30.06.2018 19:43

Спектакль-абсурд пытается загнать в тупик

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Евгений Чесноков

Спектакль «Война ещё не началась», премьера которого состоялась в театре «Практика», и в котором заняты молодые актёры старшего курса из Мастерской Брусникина, достаточно сложен для восприятия и даже способен загнать в тупик. Режиссёр пьесы — молодой, но известный, довольно эпатажный и обсуждаемый, фокусирующий на себе пристальное внимание критиков и зрителей, российский драматург Михаил Дурненков.

Спектакль «Война ещё не началась»

Жанр абсурда никогда никому не давался легко, тем более, если абсурд этот есть не отвлеченные реалии, не вымышленные герои, а мы с вами, и наша жизнь сейчас и в данный момент. Происходящее на сцене можно воспринимать по-разному, потому что возникающая в воображении цепочка ассоциативных образов очень разная. Действие на сцене очень похоже на хаотичный просмотр каналов телевизора, когда человек, все время переключается с одного канала на другой. Или сумбур наезжающих друг на друга мыслей в голове. Или заезженную до хрипа пластинку, когда одни и те же фразы обретают разное интонационное звучание, темп и эмоциональную окраску.

Спектакль «Война ещё не началась»

Перед глазами сплошной разноцветный винегрет из разноцветных воздушных шариков, которыми заполнена сцена, ярких клоунских париков и попугайской расцветки одежды на персонажах, и неподвижных манекенов. Герои обезличены, у них нет имен, нельзя считать точный возраст, хотя его можно и предположить, они выглядят как клоуны, хотя, на самом деле, ими не являются. Обрывки сцен, отрывки диалогов, герои меняются ролями, репликами, и даже меняют пол. Все смешалось и на сцене, и в головах у зрителей, которым нужно очень быстро осмысливать, переваривать и успевать переключаться с одной темы на другую.

Спектакль «Война ещё не началась»

Это абсурд, и до боли узнаваемый абсурд, и он не возведён в высшую степень, а что наиболее страшно — абсурд этот постоянно присутствует в нашей повседневной жизни, и мы уже приспособились к нему, свыклись, сжились, не замечаем. Абсурд стал частью нас, проник в нас, мы отравлены им. Бессмысленность слов, встреч, ожиданий. Банальность испытываемых чувств. Идиотически детская вера информационным программам. Нелепая словесная структура собственного мыслетворчества. Болото привычек. Скользящие отношения. Грубый никчемный мат. Кто-то из героев в одной из сцен называет себя «робот с блоком абсурда». Это шутка? Но никто не смеётся. В тексте, репликах проскальзывает много «подсказок», своеобразных дешифраторов, цепляясь за которые можно не утонуть в спектакле, а выплыть.

ПЕРВЫЙ. Ты с ума сошел?

ВТОРОЙ. Мы чуть с ума не сошли!

Спектакль «Война ещё не началась»

Герои в разноцветных париках и ярких костюмах совсем не клоуны, их речи серьёзны, их переживания не смешны. Они постоянно говорят, говорят. Что говорят? Выясняют отношения, кричат. Зачем? Доказывают, спорят, пытаются убедить себя – но в чем? Наблюдая за ними, узнавая в них себя, становится понятной необходимость клоунского антуража в спектакле. Герои, собранные в пьесе, вовсе не призваны веселить нас, да и вообще это клоуны в переносном своём значении, скорее буффоны, паясничающие фигляры. Нацепив парик, они, используя наше ожидания забавы, высмеивают нас же, жёстко и больно.

Спектакль «Война ещё не началась»

По краям сцены расставлены манекены. В финале герои отдадут манекенам свои разноцветные парики, снимут с них одежду и вернут себе людской облик. На телах манекенов можно прочитать надписи: «Мир, мы за мир, нет войне». Всё это так, миру мир, безусловно, только война сейчас другая, война идёт за то, чтобы остаться человеком в абсурде жизни. Не стать безвольной щепкой, которую несет абсурдистское течение реки-жизни. Сопротивляться. Не обезличиваться. Быть, а не казаться. Думать, а не повторять. Жить, а не быть марионеткой в спектакле жизни.

Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера, спектакль.

Другие публикации

15.06.2019 в 22:00

Уроки ОбщеЖития в стиле contemporary dance


«ОбщеЖитие» - это совместное существование, уклад жизни, поиск своего места среди людей, школа построения отношений.

08.06.2019 в 21:38

Моя прекрасная леди


Сюжет о простой цветочнице, которая усилиями педагога превращается из «гадкого утенка в прекрасного лебедя» и о чувстве вспыхнувшем между ними, поразил Аллу Сигалову.

07.06.2019 в 12:42

Высокая вода венецианцев


Мы видим человека, нет, не смирившегося со своей участью, скорее умиротворенного, готового принять свою судьбу, но не оставляющего надежды на благополучный исход.

22.05.2019 в 10:46

Поющие в советском терновнике


Первая шокирующая деталь – режиссёр разместил актёров спектакля «Московский хор» не на сцене, а в зрительном зале.

03.05.2019 в 21:49

«Алиса» из Германии представлена на Dance Open


В рамках театрального фестиваля Dance Open на сцене Александринского театра показали сказочный балет.

25.04.2019 в 12:26

Спасите умирающее сердце


Иногда нам так необходима обыкновенная история с простыми человеческими чувствами, болью, одиночеством, трепетом и страхом смерти.

21.04.2019 в 16:41

Венеция, Монако, Пупзения и другие проблемы геополитики в одной парижской квартире


12 апреля на экспериментальной сцене Театра Российской армии состоялась премьера комедии «Венеция в снегу» в постановке Татьяны Морозовой.

08.04.2019 в 21:48

Вечный Мэр, ЛОХи и ОРКи в спектакле Максима Виторгана о городе Лжедмитрове


Театральная критика ещё до премьеры дружно обругала спектакль Максима Виторгана «В городе Лжедмитрове», подвергнув сомнению его способности как режиссёра.

31.03.2019 в 20:17

Конфликт поколений в эпоху интернета


Интрига в спектакле «Это всё она» начинается еще до начала действия, когда зрителей приглашают прямо на сцену, где стулья расположены спиной друг другу.

29.03.2019 в 17:31

Почём Теллур для народа? На Таганке Богомолов поставил Сорокина


Сорокин, как психо-инвалид детства, сладострастно занимается вовлечением нетравмированных почитателей в свой трансцендентный опыт погружения в пучины подсознания.

26.03.2019 в 23:05

Рок Карамазовых


Режиссёр Александр Рагулин рискнул оказаться посмешищем, заработать скандальную репутацию, но всё-таки поставил рок-оперу «КарамазоВы».

Дата мероприятия: 25.03.2019

Шоу-спектакль «Контора»


В театра комедии им. Акимова возвращается «Контора» - упоительно смешной и злободневный спектакль.

21.03.2019 в 09:04

Самоирония. В Театре Пушкина поставили спектакль о зрителях и актерах


По сюжету пьесы, в игру актеров, показывающих «Лондонского купца», вмешиваются зрители - бакалейщик и его жена. Они лучше знают, как играть актерам.

19.03.2019 в 16:56

Кортнев и Белоголовцев стали жителями города Лжедмитрова


«В городе Лжедмитрове» - это театральная постановка с песнями и танцами, впрочем речь пойдёт о важных и серьёзных вещах.

12.03.2019 в 17:18

Постановка «Про мою маму и про меня»


В минувшие выходные, жительниц СВАО поздравили бесплатным спектаклем по пьесе известного драматурга Елены Исаевой.