«Как мы попали в этот сыр-дремучий бор? Тут все в порядке, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».
А. Н. Островский
«Лес» – нестареющая пьеса, которую в театрах будут ставить всегда. Ее исторический контекст только сильнее подчеркивает параллели с сегодняшним днем. Пьеса не нуждается в переводе на современный язык, так как человеческие пороки к сожалению не претерпели особых изменений. Все повторяется: показное великодушие и лицемерие, домашняя тирания и доведенные до отчаяния близкие, распутство под маской благопристойности, лизоблюдство и заискивание перед силой и богатством, пустые разговоры вместо реальных дел.
Клубок событий, который разматывается по ходу действия, заставляет героев показать свое истинное лицо. Центральный персонаж, помещица Гурмыжская, внешне добропорядочная вдова. Но как только встает вопрос о деньгах, она с азартом включается в игру «кто кого обманет». А если племянница Аксюша смеет проявить малейшую непокорность, благодетельница сразу обнажает свой «крокодилий» нрав. Ее показная целомудренность очень быстро исчезает с появлением на сцене молодого любовника. Полный антипод помещицы, бедный актер Несчастливцев, сначала обманывает всех, желая скрыть свое истинное положение, и появляется в образе отставного полковника. Но когда открывается вся правда, он ведет себя в высшей степени порядочно. Актерство совершенно не мешает проявиться его благородной натуре. «Несчастлив тот, кто угождать и подличать не умеет». Сохраним интригу для тех, кто не помнит содержание пьесы. Лишь подытожим, что ее настоящим героем оказался не представитель знатного сословия, а нищий актер Несчастливцев.
Заслуженная артистка России Ирина Сидорова убедительно передала вздорный мстительный характер помещицы Гурмыжской, ее жадность и похотливый нрав, скрываемые под маской благородства и великодушия. Роль прекраснодушного и податливого человека, всегда готового рукоплескать «благородным поступкам» Раисы Павловны, сыграл Сергей Рудзевич. Черты своего персонажа, грубость, недостаток ума, скалозубовскую прямолинейность, точно подметил и передал Александр Филатов. Яркий образ старого слуги Карпа создал заслуженный артист России Вадим Борисов. Очень убедительны его многозначительные вздохи, неспешность, уверенность, что без него – никуда. Виктория Склянченкова очень хороша в роли ключницы Улиты, амплуа которой полностью отражают ее слова: «Ползаешь, ползаешь перед барыней-то, хуже, кажется, всякой твари последней, ну, и выползаешь себе льготу маленькую». Сильная и независимая, не способная врать и пресмыкаться перед тетей ради приданого – такой образ Аксюши создала актриса Дарья Затеева. Человек широкой души, громогласный, страстный, с мощным трагическим темпераментом трагик Несчастливцев. Обличительный пафос его речей идет по нарастающей. Кажется и сам герой увеличивается в размерах, свысока взирая на зрителей. «Люди, люди! Порождение крокодилов!» – восклицает он – «О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!», чем окончательно шокирует обитателей «Пеньков». В некоторых моментах возникало ощущение, что актер Александр Пацевич с легкой долей иронии играет сам себя. Прекрасен Павел Степанов в роли маленького комика Счастливцева, то восхищенного, то испуганного могучим темпераментом своего старшего товарища, а на самом деле честного и преданного служителя своей актерской профессии.
На первый взгляд сатирические произведения – богатый материал и для режиссера, и для актеров. Там всегда есть что играть. Но только очень качественный театр способен не превратить сатиру в грубое высмеивание, в череду шаблонных гротескных образов. Хорошая игра актера не вызовет ненависть или брезгливость к персонажам, а заставит улыбнуться и узнать себя как в зеркале. Новая постановка Сергея Виноградова оставляет удивительное послевкусие и еще раз убеждает, что театр Сфера – это высочайшая планка профессионализма и полная отдача актеров на сцене. А зрителям новый спектакль подарит глубокие впечатления, почву для размышлений и удовлетворение от бережного обращения с классикой.
Рубрика: Культура. Метки: премьера, театр Сфера.
Как бы неблагоприятно не складывалась ситуация, не казалось, что зло восторжествует над добром, но в жизни действует закон бумеранга.
Театр Сфера порадовал зрителей премьерой спектакля Глеба Черепанова «Портрет Дориана Грея».
Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».
20 и 21 января МХАТ им.Горького представляет премьеру спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского.
Театр «Сфера» приготовил подарок своим зрителям к новому 2021 году – премьеру спектакля Александра Коршунова «Продавец дождя» по знаменитой пьесе Н. Ричарда Нэша.
МХАТ им.Горького поставил спектакль о православной Вере с участием Дмитрия Певцова, Алисы Гребенщиковой, Леонида Якубовича.
Главные роли в спектакле «Дядя Ваня» исполняют Сергей Безруков, Карина Андоленко, Антон Хабаров.
Торжественная премьера прошла в Петербурге
В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!
Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...
В МХАТ имени Горького 20 февраля состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.
14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».
В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.
В Центре Драматургии и Режиссуры на Беговой необычная премьера — спектакль «Белые деревья. Иллюзии» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание».
Создатели «Венома» и «Дэдпула» возвращаются, чтобы вновь увлечь зрителей в «Zомбилэнд».
Реалистичная история со страниц комикса, без тонны пиротехники, компьютерной графики и супергероев.