06.12.2018 14:09

«Город на память». 235. Ходынская улица

19 апреля 2016 года
Фотопроект «Город на память». 235. Ходынская улица

Эту улицу логично искать на карте Москвы где-то в районе бывшего Ходынского поля, однако находится она вовсе не там, а на Пресненском валу — за ипподромом и путями станции Москва-Товарная-Смоленская. На Ходынской улице почти все постройки связаны с историей московского транспорта, например, здесь находится электродепо «Красная Пресня», с 1954 года обслуживающее Кольцевую линию столичной подземки.

Ходынская улица, № 2 — хлебозавод имени Зотова был введён в эксплуатацию в 1931 году как Хлебозавод № 5 с применением прогрессивной кольцевой технологии выпечки, разработанной инженером Георгием Марсаковым. Всё технологическое оборудование (кстати, советского производства) размещалось на нескольких этажах круглого здания и благодаря этому кольцевому конвейеру достигался высокий уровень механизации процессов, позволявший выпекать до 250 тонн хлеба в сутки.

Мука со склада, находившегося в подвальном этаже, транспортером подавалась на четвертый этаж, где находилось заквасочное отделение. Отсюда готовая опара поступала на третий этаж в тестомесильное отделение, состоявшее из трех жестких кольцевых конвейеров, где происходил процесс брожения. После окончания брожения куски теста попадали в тесторазделочное отделение на втором этаже, а оттуда — в расположенное рядом на этом же этаже печное отделение. Хлеб выпекался в трех круглых кольцевых печах. После выпечки хлеб выгружался из печей и по наклонным спускам поступал в хлебохранилище на первом этаже.

Объёмно-пространственная структура завода представляет собой промышленный комплекс, состоящий из основного четырехэтажного объема круглой в плане формы с двумя пристройками – котельная с трубой и прямоугольный в плане ступенчатый корпус для вспомогательных и административных функций; зданий мастерской, электроподстанции, каменной постройки для автомобильных весов. По мере эксплуатации к основному зданию неоднократно делались пристройки, исказившие его первоначальный облик. Кроме того, на территории хлебозавода было возведено множество хозяйственных построек.

Архнадзор о Хлебозаводе имени Зотова: http://www.archnadzor.ru/2008/01/18/plody-konversii/


1939-1946 гг.: https://pastvu.com/p/141512


1933-1935 гг.: https://pastvu.com/p/43704

В 1968 году завод награждён Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1978 году получил имя Василия Зотова — одного из организаторов массового строительства хлебозаводов в советской Москве и наркома пищевой промышленности. В 1990-е годы сохраняло статус федерального государственного предприятия, в 2003 году акционировано, а 2006 году предприятие приобретено компанией COALCO. На территории будет построен жилой комплекс «Хрустальные башни» высотой в 38 этажей (на уличных баннерах комплекс назван «Пресня Сити»). Производственный корпус завода, являющийся памятником архитектуры, станет торгово-образовательным центром.

Как сообщает сайт http://hlebozavod-zotova.ru/, «в 2014 году группой компаний COALCO начаты работы над реализацией проекта реставрации и обустройства территории хлебозавода. Восстанавливая исторический облик здания, утратившего свое промышленное значение в новейшей истории, и сохраняя его индивидуальность, модернизация «Хлебозавода» превратит объект в культурно-образовательный кластер, территорию нетривиального шопинга и качественной еды. На первых этажах центра разместятся экомаркет фермерских продуктов, винотека, сырная лавка, пекарня-кондитерская с изысканными десертами и традиционной выпечкой, кофейня. Здесь атмосфера праздника и гостеприимства, присущая традиционному городскому рынку, соединилась с безупречным сервисом современного торгового центра. Пространство второго этажа займет торговая галерея и детский образовательный центр. На третьем этаже разместится творческий кластер — современное выставочное, музейное и общественное пространство. Новое место прописки для всех творческих и некоммерческих инициатив. Здесь расположены музей хлеба, кулинарный театр, выставочные и конференц-залы, архитектурная студия, книжный магазин и кофейня. Четвертый этаж центра отведен под ресторанную зону. В теплое время года на эксплуатируемой кровле будет действовать открытая веранда».

Проект реконструкции хлебозавода и застройки территории

На заднем плане видно здание жёлтого цвета, это бывший ночлежный дом имени М.Ф.Морозовой, рассчитанный на 800 мест, он был построен по проекту И.Германа и открыт в 1909 году вблизи Брестского (Белорусского) вокзала. При доме имелись прачечная и баня, дезинфекционная камера, столовая, амбулатория, за небольшую плату здесь можно было поесть, помыться, почистить одежду.


Брестский ночлежный дом. 1913 год: https://pastvu.com/p/10406


После хлебобулочной преамбулы переходим к транспортной тематике. Пресненский вал, № 9 — монументальное здание автобазы Министерства обороны. 1979-1983 гг.: https://pastvu.com/p/52363 Здание построено в 1941 году.


Ходынская улица, № 3 — электродепо «Красная Пресня» (ТЧ-4) обслуживает Кольцевую линию Московского метрополитена, оно открылось 1 апреля 1954 года вместе с участком «Белорусская» — «Парк культуры» и замыканием кольца. До этого кольцо обслуживали специалисты и поезда электродепо «Сокол», перешедшие позднее на «Красную Пресню».


1970-1979 гг.: https://pastvu.com/p/6011

Любопытные факты из истории Московского метрополитена: впервые в 1956 году в поездах метрополитена именно на Кольцевой линии стали объявлять остановки. Одновременно составы оборудовали радиосвязью с диспетчером. 10 февраля 1973 года из электродепо «Красная Пресня» на Кольцевую линию вышел поезд, управляемый одним машинистом.

Помимо вагонов 81-740.4/741.4 «Русич», в депо «Красная Пресня» эксплуатируются два поезда-дефектоскопа «Синергия-1» и «Синергия-2», контролирующие состояние рельсов. В разные годы в электродепо побывали также всевозможные перспективные типы вагонов.

Депо соединено двумя путями с Кольцевой линией и одним путём с Таганско-Краснопресненской линией, который используется для служебных перегонок. Это единственное в Москве депо, имеющее порталы сразу на две линии. Кроме главного корпуса с шестью нефами на территории немало служебных построек, например, мотодепо для дрезин и мотовозов.

Ходынская улица, № 5. История Краснопресненского трамвайного депо началась в 1909 году, когда по соседству с Ваганьковским кладбищем был заложен Пресненский трамвайный парк на 126 вагономест. Пуск в эксплуатацию намечался на осень 1914 года, однако началась Первая Мировая война, и парк пришлось переоборудовать в госпиталь. В мае 1919 года в Пресненском парке началось восстановление повреждённых трамвайных вагонов, которые в годы разрухи свозились на Ходынское поле. С этого момента официально отсчитывается история Краснопресненского трамвайного депо. Это название появилось в 1925 году.


Пресненский парк городских железных дорог. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/21951


Вагонный сарай. 1910-1920 гг.: https://pastvu.com/p/21953


Раненые воины Первой Мировой. 1914 год: https://pastvu.com/p/280216

В годы Великой Отечественной войны в депо стали работать женщины и подростки. Вагоны перевозили не только пассажиров, но и продовольствие, боеприпасы, раненых. Часть производства была переоборудована для изготовления продукции военного назначения.

В 1973 году была разобрана трамвайная линия по Большой Грузинской улице. В результате в Москве образовались две изолированных друг от друга сети трамвайных линий, одну из которых стало обслуживать полностью только Краснопресненское депо. В 2002 году в связи со строительством транспортной развязки Третьего транспортного кольца и снятием трамвайной линии по Беговой улице Краснопресненское трамвайное депо было выведено в Строгино. Последний вагон своим ходом покинул депо 25 мая и началось поэтапное переоборудование депо в новую площадку 5-го троллейбусного парка имени Артамонова.


Краснопресненское трамвайное депо. 1990 год: https://pastvu.com/p/71441 Автор: Владимир Валдин

5-й троллейбусный парк имеет свою длинную историю, он появился в 1958 году на территории старинного Уваровского трамвайного парка на Девичьем поле, который с 1922 года носил имя рабочего парка Ивана Артамонова, погибшего на Гражданской войне. Несколько лет трамваи и троллейбусы жили вместе, но уже в 1962 году трамваи навсегда покинули депо.

Роковую роль в судьбе исторических зданий, занесённых в список памятников архитектуры федерального значения, сыграло лужковское правительство, точнее, его постановление № 248-ПП «О перебазировании ДГУП 5-й троллейбусный парк им. Артамонова и создании Городского музея ретроавтомобилей (Трубецкая улица, вл. 1)». Общественный транспорт перегнали на конечную Лужники, а затем на Ходынскую улицу. По состоянию на январь 2014 года на балансе парка числилось 150 единиц пассажирского подвижного состава.

Улица 1905 года, № 10с1 — одно из зданий «Мострансагентства», первой в СССР организации по транспортно-экспедиционному обслуживанию населения, основанной в 1957 году и имеющей предприятия в разных районах столицы. Агентство предоставляло услуги по перевозке мебели с квартиры на квартиру, из магазина или на дачу, продаже билетов на междугородный транспорт, междугородным контейнерным перевозкам. В наши дни к этому перечню добавились гостиничные, туристические, юридические услуги, складирование грузов, ремонт грузовых автомобилей, эвакуация.


Рекламная съёмка фургонов Мострансагентства возле МГУ. 1978 год: https://pastvu.com/p/44034

По чётной стороне Ходынской улицы выстроились в ряд несколько брежневок, а за ними протянулись железнодорожные пути станции Москва-Пассажирская-Смоленская (участок Москва-Смоленск был открыт в 1870 году), грузовые терминалы, а ещё дальше находятся локомотивное депо имени Ильича и Белорусский вокзал.

В окрестностях можно встретить старую застройку и даже памятник Ленину во дворе улицы Климашкина, 20, но это уходящая натура, исчезающая на глазах. На яндекс-панорамах, снятых не так давно, виден пятиэтажный доходный дом в Большом Тишинском переулке, а сейчас на его месте экскаватор роет котлован.

Ещё несколько зданий, которые скоро могут быть снесены

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — гостиница «Метрополь»…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Красная Пресня, город на память, Московский метрополитен, промзона, московский транспорт, электродепо Красная Пресня.

Другие публикации

11.12.2018 в 21:30

«Город на память». 276. Пресненский Вал


На Пресненском валу вдоль железной дороги строились склады, пакгаузы, ремонтно-механические мастерские Московско-Брестской железной дороги.

11.12.2018 в 21:08

«Город на память». 275. Грузинский Вал


Эту прогулку можно было бы назвать «От Ленина до Ленина», если бы второй памятник Ильичу на улице Климашкина в июне 2016 года не разрушили вандалы.

11.12.2018 в 20:45

«Город на память». 274. Театр «Школа современной пьесы»


«Школа современной пьесы» появилась на волне перестройки и гласности, но лишь единицы из тогдашних многочисленных студий доросли до серьёзных репертуарных театров.

11.12.2018 в 20:21

«Город на память». 273. Парк «Северное Тушино»


Рукотворное Химкинское водохранилище в жаркие дни радует прохладой посетителей парка «Северное Тушино».

11.12.2018 в 19:52

«Город на память». 272. Улица Свободы


К концу XIX века Тушино облюбовали фабриканты и заводчики, а самые крупные предприятия появились здесь уже в советское время.

11.12.2018 в 16:38

«Город на память». 271. Красное село


Пруд давно засыпан, река спрятана в коллектор, а на память о старинном селе остались названия улиц, переулков и станции метро.

11.12.2018 в 16:06

«Город на память». 270. Краснопрудная улица


Трудно поверить, но сто лет назад по соседству с нынешней Комсомольской площадью можно было кататься на лодках и ловить рыбу в одном из самых больших московских прудов.

11.12.2018 в 15:16

«Город на память». 269. Станция Подмосковная: от «Овечки» до «Ласточки»


Узловая железнодорожная станция Подмосковная Рижского направления Московской железной дороги напоминает машину времени, переносящую нас то в прошлое, то в будущее.

11.12.2018 в 13:38

«Город на память». 268. Театр эстрады и Музей «Дом на набережной»


В 1961 году Театр эстрады справил новоселье на Берсеневской набережной, заняв помещения бывшего клуба Дома правительства.

11.12.2018 в 12:04

«Город на память». 267. ЗИЛ. Из легенды в парк


Автомобили АМО-ЗИС-ЗИЛ заняли достойное место в музеях, а сам автозавод практически прекратил существование.

11.12.2018 в 11:10

«Город на память». 266. ЗИЛ. Легендарные автомобили


В 1916 году в Тюфелевой роще состоялась торжественная закладка завода Автомобильного московского общества.

11.12.2018 в 10:13

«Город на память». 265. Автозаводская улица


«Комбинат чистоты» мог за час обслужить около 400 человек.

11.12.2018 в 02:30

«Город на память». 264. Московская Окружная железная дорога (2016)


До открытия МОЖД тысячи ломовых извозчиков курсировали между вокзалами, перевозя транзитные грузы, создавая пробки и теряя время при погрузке-разгрузке.

10.12.2018 в 21:54

«Город на память». 263. Улица Барклая


Михаил Богданович Барклай-де-Толли происходит из немецкой ганзейской семьи, ответвления дворянского шотландского рода Баркли.

10.12.2018 в 20:08

«Город на память». 262. Стромынка


На Стромынке расположены старейший московский стадион, памятник советского авангарда Дом культуры имени Русакова и немало дореволюционных краснокирпичных зданий.

10.12.2018 в 19:34

«Город на память». 261. Золоторожский Вал


Юлий Гужон управлял жёстко, с рабочими не церемонился, на уступки не шёл и однажды во время забастовки уволил сразу 1200 человек.