01/12/2017 10:55 Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера, cпектакль.

Театр не дает ответов. Театр ставит вопросы

Текст: Анна Горностаева
Фото: Татьяна Браткина

Городской Театр, один из самых молодых и интересных театров Петербурга, представил 28 ноября первую премьеру этого сезона на сцене Конюшенного флигеля Юсуповского дворца.

Ставили «Левшу» по повести Н.С. Лескова. Знакомый всем со школьной скамьи сюжет предстал перед нами новым и неожиданным: гротескным и пародийным в первом акте, невероятно драматичным и эмоциональным во втором.

Современная постановка требует от зрителя не только знакомства с оригинальным произведением, но и знания истории и понимания символизма происходящего на сцене. Вот европейские государи, собравшиеся на Венский конгресс, раздирают на части красотку – Наполеоновскую империю. Кто-то урвал себе Саксонию, кто-то – Парму, кто-то герцогство Варшавское. А государь император вернулся из европейского турне с магнитиками и чудесной танцующей блохой.

Пронзительная игра молодых актеров втягивает зрителя в гущу действия. Политически подкованная часть аудитории, которая поначалу хмыкала и загибала пальцы, подсчитывая пункты повесточки, по которым прошелся режиссер, скоро начала в волнении грызть костяшки этих самых пальцев, переживая за судьбу героев.

Трагическая история гения, не нашедшего признания на родине, стала еще и историей любви и предательства. Блоха, которая завораживала всех своим танцем, вроде бы обрела счастье в березово-полотняном раю средней полосы… Только вот прыгать и танцевать она уже не могла. И тот, кто перестал ее помнить, умирал потом в горячечном бреду в больнице для бедных, потому что люди умирают, когда остаются одни. Когда некому их любить.

Премьера «городских», как их называют поклонники, стала их первой совместной работой с молодым режиссером Наташей Слащёвой. Беседуя с ней после спектакля, мы не смогли не отметить его актуальность и неожиданную современность.

— Вы ставили задачу привязать сюжет Лескова к нашей сегодняшней жизни?

— Совсем нет. Просто в России всё повторяется снова и снова.

Наша история движется по кольцу. Либеральный двор Александра скидывает с себя свитеры шестидесятников и обещает не щадить себя во славу царя и отечества, предварительно пройдя сквозь палочный строй. Молодой Николай клянется «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу…» и если ради этого потребуется сломать о спины непокорных подданных пару палок, значит, так тому и быть.

— Но и это не выход. Нельзя все время бить и ломать человека, можно его и сломать окончательно.

— А что тогда выход, Наташа? Как правильно?

— У меня нет для вас ответа на этот вопрос. Театр не дает ответов. Театр ставит вопросы.

Городскому театру нет еще и двух лет. В 2016 году выпускной класс РГИСИ, старейшего театрального вуза страны, решил не расходиться, а создать свой собственный театр. Под руководством своего бывшего преподавателя, а теперь худрука Наталии Лапиной ребята неустанно экспериментируют, пробуют себя в самых разных жанрах, от классики до квартирника.

Несмотря на юный возраст, Городской уже весьма титулованный театр. Наталия Лапина получила «Золотой софит», главный театральный приз Петербурга, за работу над спектаклем «Жители разных планет» по творчеству Володина. Спектакль «ЖЗЛ: Жизнь Замечательных Людей» вошёл в лонг-лист самых заметных спектаклей сезона 2016-2017 г. Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

Не все у них бывает гладко. Театру чертовски нужен свой дом, собственная крыша над головой, да и спонсорская помощь совсем не помешала бы: на свой первый детский спектакль «День, когда я проснулся» (премьера состоится совсем скоро, 8 декабря), «городским» пришлось собирать средства на краудфандинговой платформе.

Но ребята не теряют творческого азарта и веры в себя. Наталья Лапина поделилась с нами планами на ближайшее будущее: готовятся постановки по Стругацким и Тарковскому, а 28 декабря зрителей ждет самый теплый и ламповый спектакль сезона – Рождественский квартирник.

Вокруг театра сформировалась пока небольшая, но сплоченная и преданная группа поклонников. Они ходят на все спектакли, приводят с собой друзей, коллег и родственников. Мы приглашаем и вас: приходите на спектакли «городских», испытайте на себе их талант, смелость и невероятную искренность. Они того стоят.

Другие публикации

19.09.2018 в 10:25

Быть мамой: история девочки Оли на сцене ЦДР


В ЦДР прошли премьерные показы спектакля "Мама" по пьесе Аси Волошиной.

17.09.2018 в 14:59

«Фальшивая нота»: без фальши


После летних каникул театр имени Вахтангова открыл свой девяносто восьмой сезон. Сбор труппы традиционно начался с поздравления юбиляров.

12.09.2018 в 20:19

«Хищник» готов к новой кровавой охоте


Качественный боевик прямиком из 80-х, под современный соусом юмора и драйва.

11.09.2018 в 09:48

Праздничный концерт в театре Сфера


В праздники принято дарить друг другу подарки. Вот и в День города москвичи получили множество подарков.

07.09.2018 в 13:09

Опера «А зори здесь тихие» звучит на китайском языке


В Москве и Петербурге начались гастроли Национального центра исполнительских искусств Китая в рамках программы «Культурный обмен дружбы Китая и России».

02.09.2018 в 14:55

Что-то вроде мести «Великого уравнителя»


Продолжение истории Роберт Маккола. Дружелюбного соседа и бывший агент ЦРУ, ставшего на путь народного мстителя.

31.08.2018 в 11:24

Сезон в Московском театре кукол откроется в первый день осени


30 августа в Московском театре кукол прошёл сбор труппы. Художественный руководитель Борис Голдовский рассказал о премьерах, которые зрители увидят в сезоне 2018/2019.

24.08.2018 в 10:44

Что такое университетский театр?


При всем разнообразии столичных театральных событий зрители могут открыть нечто новое для себя не только на сценах академических театров.

23.08.2018 в 11:33

Московский театр оперетты открывает 92-й сезон


Коллектив Московского театра оперетты вернулся из отпуска и готовится представить на суд публики новые спектакли.

22.08.2018 в 22:34

Меньшиков убьёт Макбета


Художественный руководитель Театр имени Ермоловой Олег Меньшиков провёл сбор труппы, предваряющий очередной сезон.

06.08.2018 в 18:28

«Малая Бронная» переезжает на «Электрозаводскую»


Переезд неизбежен, но худрук очень надеется, что реконструкция не займёт целых три года.

21.07.2018 в 16:12

105 минут от вдоха до выдоха. «Lёгкое Dыхание»


В июле этого года театр «Мастерская Петра Фоменко» знакомит московского зрителя со своим новым спектаклем «Lёгкое Dыхание».

06.07.2018 в 20:45

Лучшие спектакли от Бориса Эйфмана — «Анна Каренина»


В Александринском театре показали Анну Каренину».

Система Orphus