17.09.2019 16:05

Солнечная линия – граница или тропинка?

Это драма о людях, утративших способность понимать друг друга. По словам автора, цель пьесы терапевтическая, чтобы приходящие на спектакль пары смогли проработать свои отношения, наблюдая и обнаруживая сходство со своими собственными проблемами. При этом в пьесе показано только внешнее проявление конфликта. Здесь нет глубокого проникновения в мир чувств и переживаний героев, зато есть перечисление всего спектра механизмов непонимания, от отсутствия навыка говорить и слушать до кардинального различия в мировосприятии.

После семи лет супружества герои пьесы затевают самый длинный за свою совместную жизнь разговор. Близится дата последней выплаты по кредиту, что означает радостное освобождение от тяжкого бремени. Кредит скоро будет выплачен, пора ставить новые жизненные цели. Но что все эти годы связывало этих людей, кроме материальных трудностей. Впервые встает вопрос о смысле семьи, для чего они ее создавали. Вернер уверен, что сейчас самое время завести ребенка, а Барбара считает, что ребенок — не хомячок, и для его рождения маловато факта выплаты кредита. Разговор со взаимным прояснением степени эгоизма супругов затягивается до пяти утра.

На самом деле причина вполне очевидна. Незрелые молодые люди создают незрелые семьи. Зацикленность на себе, желание наслаждаться бесконечно, побольше брать, поменьше давать – вот лозунг незрелости. Они потребители, которые потребляют все, в том числе друг друга, как тортик. Если переел, то больше не могу его видеть! И солнечная линия как раз отделяет все вкусное в человеке от неприятного и раздражающего. Ситуация кажется безвыходной и балансирует на грани развода. Сохранить отношения можно, но для этого нужно попытаться услышать партнера, признать за ним право на его собственные потребности, ничуть не менее важные, чем свои, проявить терпение друг к другу и желание менять себя, а не другого. Тогда солнечная линия может из разделяющей границы превратится в тропинку, ведущую друг к другу.


Алина Кушим ввела в пьесу 4 семейные пары, представляющие разные слои общества. Режиссер поясняет: «какими бы ни были разными эти пары, проблемы их взаимоотношений с партнерами, в целом, одинаковы». Словно эхо повторяя друг за другом обвинительные слова и интонации, они снова и снова проигрывают разные варианты, пробуют на вкус, как нельзя обращаться друг с другом. В какой-то момент наступает точка кипения, в одной семье кто-то из супругов хлопает дверью, в другой — хватается за пистолет. Чувствуется, что молодым актерам интересно играть конфликт, эмоции ссорящихся людей. Они вошли во вкус и играют с чувством, с удовольствием. Периодически вступают в разговор музыкальные инструменты, гитара вносит лирические нотки, а ударная установка добавляет трагизма.


После просмотра спектакля остается ощущение, что во всем происходящем что-то не так. Как-то не убедительно выглядит благополучная немецкая пара из Мюнхена с прекрасными именами Вернер и Барбара, которая вдруг начинает усиливать свою речь трехэтажными выражениями. Не убедителен и финал, когда похлопав дверьми, подравшись и постреляв, они мирно падают в объятия друг друга, совершенно обесценивая весь предыдущий разговор. Это происходит так, как будто многочасовой разговор, в котором проявилось что-то важное, настоящее, был лишь прелюдией к предстоящему наслаждению.


Мало кому может понравиться сцена с затянувшейся ссорой, длительностью в полтора часа. Конечно, можно с пониманием отнестись к потребности наших героев выговориться, сорвать с лиц дежурные улыбки, нахамить друг другу, обвинить друг друга во всех неприятностях. Но когда это и так малоприятное зрелище дополняется нереальным количеством ненормативной лексики, повторенной на все лады четырьмя парами супругов, только законченный мазохист способен досмотреть это до конца. Хотим мы этого или нет, театр всегда воспитывает у зрителя вкус, способен утверждать или разрушать нормы в головах людей. Поэтому здесь так важно чувствовать этическую границу, провести ту самую «солнечную линию» и не нарушать ее. Не хотелось бы чтобы звучание ненормативной лексики со сцены стало для нас нормой.

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: ШСП, Вырыпаев.

Другие публикации

02.12.2021 в 16:19

«Степь Чехова» в Школе современной пьесы


В театре «Школа современной пьесы» состоялась премьера спектакля «Степь Чехова» в постановке Александра Кима.

18.10.2019 в 11:34

Разговор со зрителями в ШСП


В театре «Школа Современной Пьесы» состоялась творческая встреча с главным режиссером театра Иосифом Райхельгаузом и актрисой Марией Порошиной.

23.06.2022 в 14:59

«Город на память». Политехнический музей. Открытая коллекция


В связи с реконструкцией исторического здания Политехнического музея его фонды размещаются в корпусах бывшего автозавода в Текстильщиках.

22.05.2022 в 04:40

«Ночь музеев» в Ленинградской области прошла во главе с Петром Великим


Авторские экскурсии, старинные песни и подарок от Арины Родионовны — 21 мая Ленинградская область присоединилась к Всероссийской акции «Ночь музеев»

09.05.2022 в 16:44

«Любимые песни о главном» прозвучали в Петербурге


Победители Олимпиады в Пекине и участники проекта «Ледниковый период» показали специальные номера под живое исполнение песен из советских кинофильмов

04.05.2022 в 10:36

Новая трактовка “Дон Кихота” в Театре на Таганке


Объединенный Театр на Таганке показал премьеру спектакля Дениса Хусниярова "Дон Кихот"

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

21.04.2022 в 11:02

«Душа моя Павел» – спектакль о свободе выбора. РАМТ


На редкость удачная и своевременная премьера спектакля «Душа моя Павел» состоялась в Российском Молодежном театре.

20.04.2022 в 19:13

Контрабас (Новое звучание) – ценителям качественного звука


В МХТ состоялась премьера спектакля "Контрабас (Новое звучание)" по раннему произведению Патрика Зюскинда.

19.04.2022 в 21:00

Шарлотта Ивановна, покажите фокус!


«Вишневый сад» подкупает нежностью названия, тогда как эта чеховская пьеса в самом буквальном понимании - бухгалтерская.

19.04.2022 в 09:06

Магадан – это ты, Магадан – это мы. “Магадан/Кабаре” в Театре ОКОЛО


Приходя в ОКОЛО необходимо расстаться с представлениями, какими должны быть спектакли в целом.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

15.04.2022 в 22:40

В КСК «Измайлово» прошёл турнир по пони-спорту


Юные пони-спортсмены смело перепрыгивали препятствия и демонстрировали навыки верховой езды.