04.04.2022 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала

4 апреля 2022 года
Фотопроект «Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала

Архитектурный ансамбль на Каланчёвской (Комсомольской) площади создан по проекту архитектора Алексея Щусева и объединяет несколько зданий, имеющих непосредственное отношение к Московско-Казанской железной дороге – Казанский вокзал, технические службы и котельную, Дом культуры железнодорожников. Комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

 

Первое деревянное здание тогда ещё Рязанского вокзала было построено в 1862 году к открытию движения на Московско-Рязанской железной дороге. Спустя два года деревянная постройка была заменена каменным одноэтажным вокзалом по проекту архитектора Матвея Левестама. В 1893 году открылась Московско-Казанская железная дорога, пассажиропоток значительно вырос и правление дороги задумалось о возведении более просторного вокзального здания.

Казанский вокзал. 1904-1912 гг.: https://pastvu.com/p/204459

По условиям архитектурного конкурса оформление комплекса должно было символизировать связь Европы и Азии и эта тема оказалось более полно раскрыта Алексеем Щусевым, который опередил своего не менее именитого коллегу и мастера модерна Фёдора Шехтеля. Окончательный проект был утверждён в 1913 году и сразу же начались строительные работы, на которые правление не пожалело средств. К оформлению интерьеров привлекались художники Николай Рерих, Борис Кустодиев, Александр Бенуа, Евгений Лансере.

 

 

Комсомольская площадь, 2 – Казанский вокзал

В процессе строительства первоначальный проект Щусева совершенствовался, на фасадах и в интерьерах появилась советская символика, а в ходе последующих реконструкций Казанского вокзала добавились новые корпуса с залами ожидания, билетными терминалами, камерами хранения. С этими сугубо функциональными помещениями соседствует роскошный зал ресторана, спроектированный в виде огромной старинной трапезной палаты и богато украшенный лепниной и фресками.

За этим фасадом находился ресторан.

Литераторы Илья Ильф и Евгений Петров, трудившиеся на ниве журналистики в железнодорожной газете «Гудок», а также писавшие дуэтом увлекательные романы, не прошли мимо грандиозных перемен на Каланчёвской площади и заглянули на Казанский вокзал. Вот цитата из их романа «Двенадцать стульев»: «Весь Ярославский вокзал, с его псевдорусскими гребешками и геральдическими курочками, легко может поместиться в большом буфете-ресторане Рязанского вокзала».

Казанский вокзал. Главный зал ресторана. 1938 год: https://pastvu.com/p/757237

Оформление интерьеров огромного ресторана происходило уже после Октябрьской революции, поэтому в вычурные рамки московского барокко оказались вписаны не какие-то старорежимные сюжеты, а картины трудовых будней советских людей из разных республик молодой Страны Советов. Эти живописные работы созданы художником Евгением Лансере.

В наши дни бывший ресторан используется в качестве зала ожидания повышенной комфортности. Угнездившиеся на мягких диванах транзитные пассажиры могут неспешно разглядывать эту картинную галерею, воспевающую достижения московских строителей и казахских животноводов, сибирских охотников и мурманских рыбаков, колхозников Поволжья и хлеборобов Украины.


Комсомольская площадь, 4 – ЦДКЖ. Ещё одно здание, примечательное своими интерьерами, расположено на противоположном конце вокзального комплекса, это Центральный Дом культуры железнодорожников, построенный в 1927 году.

Комсомольская площадь. 1965-1974 гг.: https://pastvu.com/p/58052

Архитектор Алексей Щусев использовал в оформлении фасада каменные элементы, свойственные эпохе «нарышкинского» барокко, и органично вписал дом культуры в архитектурный ансамбль Казанского вокзала. Соавтором Щусева стал инженер Генрих Карлсен, рассчитавший параметры мощной железобетонной конструкции в виде полукольца, на которой расположен зрительный зал. Поначалу в качестве фойе использовались бывшие служебные помещения Казанского вокзала, а в 1940 году внутренняя планировка здания обрела нынешний вид.

Центральный дом культуры железнодорожников. 1937-1938 гг.: https://pastvu.com/p/9752

Центральный дом культуры железнодорожников. 1939-1950 гг.: https://pastvu.com/p/514239

Праздничное оформление клуба. 1932 год: https://pastvu.com/p/389646

Клуб имени Октябрьской революции. 1932 год: https://pastvu.com/p/305103

Образцовый рабочий клуб-театр для членов профсоюза железнодорожников (Театр-клуб Дорпрофсожа Моск.-Каз.ж-д) в первые годы Советской власти стал известен как Клуб имени Октябрьской революции. С 1935 года образовательно-развлекательное учреждение было переименовано в Центральный Дом культуры железнодорожников всесоюзного значения.

Здание клуба построено на средства Наркомата путей сообщения, дорожного комитета и центрального комитета Союза железнодорожников, однако по городской легенде, якобы ссылающейся на газету «Гудок», в строительство были вложены деньги купца Николая Стахеева, который после революции эмигрировал во Францию, вернулся в Москву в 1918 году за припрятанными драгоценностями, но был пойман сотрудниками ГПУ. Чекисты сделали Стахееву предложение, от которого тот не смог отказаться, – сдача купеческих богатств в пользу государства в обмен на пенсию и выезд из Советской России.

Уже упоминавшиеся писатели Ильф и Петров творчески переработали эту историю и в 1927 году написали сатирический роман «Двенадцать стульев», в котором купец Стахеев стал прототипом Ипполита Воробьянинова, а на спрятанные в стуле сокровища был построен Дом культуры железнодорожников. «Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но нельзя было унести. Оно перешло на службу другим людям», – так завершили Ильф и Петров своё повествование.

В помещениях ЦДКЖ работали кружки и секции, создавались коллективы художественной самодеятельности, которыми руководили, в частности, такие мэтры советской эстрадной культуры, как Леонид Утёсов и Исаак Дунаевский. Впоследствии на сцену дома культуры выходили все звёзды эстрады, здесь предпочитал выступать Аркадий Райкин во время московских гастролей своего Театра миниатюр, а в мае 1974 года в этом зале состоялся сольный дебют молодой певицы Аллы Пугачёвой.

И в наши дни ЦДКЖ остаётся популярной в Москве театральной и концертной площадкой. Изначально рассчитанный на 1200 стульев театральный зал претерпел некоторые изменения и сейчас в комфортных креслах могут разместиться 700 зрителей.

Театр-клуб Дорпрофсожа Моск.-Каз. ж-д при Казанском вокзале в Москве. 1927-1928 гг.: https://pastvu.com/p/1528012


На фото: сцены из спектаклей «Белоснежка и семь гномов» и «Остров сокровищ» продюсерского центра «Триумф».

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, Комсомольская площадь, Казанский вокзал.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.

29.11.2021 в 12:26

«Город на память». 703. Бирюлёво и Загорье


На почтовой станции в деревне Бирюлёво путники могли сменить лошадей и переночевать в гостинице.

14.11.2021 в 03:55

«Город на память». 701. Олимпийская деревня и село Никольское


Организаторы Олимпиады-80 прагматично подошли к вопросу размещения олимпийцев и спланировали в Тропарёво новый жилой микрорайон.