28.10.2021 16:45

«Город на память». 698. МКАД. 93-94 км. Мытищи

28 октября 2021 года
Фотопроект «Город на память». 698. МКАД. 93-94 км. Мытищи

Село Мытище (произносится с ударением на первом слоге) впервые упоминалось в 1460 году, а его название происходило от слова «мыт», то есть мытной пошлины. Этот налог взимался с торговцев, которые по суше перетаскивали лодки и товары по семикилометровому волоку между реками Яузой и Клязьмой. В последующие столетия история Мытищ была связана с индустриальными проектами – строительством первого в России водопровода, Московско-Троицкой железной дороги, вагоностроительного завода Саввы Мамонтова, опять же первой в России фабрики искусственного шёлка «Вискоза» и других промышленных предприятий. В 1925 году Мытищи получили статус города.

Движение пассажирских и товарных поездов по Московско-Троицкой железной дороге между Москвой и Сергиевым Посадом открылось в 1862 году. По замыслу организатора проекта Фёдора Чижова строительство велось силами русских рабочих и инженеров без привлечения иностранного капитала, а главным вкладчиком акционерного общества выступил Иван Мамонтов. Затраты окупились довольно быстро и уже в 1870 году линия была продлена до Ярославля. На момент запуска движения Мытищи были первой от Москвы станцией.

Карта Института геодезии и картографии ГГУ-ВСНХ-СССР. 1931 год.

Железнодорожный вокзал (1896, архитектор Лев Кекушев) заменил первоначальный деревянный, располагавшийся по другую сторону путей.

Смотрите старые фотографии. Вокзал Мытищи. Одна из первых электричек. 1929 год: https://pastvu.com/p/859466

Памятник Ленину (1955, скульптор Павел Фридман)

Первый привокзальный памятник Ленину работы скульптора Ивана Шадра. 1931-1935 гг.: https://pastvu.com/p/463582

Пассажирский терминал с кассовыми залами, турникетами, переходом над путями и выходами на платформы сооружён в 2004 году.

Автовокзал (2003)

Самые старые строения, связанные с железной дорогой, находятся на служебных территориях и увидеть их можно только из окна электрички. Это дом начальника станции (1862) и водонапорная башня Мытищинского вагоностроительного завода (1890-е годы, архитекторы, предположительно, Лев Кекушев и Илларион Иванов-Шиц).

Вагоностроительный завод в Мытищах был основан в 1897 году предпринимателем Саввой Мамонтовым, инженерами Константином Арцыбушевым, Александром Бари и приступил к производству железнодорожных вагонов и запасных частей к ним. Уже в 1903 году в заводских цехах началось производство трамваев и снегоочистителей, в 1926-м – электричек для железной дороги Баку — Сабунчи в Азербайджане (кстати, участок Москва – Мытищи был электрифицирован в 1929 году первым в РСФСР), а в 1935 году по первой линии Московского метрополитена помчались электропоезда, изготовленные в Мытищах.

Село Мытищи. Вагонно-строительные мастерские. 1900-1914 гг.: https://pastvu.com/p/836442

Трамвайные вагоны на Мытищинском заводе. 1931-1934 гг.: https://pastvu.com/p/1182477

Самоходная артиллерийская установка СУ-76

Во время Великой Отечественной войны Мытищинский вагоностроительный завод получил задание освоить производство зенитных бронепоездов, лёгкого танка Т-80, самоходных артиллерийских установок СУ-76, гусеничных тягачей. После войны заводское конструкторское бюро продолжило сотрудничество с оборонной промышленностью, разрабатывая гусеничные шасси для самоходных артиллерийских и зенитных установок. С 1947 года завод приступил к выпуску самосвалов и впоследствии стал одним из ведущих отечественных предприятий по производству строительной техники на шасси ЗиС/ЗиЛ – ежегодно с конвейера сходили 50 000 самосвалов.

Сборка автосамосвалов на конвейере Мытищинского машиностроительного завода. 1951 год: https://pastvu.com/p/926980

1000-й вагон метро. 1947-1955 гг.: https://pastvu.com/p/865929

Продукция оборонного назначения сосредоточена в цехах Мытищинского машиностроительного завода, а вторую половину территории занимает «Метровагонмаш». Сегодня мытищинские вагоны эксплуатируются в 19 метрополитенах 11 стран мира. К сожалению, нынешняя администрация сочла возможным избавиться от исторического наследия, снеся корпуса дореволюционной постройки, оставив лишь водонапорную башню и первую Мытищинскую больницу 1878 года постройки, в которой размещается медсанчасть «Метровагонмаш».

На постаменте – вентшахте установлен символ основной продукции завода.

Рядом со станцией расположены корпуса ещё одного предприятия с дореволюционной историей – фабрики искусственного шёлка «Вискоза», на базе которой в 1931 году создан Научно-исследовательский институт искусственного волокна (НИИВ), существующий по сей день под брендом «ЛИРСОТ». Это одно из ведущих научно-производственных предприятий в области разработки и создания синтетических волокнистых материалов со специальными свойствами.

Улица Колонцова, 5А – один из корпусов завода химволокна (1908)

Бюст Василия Колонцова (1967, скульптор В.Видихин). Улица Колонцова (бывшая Вокзальная) носит имя рабочего Мытищинского вагоностроительного завода, красногвардейца Василия Колонцова погибшего в годы Гражданской войны. «Один из тех мечтателей-коммунистов, на чьих плечах совершалась революция», – гласит надпись на постаменте.

Улица Колонцова, 17А – дореволюционный жилой дом, надстроенный двумя этажами в 1949 году под размещение городской типографии.

Памятник в честь двухсотлетия Мытищинского водопровода (2004)

В двух километрах юго-восточнее располагается Мытищинская водоподъёмная станция, служившая главным источником питьевой воды для москвичей до постройки канала Москва – Волга. План создания первого московского водопровода разработал в 1778 году военный инженер Фридрих Вильгельм Бауэр по распоряжению императрицы Екатерины II, обеспокоенной нехваткой воды в городе и вспышками инфекционных заболеваний. Собранная в мытищинских ключевых бассейнах вода самотёком поступала в Москву по кирпичной галерее.

Мытищинское водоподъёмное здание. 1893-1895 гг.: https://pastvu.com/p/1067564

Село Мытищи. Колодцы водопроводов. 1900-1914 гг.: https://pastvu.com/p/844324

Первая вода из Мытищ пошла в 1805 году и на протяжении всего XIX века технологии водоподачи постоянно совершенствовались, водопровод реконструировался под руководством таких инженеров, как Николай Яниш, Андрей Дельвиг, Николай Зимин, Николай Алексеев, Владимир Шухов. Помимо мытищинской насосной станции в систему вошли Ростокинский акведук, Алексеевская насосная станция, Крестовские водонапорные башни, Сухарева башня, водоразборные фонтаны. Увы, многие исторические объекты снесены или сохранились в перестроенном виде. С 1962 года необходимость подачи воды в столицу отпала и станция обеспечивает водой только Мытищи и окрестности.

Площадь Мира – центральная площадь города – прежде носила имя Ленина. В сквере сохранились исторические фонарные столбы.

Памятник Ленину (1960, скульптор Пётр Яцыно)

Мытищинский муниципальный театр драмы и комедии «ФЭСТ» вырос из коллектива художественной самодеятельности факультета электроники и счётно-решающей техники (ФЭСТ) Лесотехнического института. Студенческая агитбригада была создана в 1976 году, а в 1990 году сразу 14 актёров из Мытищ были зачислены в Высшее театральное училище имени Щепкина на курс Семёна Баркана. По завершении учёбы в «Щепке» актёры получили от администрации Мытищинского района подарок – здание заброшенного на тот момент кинотеатра «Родина».

Кинотеатр «Родина» и памятник Ленину. 1976 год: https://pastvu.com/p/27876

Новомытищинский проспект, 36 – Администрация городского округа Мытищи. К советскому зданию Горисполкома и горкома КПСС (1961) пристроена башня с часами и колокольной звонницей.

Горисполком. 1986 год: https://pastvu.com/p/1080727

Новомытищинский проспект, 6 – храм Рождества Христова (2005, архитекторы Михаил Панкратов и Николай Рахманов)

Памятник фронтовому корреспонденту и поэту Дмитрию Кедрину на Лётной улице (2007, скульптор Николай Селиванов)

Памятник военным связистам на Аллее Ветеранов установлен в честь учёных и инженеров основанного в 1923 году института Военно-технического совета связи РККА, на базе которого создан ЦНИИИ связи имени маршала А.Белова. «От «морзянки» до космических высот» – так называлась статья в газете «Красная звезда», посвящённая истории института.

Памятник Суворову на Олимпийском проспекте (2003)

Граффити на Станционной улице посвящено многолетнему директору «Метровагонмаша» Юрию Гулько

Шараповская улица, 4к1 – Театр кукол «Огниво» (1992)

Олимпийский проспект, 17 – Мытищинский машиностроительный техникум (1958)

Улица Колпакова, 2А – Мытищинский научно-исследовательский институт радиоизмерительных приборов

Университетская улица, 9 – контора кирпичного завода, средняя школа № 1, после реконструкции – ресторан «Бакинский бульвар»

Улица Комарова, 7 – специализированная пожарная часть № 17

Пожарный насос

Автоцистерна АЦ-4-150 на базе ЗиС-150

Олимпийский проспект проложен в 1979 году для проезда участников Олимпиады-80 и болельщиков к стрельбищу «Динамо», где проходили соревнования по пулевой стрельбе. Стрельбище было основано на окраине Мытищ в 1925 году для тренировок сотрудников ВЧК, позднее здесь проводились стрельбы на звание «Ворошиловский стрелок», а во время Великой Отечественной войны готовили диверсантов. Стрельбище «Динамо» перестало быть сугубо ведомственным объектом и принимало спортивные соревнования разного уровня, включая Чемпионаты мира 1958 и 1990 годов.

Стрельбище «Динамо». Строители сдают объект после реконструкции. 1979 год: https://pastvu.com/p/1123380

К Олимпийским играм инфраструктура полностью обновилась, была построена гостиница для спортсменов. В наши дни 54 гектара земли вблизи Пироговского лесопарка стали привлекательны для инвесторов и к 2020 году от спортивного объекта остались лишь руины, на месте которых вырастет жилой комплекс.

Лётная улица, 17 – ледовый дворец «Арена Мытищи» (2005) являлся домашней ареной хоккейного клуба «Атланты» (Московская область), который выступал в Континентальной хоккейной лиге. Увы, команда была расформирована из-за недостатка финансирования. Впрочем, спортивный комплекс универсален – его можно использовать для проведения соревнований по фигурному катанию, боксу, борьбе, спортивной гимнастике, баскетбольных, волейбольных и теннисных турниров, а также выставок.

В одной из мытищинских больниц

Продолжение следует…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Мытищи, МКАД.

Другие публикации

01.11.2021 в 00:44

«Город на память». 700. МКАД. 95-109 км. Лосиный остров – Восточный


Лосиный остров в XV-XVII веках входил в состав Тайнинской дворцовой волости и являлся охотничьими угодьями русских князей и царей.

31.10.2021 в 02:34

«Город на память». 699. МКАД. 93-95 км. Мытищи – Дружба


На карте 1860 года Мытищи представляют собой всего лишь две шеренги домов, выстроившиеся по обеим сторонам Ярославского шоссе.

25.10.2021 в 10:40

«Город на память». 697. МКАД. 85-94 км. Алтуфьево – Медведково


Статский советник Николай Жеребцов в 1849-1861 годах реконструировал усадебные строения и украсил фасады главного дома в традициях русского допетровского зодчества.

24.10.2021 в 21:29

«Город на память». 696. МКАД. 81-85 км. Лианозово – Алтуфьево


Основанный в 1888 году дачный посёлок Лианозово подарил название целому району на севере Москвы, занимающему площадь 660 гектаров.

15.10.2021 в 21:49

«Город на память». 692. МКАД. 70-75 км. Братцево – Химки


От пролетарской застройки сохранилось несколько жилых домов и общественных зданий, а также многочисленные погреба, выкопанные местными жителями на склонах оврага.

06.10.2021 в 21:34

«Город на память». 690. МКАД. 69-71 км. Митино – Путилково


Во время археологических раскопок в Митино учёные обнаружили селище (древнее исчезнувшее поселение) и курганные могильники.

05.10.2021 в 10:06

«Город на память». 689. МКАД. 68-69 км. Спас – Митино


Немало исторических артефактов учёные нашли в погребальных курганах XI-XIII веков - самом большом в Москве курганном могильнике вятичей.

26.09.2021 в 23:00

«Город на память». 686. МКАД. 63-67 км. Троице-Лыково – Строгино


Мегаполис принялся пожирать подмосковные деревни сравнительно недавно и пока не смог расправиться со всеми «пережитками прошлого».

20.09.2021 в 23:33

«Город на память». 684. МКАД. 54-61 км. Немчиновка – Екатериновка


В 1963 году на 54-м км МКАД была построена первая очередь непривычного для советских автомобилистов предприятия - мотеля, гостиницы для отдыха автопутешественников.

17.09.2021 в 14:59

«Город на память». 683. МКАД. 52-54 км. Заречье – Сколково


За шумопоглощающими экранами в посёлке Заречье и окрестностях вовсю современные жилые комплексы, реализуются образовательные и научные проекты в Сколково.

13.09.2021 в 10:49

«Город на память». 682. МКАД. 48-51 км. Востряково – Очаково


На 49-м километре МКАД расположено Востряковское кладбище и обширная промзона «Очаково».

26.08.2021 в 01:02

«Город на память». 677. МКАД. 41-43 км. Мосрентген и новые станции метро


Здесь совершала серийные убийства Салтычиха, черпал вдохновение поэт Тютчев, с аэродрома взлетали «сталинские соколы», рабочие собирали рентгеновские аппараты.

25.08.2021 в 11:05

«Город на память». 676. МКАД. 41-43 км. Тёплый Стан


В Тёплых Станах в 15 верстах от Москвы путники могли передохнуть и согреться на постоялом дворе, а ямщики - поменять лошадей на почтовой станции.

21.08.2021 в 14:47

«Город на память». 675. МКАД. 38-40 км. Ясенево


Избавившись от гнёта помещиков, крестьяне растащили из усадьбы екатерининскую мебель и порвали библиотечные книги.

18.08.2021 в 20:07

«Город на память». 674. МКАД. 34-37 км. Бутово


В 1992 году в Бутово проживало 12 000 человек, а в 2021 году - свыше 300 000.

14.08.2021 в 23:25

«Город на память». 673. МКАД. 24-33 км. VEGAS – Битца


На 24-м километре МКАД плантации социалистического Совхоза имени Ленина плавно переходят в буржуазный коммерческий рай VEGAS.