22/12/2016 12:26 . Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: театр, премьера, спектакль, калигула.

«Калигула» на сцене Московского Губернского театра. Нет слов

Текст: Наталья Гусева
Фото: Евгений Чесноков

23 и 24 декабря на сцене Московского Губернского театра состоится премьера спектакля «Калигула» по мотивам пьесы Альбера Камю в постановке режиссера-хореографа Сергея Землянского. В афише ремарка — «версия без слов». Авторы спектакля отказались от текста как основы драматического театра и попытались найти другие художественные средства выражения своих мыслей, чувств и эмоций.

Калигула

— Возможно, выбор этого материала для постановки в наше время вызовет удивление. Казалось бы, что нам в истории римского императора Гая Юлия Цезаря по прозвищу Калигула? Классический вопрос — что нам Гекуба? Но ведь нет ничего важнее и интереснее, чем исследовать природу человека, его страсти, взлеты, падения, — «жизнь человеческого духа», о которой говорил Станиславский. Как из ранимого юноши вырастает тиран, о жестокости которого ходили легенды, что с ним происходит? Сергей Землянский — талантливый режиссер со своим необычным театральным языком, и, думаю, для наших актеров поработать с ним, попробовать себя в новом жанре — очень полезный опыт, — говорит Сергей Безруков, художественный руководитель Московского Губернского театра.

Калигула

Калигула

Это вторая совместная работа режиссера-хореографа с труппой: совсем недавно состоялась премьера спектакля Анны Горушкиной по пьесе Артура Миллера «Вид с моста», где Сергей Землянский выступил в качестве режиссера по пластике. Теперь же для своей постановки Сергей выбрал не менее сложный материал — трагедию Альбера Камю «Калигула», ведь «Калигула» — история вне времени. Этот неординарный исторический образ уже не первое десятилетие волнует театральных деятелей, как режиссеров, так и актеров.

— Идея поставить «Калигулу» возникла уже давно. Мы будем работать в уже традиционной для нас невербальной манере, лишив героев «слов». В спектакле примут участие слабослышащие артисты. Нам кажется интересным использовать привычный для них язык жестов, которому будет предана художественная форма.Эта совместная философия сделает работу еще многогранней! В основе постановки — не только сюжет одноименной пьесы Альбера Камю, но и исторические материалы, сюжеты художественных произведений других авторов. Мы не хотим ограничиваться одной историей. Нам интересно фантазировать, сочинять спектакль вместе с актерами, создавая мир героя, причины его поступков и желаний. Нас не интересует, кто хороший, а кто плохой. Мы исследуем причины того, что именно делает человека жестоким и почему люди до сих пор жаждут именно таких правителей. Что порождает страх и желание подчиняться? Проклятье это или единственная форма существования? — признался Сергей Землянский.

Спектакль «Калигула» — на стыке трех театральных жанров: драматического спектакля, танцевального театра и выразительных эмоций пантомимы. Авторы спектакля отказались от текста как основы драматического театра и попытались найти другие художественные средства выражения своих мыслей, чувств и эмоций. При этом создание художественного образа происходит не только с помощью пластики тела и ярких музыкальных акцентов, но и с использованием характерных танцевальных элементов.

Язык «Без слов» понятен и близок всем, независимо от пола, возраста и национальности. Это язык тела, который обладает абсолютной искренностью и свободой проникать в каждое сердце. Либретто Владимира Моташнёва, написанное специально для спектакля «Калигула» способствует более глубокому пониманию драматического материала. Красивые исторические костюмы актеров и оформление сцены, которые были созданы Максимом Обрезковым, позволили зрителю перенестись в ушедшую эпоху римлян и жестокого императора.

В спектакле задействованы как драматические актеры, так и слабослышащие. Участвуют профессиональные танцовщики. Все разножанровые, разноуровневые и разновозрастные артисты собрались в одном большом спектакле.

Калигула

В чем же основная ценность «пластической драмы» рассказал режиссер Сергей Землянский. — Не знаю, насколько это ценность для широкого круга зрителей — кто-то этого боится, кто-то думает, что это балет или какие-то непонятные танцы. На самом деле, мне очень интересно работать именно с драматическими артистами — мне не всегда важно, как поднимается нога, как вытянуто колено, тут важна суть — особенно, если ты работаешь с драматургией, важна суть переживаний того или иного персонажа. И вот тут нужно умение драматического артиста обрести такую телесную форму, чтобы она была выразительной, говорящей и конкретной, чтобы сцена не провисала, чтобы он мог донести до зрителя ту или иную эмоцию, состояние героя. Драматические артисты, понимая, что они делают, и, умея это делать с точки зрения донесения драматизма, бесконечной бескрайней любви или ненависти, варьируя теми или иными эмоциональными состояниями, используя при этом телесную выразительность, в чем я им помогаю, добиваются в глобальном смысле бесконечной ценности с точки зрения артиста.

Жесткий, четкий ритм, искренняя и яркая игра актеров, пружинная упругость постановки — все это определило лицо спектакля.

Альбер Камю так описывал суть актерской игры: «Актер вторгается в душу, снимает с нее чары, и раскованные чувства затопляют сцену. Страсти говорят в каждом жесте, да что там говорят — кричат. Чтобы представить их на сцене, актер словно бы заново сочиняет своих героев. Он изображает их, лепит, он перетекает в созданные его воображением формы и отдает призракам свою живую кровь».

Калигула

Главную мужскую роль в разных составах играют молодые артисты Илья Малаков и Станислав Бондаренко.

Их Калигула — персонаж, одержимый маниакально-депрессивной идеей. Он полагает, что способен выйти за пределы человеческих возможностей. Как хамелеон, меняет он одну маску на другую, но терпит поражение. Калигула расплачивается за него и чужой, и своей смертью.

Журналист нашего портала поинтересовался у актеров, как им удалось вжиться в роль такой сильной и яркой исторической личности. — Калигула — персонаж необычный, — подтвердил Станислав Бондаренко. — И, конечно, его методы я не поддерживаю. Большинство из них для меня не приемлемы. Поэтому я старался понять сущность Калигулы. — Да, наша цель была понять и оправдать Калигулу, — подхватывает разговор Илья Малаков, — понять трагедию и его внутренний мир. Из-за чего он так себя вел. Ведь профессия актера в этом и состоит понять и оправдать свой персонаж. Это такая роль, которую можно изучать до бесконечности. Насколько же тяжело играть «без слов»? — Сергей нам сразу посоветовал, ищите, что вам помогает вжиться в роль. Вообще это тяжело, и поначалу мы говорили фразу, что хотим сделать, а уже потом это убирается, и заменяется жестами. А уже потом Сережа оттачивает, чтобы это выглядело выразительнее — говорит Илья. — И это жесты, более интересные, более понятные зрителям, которые придут смотреть спектакль, — согласился с коллегой Станислав. — Им будет понятен сюжет и без слов.

Роль Цезонии получили Равшана Куркова и прима Большого театра Мария Александрова, а Друзиллы — Катерина Шпица и Мария Богданович (балерина Большого театра).

Калигула

— У меня давно в жизни не было театра как такого, — рассказала Катерина Шпица, — я, конечно, бываю на сцене, но в таком спектакле я впервые. Творчество Сергея я видела, точнее, его спектакль «Демон», поэтому с радостью согласилась поучаствовать. С коллективом сложились прекрасные отношения.

Еще наш журналист поинтересовался у актрисы её отношением к историческому персонажу Калигула. — Как к нему можно относиться? Неоднозначно, безусловно. Любая выдающаяся историческая личность обрастает легендами, вымыслами, мифами. Анализировать эту личность пытаются все, проходит новая эпоха, новые люди, которые пытаются переосмыслить историю, и внести свои мысли. Я думаю, что Калигула, как исторический персонаж, если отвлечься от политики, конечно, очень яркий пример, того как темная сторона личности находит выход наружу, при этом страдают окружающие его люди. Но насколько в этом документальной правды, мы не знаем. Я играю Друзиллу, сестру Калигулы, в которую он был влюблен. По нашей версии ее смерть и привела к его помешательству, послужила толчком к тому, чтобы все темное из него вырвалось на свободу. Образ, конечно, очень символичный и аллегорический, потому что внутри каждого мужчины есть и женская часть души, которая отвечает за чувства и эмоции и духовность, как и у женщины, есть мужская часть, которая быстро принимает те или иные решения. Это голос разума. Именно в Калигуле мы видим, как мужская часть смешивается с женской. И поэтому он начинает терять границы разумного, — ответила Катерина.

Спектакль получился монументальным, выразительным и зрелищным, и одновременно с этим глубоким и драматическим. Слова тут, действительно, не нужны, нужно просто увидеть и прочувствовать саму игру актеров. Начиная с 23 декабря, спектакль будет идти на сцене Московского Губернского театра.

КалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигулаКалигула


Расскажите друзьям:
   

Возможно вам будет интересно:

16.01.2017 в 19:11

Январские Колядки в Москве


Январские гастроли «Коляда театра» и «Центра современной драматургии» проходят в Театральном центре «На Страстном» и в «Боярских палатах».

16.01.2017 в 18:59

«Академики» Михалкова показали спектакль «Воскресение»


11 января в Театральном зале Московского Международного Дома музыки состоялась премьера экспериментального спектакля «Воскресение» Академии Н.С.Михалкова.

14.01.2017 в 19:42

3 серия Шерлока уже в сети. Спасибо хакерам!


Самые лучшие в мире хакеры сделали потрясающий подарок фанатам Шерлока.

01.01.2017 в 17:46

Самсон Силыч, заплати налоги и спи спокойно


25 декабря на Маленькой сцене Российского академического Молодежного театра состоялась премьера спектакля «Свои люди — сочтёмся».

25.12.2016 в 17:56

Станция «Кропоткинская» превратилась в театральную сцену


Московский метрополитен продолжает цикл мероприятий в рамках культурно-образовательного проекта «Ночь в метро».

25.12.2016 в 17:37

Внимание! «SиSтема» братьев Запашных перезагружена


«SиSтема» — это не обычное цирковое представление — это другая реальность, щедро сдобренная номерами на грани фантастики.

24.12.2016 в 17:50

Новые приключения бременских музыкантов на льду


190 тысяч петербургских школьников начальных классов увидят новое ледовое шоу.

18.12.2016 в 17:42

Спектакль «Снежная королева»: новая высокая планка Большого Московского цирка


17 декабря, в преддверии новогодних праздников, зрители впервые увидели новый спектакль, который обещает стать беспрецедентным цирковым проектом по количеству уникальных номеров.

17.12.2016 в 18:37

«Волшебный сон» наяву


Волшебный сон на арене цирка

23.01.2017 в 19:43

Путешествие по Беларуси: дорога в Минск


Первый день нового года мы провели в первом городе Беларуси, а теперь едем в столицу.

21.01.2017 в 18:36

Дорогие мои старики


20 января Театр Антона Чехова представил премьеру спектакля «Спасатель» по пьесе Норма Фостера, драматурга с мировым именем.

20.01.2017 в 21:05

Концерт Billy’s Band в ЦДХ


2 и 3 марта в Центральном Доме Художника Billy’s Band дадут два больших концерта с разными программами и специальными гостями.

20.01.2017 в 20:56

Big Love Show в Олимпийском


Парочки признаются в чувствах на BigLove Show накануне Дня Святого Валентина.

Система Orphus