16.12.2019 02:18

«Город на память». 529. Яуза. Завод «Кристалл» и окрестности

16 декабря 2019 года
Фотопроект «Город на память». 529. Яуза. Завод «Кристалл» и окрестности

У Лефортовского моста завершается исторический дворцово-парковый участок Яузы и вновь начинается индустриальная территория, сложившаяся до революции, достигшая пика своего развития в советский период, а в наши дни уступающая землю жилой застройке и бизнес-центрам. На левом берегу реки раскинулась Промзона № 17 «Курская», а на правобережье в 1901 году открылся «Московский казенный винный склад № 1», более известный как Московский ликёро-водочный завод и завод «Кристалл».

Смотрите старые фотографии: Дворцовый мост. 1900-1909 гг.: https://pastvu.com/p/12544 Мост в этом месте запечатлён на гравюрах ещё XVI века, а в 1777 году по проекту С.Яковлева здесь был построен каменный мост, который получил название Дворцовый по Анненгофскому дворцу. Позднее на берегах Яузы выросли Лефортовский, Слободской, Екатерининский дворцы. В 1940 году мост был реконструирован, а позднее утратил историческое название и стал Лефортовским. Это старейший мост через Яузу, в очертаниях которого сохраняется замысел архитектора XVIII века.

Смотрите старые фотографии: Водолазные работы у Дворцового моста. 1954 год: https://pastvu.com/p/104459


О военном прошлом района Лефортово напоминают два здания, стоящие торцами к Яузе. Красноказарменная улица, 3 – Красные казармы (1776, предположительно, архитектор С.Яковлев), один из служебных корпусов Екатерининского дворца, в котором в XIX веке размещались казармы Московского гарнизонного полка.


Красноказарменная улица, 2с1-4 – Алексеевское военное училище (начало XIX века, архитектор Осип Бове), здание сложной планировки, изначально включающее казармы, учебные корпуса, церковь, манеж. В советское время назначение помещений менялось, сейчас здание остаётся в ведении Министерства обороны, но его часть сдаётся арендаторам.

Смотрите старые фотографии: Красноказарменная набережная. 1981-1982 гг.: https://pastvu.com/p/452775

Смотрите старые фотографии: Красноказарменная набережная. 1970-1975 гг.: https://pastvu.com/p/524923 В советские годы сквер на Красноказарменной набережной украшал монумент «Серп и молот», установленный по случаю 50-летия Октября.


В сквере Воинов-победителей установлен монумент в честь Петра I и Лефорта (1999, скульптор Е.Суровцева, архитекторы В.Кочергин, В.Алешина)


Бревенчатый сруб – будка трамвайного стрелочного поста


Новолефортовский мост на трассе Третьего транспортного кольца (2003)


Туполевский причал. В этих местах в Яузу впадают две речки – Чечора и Черногрязка. На планах Москвы XVIII века этот участок Яузы указан полноводным, на левобережье даже образовался сообщающийся с Яузой большой водоём, окончательно осушенный при советской власти. На месте пруда открылся стадион «Строитель» («Сокол»).


На Лефортовском мосту

Смотрите старые фотографии: Набережная Академика Туполева и Лефортовский мост. 1982-1983 гг.: https://pastvu.com/p/425523

Смотрите старые фотографии: Лефортовская набережная. 1965-1970 гг.: https://pastvu.com/p/532377

На Лефортовской набережной в ряд выстроились монументальные здания образовательных и научных учреждений – МВТУ имени Баумана, ЦНИИчермет, ОКБ Туполева. Говорят, что А.Туполев сам выбрал место для строительства и пригласил архитектора В.Веснина. Комплекс из нескольких корпусов был введён в эксплуатацию в 1936 году, в разные периоды учреждение носило названия КОСОС (Конструкторский отдел сектора опытного строительства) и ОКБ завода 156, а в разгар сталинских репрессий в конце тридцатых годов здесь размещалась спецтюрьма НКВД ЦКБ-29, «конструкторская шарашка» Туполева, который в то время находился под следствием.


Улица Радио, 24к1 – здание «Конструкторского отдела сектора опытного строительства» (1932, архитекторы А.Кузнецов, В.Веснин)

Под руководством Туполева в ОКБ работали В.Петляков, И.Погосский, А.Голубков, П.Сухой, А.Архангельский, В.Мясищев и другие видные советские авиаконструкторы. Новая авиационная техника создавалась в условиях строгой секретности, а после закрытия предприятия в 1990 году здание сначала оказалось бесхозным и было отключено от коммуникаций, а затем приспособлено под бизнес-центр «Яуза Тауэр».

Смотрите старые фотографии: Открытие мемориальной доски Туполеву. 1975 год: https://pastvu.com/p/413491


Набережная Академика Туполева, 15к5 – бывшая центральная проходная АНТК имени Туполева.

В наши дни бывшие владения ОКБ сильно уменьшились в размерах – частично застроены жилым комплексом бизнес-класса «Каскад», частично используются под бизнес-центры.


Набережная Академика Туполева, 15 – жилой комплекс «Каскад» (2008) за исторической туполевской оградой


Набережная Академика Туполева, 15к2 – Бизнес-центр «Туполев Плаза» (2006, архитекторы Д.Бархин, Н.Басангова, А.Бархин). В отличие от хрущёвских времён, в наши дни эклектика только приветствуется. Хорошо это или плохо – сколько людей, столько и мнений.


Проектируемый проезд № 6334 (бывшая Салтыковская улица) – индустриальные здания (1885)

Под боком у научных корпусов располагался туполевский завод ММЗ «Опыт» (закрыт). Трудно поверить, что по узким московским переулкам катались экспериментальные мотосани и перевозились фюзеляжи огромных лайнеров.

Смотрите старые фотографии: Мотосани Неждановского на испытаниях. 1926 год: https://pastvu.com/p/929389

Смотрите старые фотографии: Испытания аэросаней. 1929 год: https://pastvu.com/p/738589

Смотрите старые фотографии: ММЗ «Опыт». Вывоз первого прототипа ТУ-144. 1968 год: https://pastvu.com/p/407047


Набережная Академика Туполева, 15к19 – заброшенное здание

Стадион «Сокол» открылся в 1938 году и принадлежал строительно-монтажному управлению, отсюда его первое название – «Строитель».

Смотрите старые фотографии: Стадион «Строитель». 1952-1953 гг.: https://pastvu.com/p/71742 На заднем плане виден Елизаветинский институт благородных девиц.

В 1970-х годах стадион был передан авиационному конструкторскому бюро «Туполев» с переименованием в «Сокол». Здесь занимались физкультурой студенты окрестных вузов, заводские команды играли в футбол, русский хоккей, мотобол, на теннисных кортах проводилось первенство Москвы по теннису. Сейчас на стадионе проводится реконструкция.

«День рождения Чебурашки» – благотворительная акция для детей-сирот на стадионе «Сокол». Общественное движение «День рождения Чебурашки» было придумано волонтёрами, чтобы подарить детям праздник и привлечь внимание общества к проблемам воспитанников детских домов и интернатов. Его символом стал ушастый невиданный зверёк, найденный в коробке с апельсинами, практически сирота. На празднике несколько сотен детдомовцев из Москвы и Подмосковья участвуют в творческих конкурсах и знакомятся с разными профессиями.

Смотрите старые фотографии: Яуза до реконструкции. 1930-1939 гг.: https://pastvu.com/p/219780 «Старая Яуза, годами загрязнявшаяся сточными и канализационными водами, была зловонным ручьём». Предположительно, на снимке изображён участок будущих благоустроенных набережных – Красноказарменной и Академика Туполева.


Слободской переулок, 6 – территория бывшего завода «Мосштамп», основанного в 1927 году. В советские годы завод входил в состав Московского государственного треста металлоштамповальной промышленности и Роспромфурнитуры, специализируясь на изготовлении металлической фурнитуры для кожгалантерейной и швейной промышленности, в том числе военной атрибутики – пуговиц, кокард, эмблем, нагрудных знаков. Предприятие обосновалось в старинных фабричных корпусах, построенных ещё в 1864 году.

Пешеходный Салтыковский мост сооружён в 1953 году на месте старого моста, отмеченного на картах XIX века и соединявшего Самокатную и ныне упразднённую Салтыковскую улицы. Мост получил название по имени боярина Салтыкова, которому в XVII веке принадлежала эта местность около реки Яузы.

Смотрите старые фотографии: Строительство Салтыковского моста. 1953 год: https://pastvu.com/p/601205

Самокатная улица, 1с3 и Самокатная улица, 2ас1 – индустриальные здания


Несколько лет на Самокатной улице размещался офис Яндекса, перебравшийся затем вместе со своими расписными конями в Хамовники.

На высоком левом берегу Яузы в конце 1940-х годов был основан Детский парк имени 1-го Мая. Считается, что когда-то эти владения принадлежали Петру I, затем среди старых тополей и клёнов прогуливался граф А.Разумовский, по желанию которого на обоих берегах Яузы были разбиты пейзажные парки взамен террасных. По соседству с усадьбой Разумовского позднее свой особняк построил водочный король России Пётр Смирнов.

В постсоветские годы детский парк оказался заброшен и превратился в злачное место, населённое бездомными, пьяницами и стаей агрессивных бродячих собак. После реконструкции в парке заработал фонтан, открылась элитная теннисная школа, по тенистым аллеям гуляют мамы с колясками.

Смотрите старые фотографии: Насосная подстанция. 1938 год: https://pastvu.com/p/64481

На территории парка находилась насосная подстанция, построенная до войны в рамках реализации плана обводнения Яузы.

Смотрите старые фотографии: Троицкая и Введенская церкви. 1900 год: https://pastvu.com/p/951282

Землю на берегу Яузы присмотрели московские купцы-единоверцы, богослужения поначалу совершались в деревянном доме, а в 1807 году началось возведение каменного храма. Троицкий храм (1819) был неотапливаемым, летним, а Введенский (1825) – зимним. Троицкая церковь была главным единоверческим храмом в Москве, на службах присутствовали именитые представители купечества и чиновники, а в столовой богадельни проходили съезды и собрания единоверческой общины. Интерьеры поражали своим благолепием, художественной живописью в греческом стиле и богатством древних икон.

В 1931 году оба храма были закрыты, наиболее ценные иконы переданы в Третьяковскую галерею, в ходе реконструкции Троицкий храм оказался разделён перекрытиями на три этажа под размещение коммунальных квартир, а Введенский приспособлен под производственное помещение. С 1966 года здания были переданы на баланс Всесоюзному НИИ оптико-физических измерений и в это время начались первые реставрационные работы. Богослужения возобновились в 1992 году после передачи храмов Русской Православной Церкви.

Самокатная улица, 3 – храмы Введения во храм Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной у Салтыкова моста.

В 1896 году в Российской империи указом министра финансов Сергея Витте была введена государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков, а спустя пять лет в рамках реализации этого указа в Москве на Самокатной улице открылся «Московский казенный винный склад № 1». Открытие и освящение предприятия состоялось 24 июня 1901 года.

Первоначально здесь планировалось ежегодно выпускать 600 тысяч вёдер «простой», «улучшенной» и «боярской» водки, однако уже через неделю после открытия завода спрос значительно превысил предложение и встал вопрос о расширении производства. К началу Первой Мировой войны в ассортименте значилось пять наименований – водки «Московская особенная» (по рецептуре Дмитрия Менделеева), «Хлебное вино», «Столовое вино», «Горилка» и наливка «Запеканка».

Почти все основные корпуса возведены по проектам Н.Фалеева и В.Величкина в лучших традициях промышленной архитектуры начала ХХ века и составляют уникальный индустриальный ансамбль. В частности, главный корпус построен в 1899-1900 годах по проекту архитектора Николая Фалеева. В советский период завод прирастал, в основном, складскими ангарами, которые не представляют исторической ценности.

В разработке новых технологий для улучшения качества водки приняли участие видные русские учёные-химики Л.Шишков, М.Кучеров, академик Н.Зелинский. Химик Дмитрий Менделеев предложил разбавлять спирт водой до 40° его содержания в водке, именно такая концентрация позволяет максимально очищать продукт от вредных примесей. Впрочем, по другим источникам, участие создателя периодической системы химических элементов в этих исследованиях — не более чем миф.

Смотрите старые фотографии: Прибытие санитарного поезда с ранеными на «Московский казенный винный склад № 1». 1914-1915 гг.: https://pastvu.com/p/976285

На период военного времени и последующих революционных событий в России был введён «сухой закон» и «Московский казенный винный склад № 1» выпускал спирт только для нужд армии, а часть его цехов занимал распределительный госпиталь для раненых воинов. По завершении Гражданской войны жизнь входила в мирное русло, возобновилась торговля спиртными напитками, завод начал наращивать производство и расширил ассортимент крепкими и десертными ликёрами.

Во время Великой Отечественной войны, помимо производства спирта, рабочие разливали в винно-водочные бутылки горючий «коктейль Молотова», который на фронте использовался для поражения вражеских танков. Пилоты люфтваффе наносили удары с воздуха, сожгли главный корпус, но Московский ликёро-водочный завод продолжал давать необходимую армии продукцию.

В 1953 году на заводе была создана водка «Столичная» винокура В.Свириды, которая по своим качествам опередила знаменитую марку Smirnoff и получила международное признание. В 1987 году Московский ликёро-водочный завод был переименован в Завод «Кристалл».

После вывода производства в подмосковный филиал «Корыстово» на заводской территории начал складываться культурный кластер для проживания и творчества – арт-пространство «Город Кристалл». Здесь будут и лофт-апартаменты, и социальные объекты, и новый жилой квартал. Его украшение — театральный зал с сохранившимися интерьерами советской эпохи.

Со временем в бывших производственных цехах откроются мастерские для работы по дереву, металлу и камню, будет разработана прикладная программа по созданию малых архитектурных форм, предметов интерьера, городской мебели и предметов современного искусства. На территории начнут работать классы и лекторий, в которых будут проходить круглые столы, конференции и образовательные программы по урбанистике, архитектуре, территориальному развитию, дизайну и строительству. В будущем квартале предусмотрены салоны красоты, прачечная, медицинский пункт, туристическое бюро, продовольственные и хозяйственные магазины, детский сад.

Железнодорожная ветка, ведшая к Московской окружной железной дороге, на территории завода разделяет историческую застройку от складской зоны, которую предполагается застроить жилыми зданиями.

Индустриальные интерьеры оказались как нельзя кстати для проведения квестов. Действие зловещей ролевой игры «МСК 2048» разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, которая превратила планету в радиоактивную пустыню. Небольшие группы уцелевших людей вынуждены скрываться в подземных убежищах и бороться за жизненно важные ресурсы.

Недавний режимный объект, на котором даже был собственный питомник сторожевых собак, в наши дни доступен для экскурсий и прогулок.

После вывоза оборудования на «Кристалле» проходят выставки и фестивали, открылись небольшие магазины и коворкинг, а один из больших ангаров в марте 2019 года занял автомобильный музей Дмитрия Октябрьского «Моторы Октября».

Автомузей «Моторы Октября» переехал на «Кристалл» с Рогожского Вала — там сейчас размещается экспозиция «Московский транспорт» с автобусами и грузовиками. А Дмитрий Октябрьский представляет уникальные образцы мирового автопрома, показывает посетителям эволюцию легковых автомобилей с 1900-х по 1970-е годы. Это современный музей с интерактивами, световыми и звуковыми эффектами. Добраться до «Кристалла» удобно от ближайших станций метро — «Площадь Ильича» и «Римская». Перед входом есть бесплатная парковка, так что можно приезжать на своих машинах, а также на велосипедах, мотоциклах или ретроавтомобилях.


Среди самых старых экспонатов можно отметить спортивный Бенц 1912 года, который развивал скорость до 62 километров в час. Каждая деталь этой машины — как произведение искусства. Есть и интересные конструктивные особенности, например, рычаги управления передач вынесены за пределы кабины.


Его сосед Студебеккер — ровесник Бенца. Капот украшает маскот — в те времена при помощи этой ручки открывали решётку радиатора, но позднее маскоты во всём мире стали узнаваемыми символами и талисманами брендов. Автомобили заводились при помощи ручки, причём далеко не с первого оборота. Спицы колёс тогда ещё были деревянными, а сиденья набиты конским волосом.

Здесь прошло открытие сезона-2019 Ралли Клуба Классических Автомобилей. Правила ретроралли остаются практически неизменными из года в год — экипаж получает дорожную карту, согласно которой автомобили двигаются от чек-пойнта к чек-пойнту, соблюдая современные правила дорожного движения. Кстати, знаете, какое ограничение скорости действовало в столице сто лет назад? 27 километров в час.

Получить исчерпывающую информацию об истории «Московского казённого винного склада № 1» можно в предыдущих публикациях фотопроекта «Город на память»: 152.Завод «Кристалл», 164.От завода «Кристалл» — к «Городу Кристалл», 178.«Кристалл»: праздник без водки, 187.«Кристалл»: особенности национальной технологии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, завод Кристалл, Яуза, Москва загадка.

Другие публикации