20.02.2020 00:59

Не про любовь. Ромео и Джульетта в РАМТе

Как преподнести современному зрителю трагедию Шекспира, чтобы всем известная история времен эпохи возрождения с ядами, кинжалами, боями на шпагах тронула сердце современного зрителя? Публика стала более циничной, дистанцированной и далеко не всегда готова сопереживать страстям, бушующим в шекспировских трагедиях. Егор Перегудов сделал хорошую попытку достучаться до нынешнего поколения и предложил свою трактовку великого произведения: «Герои пьесы – Ромео, Джульетта, Меркуцио, Тибальт — одна компания, они близки нам по возрасту, по восприятию, мы — ровесники. Хочется поделиться, как наше поколение понимает эту историю».

Выбирая место действия, режиссер вместе с художником Владимиром Арефьевым искали пространство, где возникало бы чувство тревоги, где человеку становится не по себе. Сначала появилась идея темного, сырого, подземного перехода образца девяностых годов, по которому хочется побыстрее пройти и покинуть это место, затем к нему присоединились две лестницы, с одной стороны Монтекки, с другой Капулетти. Всё действие происходит на бегу на проходе, и это задает ритм спектакля.

Вы не увидите в спектакле дам в пышных старинных платьях, кавалеров в белых рубашках с манжетами и жабо. По замыслу режиссера, герои — наши современники, обычные юноши и девушки, одетые в удобные спортивные костюмы и кроссовки. Вместо слуги в ливрее – парень в рекламном костюме предлагающий прохожим хот доги. И место действия такое знакомое: московский подземный переход.

Пространство сцены собрано из тесно прижавшихся друг к другу киосков, подмигивающих неоновыми огнями: «цветы», «кофе», «книги», «обмен валюты». В этом грязном, неуютном и небезопасном месте с протекающим потолком сталкиваются враждующие группировки, происходят драки и поножовщина. Бегущая строка, так привычная нам по сводкам новостей, помогает удерживать нить событий. Без труда мы узнаем атмосферу и приметы перестроечного времени.

И вдруг начинает звучать оригинальный шекспировский текст, и мы убеждаемся, что он нисколько не устарел, не поблек за 400 лет. И даже колючий перевод Осии Сороки, наполненный труднопроизносимыми неологизмами, легко приживается в устах актеров. Благодаря такому намеренно провокационному режиссерскому решению, мы чувствуем диссонанс между великой поэзией и узкими, как этот подземный переход, рамками современной действительности. Но это противоречие только обостряет и подчеркивает внутреннюю неизменность этого мира. Безусловно, за прошедшие столетия сильно изменилась внешняя сторона: одежда, обстановка, язык, темп жизни, но изнутри мир все так же наполнен ненавистью, и по-прежнему для любви в нем нет места. Именно поэтому во все времена самым простым и понятным выходом для Ромео и Джульетты является самоубийство. В наше время, когда подростковый суицид стал серьезной проблемой, эта тема требует особой осторожности.

По замыслу режиссёра герои знают, что должны погибнуть, что выжить нет никакой возможности. «Этот выход, это решение возникает как реакция на тот мир, где герои живут. Мир наполнен враждой и насилием, герои видят его в своей семье, на улице, по телевизору, в интернете и как результат, насилие становится естественной реакцией на проблемы».

Насилие стало настолько естественным, что никогда не знаешь из какой щели вырвется новая вспышка гнева и враждебности, откуда вылетит кинжал, шпага или пуля, чтобы смертельно ранить друга или врага. Это война, которая не знает пощады. Ромео и Джульетта стали заложниками этой войны, и поэтому они обречены. А с другой стороны, они просто дети, будущее своих семей. Но чтобы их родные вспомнили об этом, им пришлось умереть. Любовь юных Ромео и Джульетты не смогла прекратить вражду семей, зато их примирило общее горе.

«Мы хотим рассказать волнующую нас историю теми средствами, которые на сегодняшний день нам кажутся подходящими. Они достаточно острые, наглые, провокационные, но мы эту историю ощущаем именно так. Важно, что эта история семейная. Мы не делаем трагедию, мы делаем семейную хронику». Похоже, здесь есть, о чем задуматься: то, что когда-то было трагедией, в наше время стало повседневной хроникой.

Ромео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор ПерегудовРомео и Джульета, реж. Егор Перегудов

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: премьера, РАМТ.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:02

«Душа моя Павел» – спектакль о свободе выбора. РАМТ


На редкость удачная и своевременная премьера спектакля «Душа моя Павел» состоялась в Российском Молодежном театре.

22.10.2021 в 16:25

«Не нужен мне ваш воздух англицкий, я в Расею хочу». «Блоха» в РАМТе


«Блоха» Замятина - это не совсем «Левша» Лескова, здесь появляются новые герои, а в фокусе внимания находится сама «главная героиня».

01.10.2021 в 23:49

В добрый час


В РАМТе Владимир Богатырев поставил раннюю пьесу советского классика Виктора Розова «В добрый час».

21.01.2021 в 02:53

Как коррупция и ложь погубили империю


Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».

20.01.2021 в 11:41

Лес рубят – щепки летят


20 и 21 января МХАТ им.Горького представляет премьеру спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского.

17.12.2020 в 10:24

Якубович молится за нас


МХАТ им.Горького поставил спектакль о православной Вере с участием Дмитрия Певцова, Алисы Гребенщиковой, Леонида Якубовича.

02.08.2020 в 23:33

РАМТ. 100 лет в диалоге со зрителем


После вынужденного перерыва оживает культурная жизнь Москвы. Одним из первых открыл свой 100-й юбилейный сезон Российский Академический Молодежный Театр.

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!