09.09.2020 20:20

Дремучий лес и его обитатели

«Как мы попали в этот сыр-дремучий бор? Тут все в порядке, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».

А. Н. Островский

«Лес» — нестареющая пьеса, которую в театрах будут ставить всегда. Ее исторический контекст только сильнее подчеркивает параллели с сегодняшним днем. Пьеса не нуждается в переводе на современный язык, так как человеческие пороки к сожалению не претерпели особых изменений. Все повторяется: показное великодушие и лицемерие, домашняя тирания и доведенные до отчаяния близкие, распутство под маской благопристойности, лизоблюдство и заискивание перед силой и богатством, пустые разговоры вместо реальных дел.

Клубок событий, который разматывается по ходу действия, заставляет героев показать свое истинное лицо. Центральный персонаж, помещица Гурмыжская, внешне добропорядочная вдова. Но как только встает вопрос о деньгах, она с азартом включается в игру «кто кого обманет». А если племянница Аксюша смеет проявить малейшую непокорность, благодетельница сразу обнажает свой «крокодилий» нрав. Ее показная целомудренность очень быстро исчезает с появлением на сцене молодого любовника. Полный антипод помещицы, бедный актер Несчастливцев, сначала обманывает всех, желая скрыть свое истинное положение, и появляется в образе отставного полковника. Но когда открывается вся правда, он ведет себя в высшей степени порядочно. Актерство совершенно не мешает проявиться его благородной натуре. «Несчастлив тот, кто угождать и подличать не умеет». Сохраним интригу для тех, кто не помнит содержание пьесы. Лишь подытожим, что ее настоящим героем оказался не представитель знатного сословия, а нищий актер Несчастливцев.

Заслуженная артистка России Ирина Сидорова убедительно передала вздорный мстительный характер помещицы Гурмыжской, ее жадность и похотливый нрав, скрываемые под маской благородства и великодушия. Роль прекраснодушного и податливого человека, всегда готового рукоплескать «благородным поступкам» Раисы Павловны, сыграл Сергей Рудзевич. Черты своего персонажа, грубость, недостаток ума, скалозубовскую прямолинейность, точно подметил и передал Александр Филатов. Яркий образ старого слуги Карпа создал заслуженный артист России Вадим Борисов. Очень убедительны его многозначительные вздохи, неспешность, уверенность, что без него – никуда. Виктория Склянченкова очень хороша в роли ключницы Улиты, амплуа которой полностью отражают ее слова: «Ползаешь, ползаешь перед барыней-то, хуже, кажется, всякой твари последней, ну, и выползаешь себе льготу маленькую». Сильная и независимая, не способная врать и пресмыкаться перед тетей ради приданого – такой образ Аксюши создала актриса Дарья Затеева. Человек широкой души, громогласный, страстный, с мощным трагическим темпераментом трагик Несчастливцев. Обличительный пафос его речей идет по нарастающей. Кажется и сам герой увеличивается в размерах, свысока взирая на зрителей. «Люди, люди! Порождение крокодилов!» — восклицает он – «О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!», чем окончательно шокирует обитателей «Пеньков». В некоторых моментах возникало ощущение, что актер Александр Пацевич с легкой долей иронии играет сам себя. Прекрасен Павел Степанов в роли маленького комика Счастливцева, то восхищенного, то испуганного могучим темпераментом своего старшего товарища, а на самом деле честного и преданного служителя своей актерской профессии.

На первый взгляд сатирические произведения – богатый материал и для режиссера, и для актеров. Там всегда есть что играть. Но только очень качественный театр способен не превратить сатиру в грубое высмеивание, в череду шаблонных гротескных образов. Хорошая игра актера не вызовет ненависть или брезгливость к персонажам, а заставит улыбнуться и узнать себя как в зеркале. Новая постановка Сергея Виноградова оставляет удивительное послевкусие и еще раз убеждает, что театр Сфера – это высочайшая планка профессионализма и полная отдача актеров на сцене. А зрителям новый спектакль подарит глубокие впечатления, почву для размышлений и удовлетворение от бережного обращения с классикой.

А. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей ВиноградовА. Островский,"Лес", реж. Сергей Виноградов

 

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: премьера, театр Сфера.

Другие публикации

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!

11.03.2020 в 23:13

Малый театр отметит день рождения Эйнштейна премьерой спектакля «Физики»


Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...

21.02.2020 в 00:11

«Три сестры» вернулись на Тверской бульвар


В МХАТ имени Горького 20 февраля состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.

20.02.2020 в 00:59

Не про любовь. Ромео и Джульетта в РАМТе


14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».

17.02.2020 в 21:27

Три сестры сварили варенье в МХАТ


В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.

16.01.2020 в 00:27

Трамвай иллюзий на языке жестов


В Центре Драматургии и Режиссуры на Беговой необычная премьера — спектакль «Белые деревья. Иллюзии» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание».

03.10.2019 в 21:12

Джокер, которого мы заслужили


Реалистичная история со страниц комикса, без тонны пиротехники, компьютерной графики и супергероев.

29.09.2019 в 16:57

ТРИАДА. Это было бы грустно, когда бы не было так смешно


Телекомпания "ТНТ" начинает показ первого сезона комедийного сериала о мужчине и трех его беременных женщинах.

20.09.2019 в 11:30

СФЕРА общения душ и сердец


13 сентября, на основной сцене театра «Сфера» прошел спектакль-посвящение «Живой театр Екатерины Еланской».

03.09.2019 в 21:19

«Жуки»: Курс на захват зрительской аудитории


На ТНТ стартовал новый комедийный сериал о том, как прожить без гаджетов.

09.08.2019 в 10:08

Однажды Тарантино побывал в Москве


Автор культовых картин «Убить Билла», «Криминальное чтиво», «Бесславные ублюдки» Квентин Тарантино представил в Москве свой новый фильм.

05.08.2019 в 01:53

Любовь, честь и отвага — «Три мушкетёра» в Московском музыкальном театре


30 июля в Московском Государственном музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева с успехом прошла премьера мюзикла Владимира Качесова «Три мушкетёра».

19.07.2019 в 00:30

«Танцпол» — танцы со смертью


Очередная премьера Балета Москва в ЦИМе навеяна американскими танцевальными марафонами времен Великой депрессии.

12.07.2019 в 11:02

На сцене Театра Луны попробовали современный танец


В Москве в начале июля прошел фестиваль современного танца «Проба No 3», в рамках которого состоялись мастер-классы от топовых хореографов и танцовщиков.

02.07.2019 в 17:44

Страшно красивая премьера: Дом семи повешенных в Мастерской Петра Фоменко


В спектакле «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» всё смешано, все перепутано, все вывернуто наизнанку и доведено до максимального абсурда и сарказма.