27.11.2021 17:15

Жена или «Мама»? Сцена «Под крышей» Театра Моссовета

«Сцена под крышей» в Театре Моссовета, на которую можно подняться только на лифте, похоже, становится культовой площадкой, а театральные «эксперименты», под которые она и была создана, являют собой полноценные самостоятельные и чрезвычайно достойные постановки.

Итак, автор пьесы – парижанин Флориан Зеллер, писатель и драматург 1979 года рождения.

На его счету три романа-бестселлера и три резонансных пьесы, собранные в виде трилогии под названиями «Отец» — «Мать»  — «Сын». В Москве «Папу» (так звучит русский перевод) ставят Театр Пушкина (с Сергеем Маковецким и Мариной Александровой) и «Современник (с Сергеем Шакуровым и Викторией Толстогановой), РАМТ силами Юрия Бутусова берётся за «Сына», а молодой талантливый режиссёр Павел Пархоменко выбирает  «Маму». Выбор продуманный, потому что для главной роли есть глубокая сильная актриса — Анастасия Светлова. И да, из Ярославского театра драмы им. Волкова. И да, его (Марчелли) родственница – жена. Поэтому все взгляды и лорнетки устремлены на актрису Светлову, потянет или не потянет, и неизвестно какого посыла в устремленных на неё глазах больше – пожеланий провалиться или победить. Жена или «Мама»?

Декорации, костюмы и кажется даже воздух серого мышиного окраса. Цвет страшного с ума сводящего полного безнадёжного одиночества.

Действие происходит в некотором пространстве, назовём его «Комнатой», где есть дверь, окно с развевающимися занавесками, пианино, стол и стул. В эти проёмы кто-то заходит и выходит. Переключения от сцены к сцене обозначены ослепительными и больными для глаз вспышками света, как на операционном столе.

На темном заднике проецируются фигуры героев, напоминая рентгеновские снимки. Одна и та же сцена дублируется по нескольку раз с разными смысловыми интонациями в диалогах героев. Представьте себе для примера, что вопрос «Как прошел твой день?» можно произносить с угрозой, ненавистью, обреченно.

У главной героини Анны 47-ми лет есть муж, которого зовут Пьер (Дмитрий Журавлев), и двое детей. Любимый сын Николя (Олег Отс) и нелюбимая дочь Сара. Муж постоянно на работе и уезжает в некие командировки. У сына девушка (Юлия Бурова). Сара тоже покинула дом. И героиня остается одна. Анна — натянутый до предела нерв, в ней живет ненависть и обида женщины, которую никто и никогда не любил. Внезапность переходов настроения героини от ненависти к мужу до виноватой неловкости поначалу не совсем ясна, и зритель не сразу понимает, что разворачивается трагедия. Анна сходит с ума в окружении покоя равнодушной семьи.

Актриса живёт на сцене на самом пике эмоционального диапазона, раскачиваясь между любовью и ненавистью, переходя с исступленного крика на шепот, отчаяние решается на контрасте максимального движения и окаменелой сонной неподвижности, когда тишина кажется драматичней бури. В какой-то момент приходит ощущение, что ты находишься внутри черепной коробки этой женщины. Не нужна! Никому не нужна! Одна! Вечная пустота в душе.

Где она настоящая, в какой сцене, в каком слове, каком жесте? Или абсолютно всё происходящее параноидальный бред поломанной психики? Героиня полностью погрузилась в подозрения и страхи. Плотность отчаяния и беспомощности достигает предельной вязкости. Всё чем она живет – воспоминания прошлого, невыговоренные обиды, невысказанные мысли, мучительное ожидание востребованности. Безумие Анны реально настолько, что она цепляет им и зрителя, пытаясь увлечь его за собой в бездну чёрного колодца своего отчаяния.

Второй цвет в спектакле кроме серого – красный. Цвет крови, цвет вечернего платья, в котором она так мечтала пойти в ресторан, цвет вина, которым она запивает снотворные таблетки.

Финал отдан цвету белому медицинскому.

Павел Пархоменко в дуэте с художником Юлианой Лайковой поставил прекрасную стильную психологическую драму, а Анастасия Светлова доказала право считаться отменной актрисой, имя в афише которой обещает качественное театральное удовольствие.

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр Моссовета.

Другие публикации

02.11.2021 в 16:28

Шоколадный куннилингус в «Жестоких играх» Марчелли


Вкусна ли конфета в красивом фантике, выдерживает ли старая пьеса Арбузова ребрендинг Марчелли, или то, что мертво, умереть вполне может.

22.01.2022 в 22:48

Кармическое домино. «Без вины виноватые» в Театре «Сфера»


Как бы неблагоприятно не складывалась ситуация, не казалось, что зло восторжествует над добром, но в жизни действует закон бумеранга.

11.01.2022 в 22:40

Настоящий человейник – подземный город Деринкую


Давайте поговорим о настоящем человейнике, который построили, когда это ещё не было модным – 3-4 тысячи лет назад.

01.01.2022 в 04:47

Дыхание памяти


На сцене театра им. Пушкина состоялась премьера пластического спектакля «Дыхание памяти» в постановке Родиона Барышева.

31.12.2021 в 14:24

Предновогодний сюрприз в Театре на Таганке


В канун нового года недавно объединенному Театру на Таганке преподнесли сюрприз! На должность главного режиссёра театра назначен Юрий Муравицкий.

27.12.2021 в 17:34

Три колючих розы. «30-го мая» в ПРОГРЕСС СЦЕНЕ


«30-го мая» Сергея Газарова своего рода получилась женским аналогом «Иронии судьбы».

26.12.2021 в 14:57

«Золушку на льду» представили на катке в центре Петербурга


На Конюшенной площади Детский Ледовый Театр выступил с новогодним шоу.

Дата мероприятия: 24.01.2022

Ледовый мюзикл «Аленький цветочек» представят в Петербурге


Ледовый мюзикл «Аленький цветочек» пройдет с 30 декабря по 8 января в СК «Юбилейный».

23.12.2021 в 23:50

Премьера российского фэнтези «Последний богатырь. Посланник тьмы»


Одной из фишек фильма "Последний богатырь. Посланник Тьмы" является камео Филиппа Киркорова в образе Жар-птицы.

21.12.2021 в 22:08

Искусство будущего в ковидных реалиях


Биеннале в МАММ представляет художественные проекты на основе новейших технологий Индустрии 4.0.

21.12.2021 в 18:13

«Онегин» с канадским акцентом


В Театре на Таганке состоялась премьера мюзикла «Евгений Онегин» в постановке Алексея Франдетти.