07.03.2020 02:30

Эх, путь-дорожка фронтовая…

С 6 по 9 марта в Сокольниках проходит ежегодная выставка ретроавтомобилей «Олдтаймер-Галерея». И вновь её организатор Илья Сорокин нашёл, чем удивить ценителей автомобильной старины. При всём многообразии представленной автоклассики наибольший интерес посетителей вызывает тематическая экспозиция, которая в год 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне была посвящена армейским автомобилям.

Шасси грузового автомобиля «Уайт», обнаруженное поисковиками на российских просторах. Американские грузовики фирмы The White Motor Co. массово закупались Российской империей в годы Первой Мировой войны в нескольких модификациях — бортовые, санитарные с тентом, штабные, ремонтные, цистерны-бензовозы. На шасси «Уайт» устанавливали пушки для стрельбы по вражеским аэропланам и монтировали бронекузова. Россия получила несколько тысяч таких автомобилей, хорошо зарекомендовавших себя и в военное, и в мирное время. Уже после Октябрьской революции на Ярославском автозаводе было налажено производство советских грузовиков АМО по образцу «Уайта».

Конно-пулемётная тачанка времён Гражданской войны использовалась для огневого прикрытия сабельных атак красных кавалеристов. Лёгкая подрессоренная извозчичья повозка поспевала за конницей, а мягкость её хода позволяла вести прицельный пулемётный огонь в движении. В тридцатые годы тачанки производились по заказу РККА на обозных заводах в нескольких модификациях, в том числе зенитной. Тачанки применялись в годы Великой Отечественной войны и были сняты с вооружения лишь в середине 1950-х годов, когда кавалерия как род войск была расформирована. Этот выставочный экспонат является точной копией, воссозданной по историческому образцу.

МС-1 — первый серийный советский танк (1928-1931). К началу Великой Отечественной войны эта модель безнадёжно устарела, бронированные башни танков были демонтированы и использовались в качестве вкопанных в землю огневых точек и для истории не сохранилось ни одного экземпляра МС-1. На «Олдтаймер-Галерее» представлена самоходная модель в масштабе 1:1, собранная в наши дни по чертежам и фотографиям.


Тягач Т-20 «Комсомолец» (1941) — основная рабочая лошадка в Красной Армии по перевозке лёгких орудий. «Комсомольцы» участвовали в военных конфликтах с Японией у озера Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол в 1939 году, принимали участие в советско-финской и Великой Отечественной войнах. Машина оснащалась 7-10-миллиметровой бронёй и танковым пулемётом ДТ для ведения ближнего боя.

Полугусеничный артиллерийский тягач ЗиС-42 (1943) создавался после советско-финской зимней войны, показавшей ненадёжность тягачей ЗиС-22. Потребовалось несколько лет работы конструкторов НАТИ, пока не было найдено оптимальное сочетание грузоподъёмности, манёвренности, проходимости по бездорожью. Полигонные испытания в 1941 году были признаны успешными, но серийное производство развернулось год спустя — после нападения фашистской Германии завод пришлось эвакуировать в тыл.


Bantam BRC-60 (1940) — первый армейский внедорожник был создан в рамках конкурса, объявленного американским правительством летом 1940 года. Компания American Bantam всего за 49 дней разработала проект и изготовила прототип, по которому малой серией было выпущено всего 69 автомобилей.

Jeep Willys MB (1943) — американский легковой автомобиль повышенной проходимости, выпускавшийся с 1941 по 1945 год. Такие джипы поставлялись по ленд-лизу и в Советский Союз, но именно этот экземпляр оказался в британской армии, был подбит во время наступления на линию Марет в Северной Африке, а после войны отреставрирован в Великобритании.

Плавающий автомобиль Ford GPA (1941) предназначался для ведения разведки, а также для инженерных работ на воде. Амфибии Ford GPA участвовали в войне на Тихом океане, высаживались в Нормандии и воевали в Красной Армии, куда поставлялись по ленд-лизу.


Грузовой автомобиль Morris-Commercial C/8 (1944) использовался для буксировки пушек, перевозки артиллерийского расчёта и ящиков со снарядами. Были созданы модификации тягача для использования, к примеру, в качестве радиостанции.

Mercedes-Benz 230 W 143 (1939) — немецкий автомобиль, ставший узнаваемым в СССР после выхода телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». На машине этой модели ездил главный герой фильма советский разведчик Максим Исаев (Штирлиц).

12Г. Олдтаймер. ВОВ. артиллерия. 06.03.20.13Г. Олдтаймер. ВОВ. 45мм пушка. 1937. 06.03.20.14Г. Олдтаймер. ВОВ. Panzer I. 1935. 06.03.20.15Г. Олдтаймер. ВОВ. BMW-R75. 1941. 06.03.20..16Г. Олдтаймер. Армия. АСУ-57. 1950. 06.03.20.17Г. Олдтаймер. Внедорожники. АТ-Л. 1947. 06.03.20.

Послевоенный период представлен внедорожниками, тягачами и бронеавтомобилями Советской Армии: артиллерийским тягачом АТ-Л (1947), авиадесантной самоходкой АСУ-57 (1950), разведывательно-дозорной машиной БРДМ-2 (1965), раритетными экспериментальными разработками Ульяновского автозавода УАЗ-3171Д (1981), УАЗ-3972 (1984), УАЗ-3907 «Ягуар» (1985).

Как обычно, в экспозиции «Олдтаймер-Галереи» Ильи Сорокина можно увидеть большое количество отечественных и зарубежных легковых автомобилей разных эпох, правительственные лимузины из Гаража особого назначения, мотоциклы и автомобильные аксессуары. Впервые на выставке демонстрируются санитарные машины «скорой помощи» на шасси ЗиМ и М-20 «Победа».

22Г. Олдтаймер. Ретро. Паккард 640. 1929. 06.03.20.23Г. Олдтаймер. Внедорожники. ЛуАЗ 969 Волынь. 1976. 06.03.20.02.27Г. Олдтаймер. Внедорожники. Volvo C303. 1978. 06.03.20.26Г. Олдтаймер. Скорая. ГАЗ 12Б. ЗиМ. 1960. 06.03.20.01.25Г. Олдтаймер. Кастом. ГАЗ-67. 1950. 06.03.20.24Г. Олдтаймер. Кастом. 06.03.20.

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж.

Другие публикации

Дата мероприятия: 27.05.2020

Театр «Человек» ставит психопатологический триллер — «Letters»


Новый спектакль театра «Letters», возможно, вызовет множество споров. Ибо рассказ в нем будет о самой природе зла.

15.05.2020 в 11:42

Пустыни Лансароте


Лансароте – не самое лучшее место для пляжного туризма, но зато здесь невероятно интересная природа.

07.05.2020 в 16:45

Лансароте – адский остров вечной весны


Триста лет тому назад наш райский остров превратился в ад. Земля растрескалась, и из преисподней поднялись пламя и дым.

05.05.2020 в 00:22

«Город на память». 578. От метро «Свиблово» в Институт пути


Открытие участка метро «ВДНХ» — «Медведково» значительно улучшило транспортную доступность северных районов, которые и в наши дни продолжают застраиваться.

04.05.2020 в 20:13

Репетиция парада в Москве


4 мая в Москве состоялась репетиция воздушного парада победы.

03.05.2020 в 11:32

«Город на память». 576. Вятская улица


Есть мнение, что происхождение названия Вятской улицы связано не с рекой или городом Вятка, а со словом «вязь» — грязь, болотистое место.

02.05.2020 в 00:21

«Город на память». 575. Бутырская улица


Бутырская улица - это советская и современная жилая застройка, промзона и старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы с очень непростой судьбой.