым бульваром.

Литературный дворик «Басни Крылова» украшен работами скульптора по металлу Андрея Асерьянца.

Судостроительная улица, 26к2, 30к3, 35 – четырёх- и пятиэтажные «хрущёвки» серии II-17 (1959-1961). Остекление подъездов некоторых домов выполнено из стеклоблоков.

Судостроительная улица, 23к1, 24, 29 – типовые павильоны 1960-х годов, в которых размещались продуктовые и промтоварные магазины, предприятия службы быта.


Судостроительная улица, 31к1 – дом работников Перервинского узла на 50 квартир (1938, архитекторы А.Кельмишкайт и И.Кычаков) – самый старый сохранившийся жилой дом в районе Нагатинский затон. Часть помещений первого этажа занимает Дом культуры «Нагатино» – зрительный зал со сценой, тренажёрный зал с душевыми, кабинеты для занятий, склад.

Смотрите старые фотографии: Судостроительная улица, 31к1. 1976 год: https://pastvu.com/p/105064

Квартал кирпичных пятиэтажек вырос на Судостроительной улице в 1957-1960 годах.


Царь-голубятня

Детская игровая площадка


Судостроительная пересекается с Якорной улицей. Якорная улица, 6к1 – школа № 504 (1964), ныне – Колледж декоративно-прикладного искусства № 36 имени Карла Фаберже.


Якорная улица, 6к2 – школьно-базовая столовая (1970-е годы), сейчас здесь размещается производственная компания по организации дошкольного и корпоративного питания.


Якорная улица, 7к1 – производственный комбинат Московского речного пароходства и магазин атрибутики речного флота и ателье по пошиву формы для речников (1973). При магазине работало ателье, где речники заказывали себе форму.


Судостроительная улица, 32к2 – общежитие «Судостроительное» (1949)


Судостроительная улица, 32к3 – школьное здание было построено в 1937 году, во время войны в нём размещался госпиталь.


Судостроительная улица, 34 – Нагатинское лечебное объединение по медицинскому обслуживанию водников и членов их семей (1935) строилось одновременно с Московским судостроительным и судоремонтным заводом силами заключённых Дмитровлага. Лечебно-профилактический центр на водном транспорте с лабораторией и гаражом отделения скорой помощи находился на балансе МССЗ и закрылся в 2017 году.


Судостроительная улица, 37, 39, 41 – блочные жилые дома серии II-18/22 (1971-1973)


Судостроительная улица, 42 – столовая Московского судостроительного и судоремонтного завода (1963)


Судостроительная улица, 43к1 – панельный жилой дом индивидуального проекта (1973) и конечная трамвайная станция «Нагатино». Движение трамваев в Нагатино открылось в 1940 году.


Судостроительная улица, 44с1 – Московское речное училище (1983), затем – среднее профессионально-техническое училище № 202, сейчас – Колледж Академии водного транспорта РУТ, за которым находится производственный корпус с лабораториями и учебными мастерскими.


Судостроительная улица, 46с1 – Учебный корпус Академии водного транспорта (1978). Фасад украшен металлическими конструкциями на речную тематику, на территории установлены якоря, кнехты и бакены. В соседнем здании размещаются дизельная и электротехническая лаборатория, плавательный бассейн.

Московский речной техникум. 1980-1985 гг.: https://pastvu.com/p/588752

Московский речной техникум был основан в 1932 году и занял здание школы ФЗУ «Красный Водник» на Большой Ордынке, 19. Развитие речного транспорта привело к необходимости широкой подготовки кадров плавсостава для флота и в 1977 году техникум переехал с сухопутной Ордынки в Нагатино, поближе к воде. Сейчас это Академия водного транспорта Российского университета транспорта, базирующаяся в пяти корпусах, оснащённых современным оборудованием в 43 лабораториях, комплексом тренажёров для судоводителей и судомехаников, компьютерными классами, центром технических средств обучения. В состав академии включены три филиала на базе бывших речных училищ – в Башкирии (Уфимский филиал), Вологодской области (Велико-Устюгский филиал) и Ярославской области (Рыбинский филиал).


Бакены – это плавучие знаки, закреплённые на якоре, которые указывают судам безопасный фарватер. Бакен белого цвета указывает судовой ход со стороны левого берега, а красный – с правого берега.


Судостроительная улица, 50 – храм святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне (2014). Главный купол святыни венчает уникальный крест со светодиодной подсветкой.


Судостроительная улица, 50с2 – воскресная школа при храме святителя Спиридона Тримифунтского


Судостроительная улица завершается у причала Меловой, который используется для швартовки арендованных теплоходов. Его название связано с находившейся прежде на берегу складской меловой базой (причал № 40), куда с барж перегружали мел.

Нагатинский рукав (затопленная старица Москвы-реки) отделён от акватории Южного порта продолговатым зелёным островом, который местные жители называют Бобровым. Много лет назад в этих местах были огороды и пастбище, позднее остров входил в погрузочно-разгрузочную систему Южного порта, на него свозили бревна, мел и песок. Поначалу остров был совершенно «лысый», затем оброс густой растительностью и привлёк внимание колонии бобров. Горожане, на лодках посещавшие остров, видели бобровые тропы, хатки и множество обгрызанных деревьев.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метка: Нагатинский затон.

Другие публикации