03.12.2018 15:04

Мосты сложили крылья

В ночь с 29 на 30 ноября в Санкт-Петербурге завершилась навигация по Неве.

Петербург – совершенно особенное место на карте России. Предмет любви и гордости своих жителей, он сумел сделать своей визитной карточкой и главной достопримечательностью красивое, но нередкое природное явление и стандартную инженерную процедуру.

Посмотреть на развод мостов в белые ночи приезжают миллионы туристов со всего мира. С начала апреля по конец ноября восемнадцать петербургских мостов, каждый в свой час, слышат из рубки негромкое «начинаем разводку» и плавно поднимают в небо крылья — разводные пролёты. Дирижирует действом петербургский Мостотрест, хозяин всех городских мостов и набережных.

У этого фантастического зрелища есть прямой практический смысл: речная навигация. Дельта Невы – морские ворота Волго-Балтийского водного пути. Андрей Владимирович Кочин, главный инженер СПб ГБУ «Мостотрест», рассказал нам, что за сезон по акватории Невы прошло более трёх тысяч грузовых судов и без счёта прогулочных катеров и яхт. Пик навигации приходится на август, потом количество проходящих судов падает: в последнюю ночь разводки мостов по Неве прошло лишь 5 кораблей. Разводятся мосты всегда строго по графику, а наводятся (так профессионалы называют обратный процесс), как только под ними пройдет последний корабль.

Сравнение с рубкой неслучайно: внутренности моста сильно напоминают корабельный трюм. Вниз ведут крутые узкие трапы, кругом механизмы и металлоконструкции. Под стационарным пролетом закреплен массивный противовес: он помогает насосу (большинство разводных мостов в Петербурге гидравлические) поднять вверх многотонное крыло.

На вопрос журналистов, что может помешать разводке, ответил Алексей Викторович Голубев, начальник бригады Благовещенского моста. Дождь и холода разводным мостам не страшны, а вот ветер может оказаться опасным. Поднятое крыло превращается в парус, и порыв ветра способен развернуть его, вырвав из подшипников. Поэтому при скорости ветра выше 25 м/с развод мостов в Петербурге отменяется.

По решетчатой лесенке можно подняться на крыло моста – так называется разводной пролёт, владения начальника смены Благовещенского моста Михаила Путилова, мостовика во втором поколении. Оттуда восхититься панорамой набережных с непривычного ракурса, опасливо покоситься на плещущую где-то внизу совершенно черную Неву, вспомнить, что боишься высоты и поспешить вниз, на всякий случай крепко держась за перила.


Зимой работа мостовой бригады не заканчивается. Механиков и инженеров ждут технологические разводки – одиночные поднятия разводных пролетов для диагностики, или чтобы пропустить запоздавшее судно. Зиму механики не любят: приходится работать днем, а в мостовую бригаду приходят преимущественно ночные птицы. Да и возиться с холодным металлом на пронизывающем невском ветру – удовольствие не для всех.

На попечении Мостотреста состоят и мосты через малые протоки: Мойку, Фонтанку, канал Грибоедова общим числом более четырех сотен. Их нужно красить, ремонтировать, восстанавливать декоративные элементы на ограде. Отдельным вызовом стал Чемпионат Мира – гостей мундиаля надо было впечатлить. С задачей и Петербург в целом, и городские мосты в частности справились: Петербург был назван самым гостеприимным городом Чемпионата.

Этой зимой предметом особой заботы Мостотреста станет Володарский мост. В конце августа он начудил: развелся сам, без команды, пока по нему ещё двигались автомобили. Пострадало несколько человек, один из них серьёзно. Причины инцидента мостовики пока не комментируют: идёт следствие. Но ремонтные работы уже запланированы: на мосту заменят гидронасосные станции.

За последней в этом году разводкой мостов мы наблюдали с Благовещенского – последнего моста через Неву перед Финским заливом. Это ещё и первый постоянный разводной мост в городе: его строительство завершилось в 1850 году. Возможно, именно ему мы обязаны выражением «стоит, как чугунный мост»: Благовещенский мост действительно был изготовлен из чугуна, обошелся казне в неслыханные по тем временам 4 381 400 рублей и строился вдвое дольше запланированного. В 20 веке мост неоднократно реконструировался и на сегодняшний день практически полностью перестроен – за исключением дубовых свай, на которых стоит с момента закладки. Дуб в воде со временем становится только крепче.


Редакция «Русского блоггера» благодарна пресс-службе СПб ГБУ «Мостотрест» за организацию пресс-тура.

Текст: Анна Горностаева
Фото: Всеволод Ровинский

Рубрика: Репортаж. Метки: Санкт-Петербург, речная навигация, мосты.

Другие публикации

17.06.2021 в 05:24

Юбилейный фестиваль STEREOLETO прошёл в Петербурге


Севкабель Порт вновь стал местом проведения фестиваля STEREOLETO.

06.06.2021 в 22:04

В Петербурге прошел киноконцерт Disney «Волшебные мелодии»


В Тинькофф Арена прошёл киноконцерт Disney «Волшебные мелодии»

14.12.2020 в 00:35

Труппа «Урал Балета» открыла в Петербурге XIX Международный фестиваль Dance Open


«Урал Интро» из трех сочинений представлен на сцене театра Балтийского дома

12.09.2020 в 06:33

Stereoleto 2020 состоялся


Музыкальный фестиваль прошёл 5 и 6 сентября в «Севкабель Порту»

30.10.2019 в 10:43

Осенний Питер


Санкт-Петербург хорош в любое время года – и теплым летом с белыми ночами, и холодной зимой с сосулями и сугробами.

25.06.2019 в 15:41

«Алые паруса» — яркие моменты


В ночь с 23 на 24 июня в центре Санкт-Петербурга прошёл праздник всех выпускников «Алые паруса».

18.06.2019 в 21:20

Мы — Шиес


18 июня в Санкт-Петербурге прошла акция протеста против строительства мусорного полигона в поселке Шиес Архангельской области.

10.05.2019 в 19:55

На’ви в городе


Cirque du Soleil привез в Петербург шоу «Торук: первый полет». Представления идут в Ледовом дворце с 8 по 12 мая.

04.05.2019 в 01:23

«Россиеведение» на круизных речных теплоходах


Поздравляем всех с отправлением первого рейса! Навигация-2019 началась!

03.05.2019 в 21:49

«Алиса» из Германии представлена на Dance Open


В рамках театрального фестиваля Dance Open на сцене Александринского театра показали сказочный балет.