08.10.2018 16:56

«Город на память». 075. Петровский парк

6 августа 2013 года
Фотопроект «Город на память». 075. Петровский парк

Петровский парк — созданный в XIX веке пейзажный парковый комплекс площадью 22 гектара. Украшение парка — Петровский путевой дворец работы зодчего Матвея Казакова.

Приехать сюда можно на метро, станция «Динамо» открылась в 1938 году. У станции два наземных вестибюля, выход из которых осуществляется на Ленинградский проспект и к стадиону «Динамо» (архитектор Д.Чечулин). Два зеркально отражённых прямоугольных строения в античном стиле окаймлены колоннадой круглых коринфских колонн. Вестибюли возведены на возвышении и окружены широкими лестницами с системой террас и гранитными ступенями. Колонны вестибюлей, выполненные из подмосковного известняка, венчают развитые капители. Карнизы декорированы лепниной.

Правда или нет, но считается, что в 1940 году физики Г.Флёров и К.Петржак выбрали станцию метро «Динамо» в качестве места проведения наблюдений за распадом урана, так как большая глубина могла защитить от космических помех. В результате экспериментов, проводимых на станции в ночное время, физиками было открыто спонтанное деление ядер урана.

В конце 2011 года начались работы по строительству участка контура от станции «Выставочная» до станции «Нижняя Масловка». На новой линии строится станция «Петровский парк», через которую будет осуществляться пересадка на станцию «Динамо». Согласно официальным планам, станция «Петровский парк» будет открыта в декабре 2015 года.


Коронационные торжества. 1896 год: http://pastvu.com/p/87914

Петровский путевой дворец был спроектирован Матвеем Казаковым в «турецком стиле» как и павильоны для торжеств на Ходынском поле. Строительство продолжалось с 1775 по 1782 год. Самый южный путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для важнейших особ, которые могли бы передохнуть в нём после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский кремль с особой пышностью. Петровский дворец был последней остановкой при въезде царского кортежа в Москву.

Драматическим в судьбе дворца ознаменовался год 1812-й: во время Отечественной войны 1812 года после начала великого пожара на Москве и поспешного отвода французских частей император Наполеон некоторое время держал ставку в Путевом дворце. Наполеон прибыл во дворец 3 сентября и находился в нем четыре дня. Во время наблюдения за московским пожаром из окна у императора обгорели волосы. После бегства Наполеона дворец был разорён: восстановительные работы начались только при Николае I и продолжались более десяти лет.

В 1827 году в ходе восстановления Москвы после войны было решено территорию возле Петровского дворца превратить в пейзажный парк. Для этого были выкуплены дачи, окружающие дворец, и окрестная Маслова пустошь. Под руководством архитектора А.Менеласа вырыт пруд, построены плотины, проведена дорога к Камер-Коллежскому валу, а от дворца лучами расходились три аллеи. В парке располагались Петровский летний театр, здание для концертов, качели, беседки, бильярдные, купальни, кофейни.


Штаб Академии ВВС РКК. 1932 год: http://pastvu.com/p/50024

В 1920 году Петровский путевой дворец был передан Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. С 1997 года он находится в ведении администрации города Москвы. При Лужкове была произведена полномасштабная реконструкция (не путайте с реставрацией) интерьеров под создание Дома приёмов правительства Москвы. По другой информации, «внутренний двор, внутренние экспозиции, вестибюль, залы первого этажа, парадные дворцовые залы второго этажа, интерьеры, мебель, архитектура всё было воссоздано с великой точностью».


В зале дворца. 1999 год: http://pastvu.com/p/81378


Ресторан «Мавритания» в Петровском парке. 1900-1917 гг.: http://pastvu.com/p/6722


Бывший загородный ресторан «Мавритания», позднее в этом здании зарождалась отечественная космическая биология и медицина: в 1948 году в здание вселился Научно-исследовательский и испытательный институт авиационной медицины, приступивший к подготовке собак для полётов в космос.


3 ноября 1957 года СССР первым в мире вывел на орбиту Земли космический аппарат «Спутник-2» с живым существом на борту — собакой. Дворняга по кличке Лайка не вернулась обратно и погибла через несколько часов после старта от перегрева. В 2008 году на территории Института военной медицины был установлен бронзовый памятник Лайке.

По инициативе профессора Жуковского в 1919 году был создан Московский авиатехникум, от которого ведёт свою историю прославленное военно-учебное заведение — Военно-воздушная инженерная академия. Положение о реорганизации авиатехникума было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. В разные годы академия называлась: Институт инженеров Красного Воздушного Флота, Академия Воздушного Флота имени Н.Е.Жуковского, Военно-воздушная академия РККА, Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии, Военно-воздушная инженерная академия, Военный авиационный технический университет, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил.

Преподаватели летных факультетов были не только хорошими специалистами, способными умело излагать свой предмет. Каждый из них в любое время мог командовать авиационной частью, соединением или руководить деятельностью штаба. В 1930-е годы большое внимание в академии уделялось совершенствованию учебно-летной базы. Учебная эскадрилья в составе 30 однотипных самолетов Р-1 в 1931 году была развернута в учебную авиационную группу, укомплектованную новейшей по тому времени боевой техникой — самолетами Р-5, ТБ-1, И-3, И-5. В первые недели Великой Отечественной войны академия превратилась в огромный учебный комбинат по подготовке и переподготовке авиационных кадров самых различных специальностей. В подмосковный лагерь академии прибывали летчики и техники для переучивания на новые самолеты.

В послевоенные годы советская авиация становилась реактивной, оснащалась новыми самолетами, ракетным и другим авиационным вооружением, совершенным электро- и радиооборудованием. По всей стране создавались новые училища, основной костяк их руководящего и преподавательского состава был укомплектован сотрудниками академии. За годы существования вуза 865 выпускников были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди выпускников академии — первый космонавт Юрий Гагарин, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов.

В настоящее время дислоцируется в Воронеже, в июне 2013 года состоялся первый на новом месте выпуск молодых офицеров.


Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке — православный храм, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви. Храм по проекту Фёдора Рихтера начали строить в 1844 году на деньги Нарышкиной и закончили строительство в 1847 году, верхний престол освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижние — один во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, другой во имя преподобных Ксенофонта и Марии.

В 1930-е годы храм закрыли и передали Академии Жуковского. С 1970 по 1990 год в здании храма размещался склад академии, для размещения подъёмного оборудования были разобраны часть колокольни и купола, от переделок сильно пострадало крыльцо, а ограду заменили на забор с колючей проволокой. В 1991 году храм был возвращён Русской Православной Церкви, при храме разместили академию Патриархии.


Храм Благовещения. 1994-1995 г.: http://pastvu.com/p/87226


Церковь священномученика Владимира Медведюка и Новомучеников и Исповедников Российских в Петровском парке. Протоиерей Владимир Медведюк в первые годы советской власти был настоятелем одного из храмов, пытался наладить приходскую жизнь, дважды был арестован органами ОГПУ, в 1937 году священник был расстрелян на полигоне Бутово.

Кстати, в 1918 году местом расстрелов стал и Петровский парк. 5 сентября здесь была совершена публичная показательная казнь 80 заложников из представителей высшего чиновничества бывшей Российской империи (министр внутренних дел Н.Маклаков, А.Хвостов, бывший министр юстиции И.Щегловитов, протоиерей Иоанн Восторгов и другие).


Осень в Петровском парке


Стадион «Динамо». 1956 год: http://pastvu.com/p/1452

В 1928 году к I Всесоюзной спартакиаде народов СССР в юго-восточной части парка, за Театральной аллеей на месте сада и театра «Фантазия» возвели первую очередь стадиона «Динамо». Проект стадиона разработали Аркадий Лангман, Лазарь Чериковер и Дмитрий Иофан: в своем первоначальном виде стадион был похож на гигантскую подкову, открытую с восточной стороны. Прототипом ему послужил античный стадион в Афинах, заново построенный в 1896 году к первой современной Олимпиаде. На «Динамо» мы вернёмся 22 октября 2017 года, в день рождения Льва Яшина, когда стадион и парк откроются после реконструкции.

Стадион «Динамо» будет состоять из двух частей, «Футбольной» на 27 тысяч зрителей и «концертно-спортивной арены» на 12 тысяч зрителей. Академия Спорта «Динамо» займёт площадь около 62 тыс. кв.м. Церемония открытия запланирована на 22 октября 2017 года — день рождения легендарного советского футболиста-динамовца Льва Яшина. Финансирование строительства обеспечивается за счет средств Банка ВТБ и инвестиций ряда зарубежных банков.

Планируются сносы некоторых построек, на месте которых будут возведены два новых спортивных комплекса, офисы, гостиница и жилой комплекс с апартаментами класса «А». После реконструкции стадион будет носить название «ВТБ Арена Центральный Стадион Динамо». Для доработки проекта был приглашен один из лучших мировых спортивных архитекторов — Дэвид Маника. Он имеет многолетний опыт в разработке проектирования крупнейших спортивных сооружений по всему миру.

Согласно проекту, внутри исторических стен стадиона «Динамо» будут построены два уровня помещений различного предназначения, где, в частности, разместятся магазины, предприятия питания и другие объекты. А над ними воздвигнут новую футбольную арену и крытый многофункциональный спорткомплекс. Это решение позволит не только сохранить исторический фасад легендарного стадиона вместе со знаменитыми колоннами, но и функционально и эстетически интегрировать его в новый проект. В результате, после реставрации и приспособления к современному использованию исторического стадиона и других спортивных сооружений на прилегающей территории возникнет мультифункциональный комплекс, отвечающий самым высоким требованиям и созданным с применением передовых мировых технологий.

Иллюстрации: http://commons.wikimedia.org/

Прощание со старым стадионом


Окошко билетной кассы


Здесь было установлено электронное табло


Памятник вратарю Льву Яшину временно передвинут со стадиона в парк


Малая спортивная арена. 1980-1985 гг.: http://pastvu.com/p/36584


Малая спортивная арена. 1988 год: http://pastvu.com/p/21968


Малая спортивная арена будет снесена


Бассейн. 1978-1979 гг.: http://pastvu.com/p/8076 Бассейн уже снесён


Футбольный манеж открылся в 1977 году, по соседству находится старый гимнастический зал, который помнит многих легендарных советских гимнастов. В новом пространстве стадиона этих объектов, вероятно, тоже не будет.


Парк «Динамо». 1940 год: http://pastvu.com/p/19771

Этот довоенный парк был реконструирован, исчезли изображённые на фото скульптуры, а сейчас уничтожаются все артефакты советской эпохи.


Каскад  фонтанов с олимпийскими сюжетами


По утверждению властей, все перемены в Петровском парке делаются для динамовских болельщиков, для комфортного просмотра футбольных матчей.


Часть парка, примыкающая к Ленинградскому проспекту, уже была благоустроена в стиле ретро. Но этот уголок недолго оставался уютным то ли из-за недолговечности материалов, то ли по причине вандализма горожан.

На фото внизу — современная застройка вокруг Петровского парка

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — путешествие по Москве-реке от небоскрёбов до промзоны…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Петровский парк, город на память, прогулки по Москве.

Комментарии


Другие публикации

15.12.2018 в 02:36

«Город на память». 301. Московский дворец молодёжи


Если бы не случился развал Советского Союза, то на сцене МДМ выступали бы докладчики на комсомольских форумах или артисты с идеологически правильным репертуаром.

14.12.2018 в 07:45

«Город на память». 300. Электродепо «Северное», «Сокол», «Измайлово»


В штате Московского метрополитена более 45 000 сотрудников и многие из них - инженеры, механики, слесари - трудятся в депо, обеспечивая комфорт и безопасность пассажиров.

13.12.2018 в 21:41

«Город на память». 299. Сад «Эрмитаж»


Яков Щукин старался удивить москвичей необычными зрелищами и у него это получалось. 26 мая 1896 года в саду состоялся первый в городе киносеанс фильма «Прибытие поезда».

13.12.2018 в 21:08

«Город на память». 298. Театр «Московская оперетта»


За годы своего существования «Московская оперетта» выпустила более 250 премьер, которые неизменно вызывали и вызывают огромный интерес у зрителей и критиков.

13.12.2018 в 16:38

«Город на память». 297. МОЖД-МЦК. ЗИЛ — Лужники


Для безопасности горожан подходы к путям МЦК огорожены прозрачными сетчатыми заборами, а на некоторых участках установлены пятиметровые шумозащитные экраны.

13.12.2018 в 16:02

«Город на память». 296. МОЖД-МЦК. Угрешская — Кожухово


Московская Окружная железная дорога обслуживала не только промышленные предприятия, но и работала на нужды армии.

13.12.2018 в 15:28

«Город на память». 295. МОЖД-МЦК. Новохохловская — Угрешская


Рельсы Московского центрального кольца ведут в самое сердце индустриальной Москвы - к автомобильному заводу АЗЛК и подшипниковому заводу ГПЗ-1.

13.12.2018 в 12:52

«Город на память». 294. МОЖД-МЦК. Лефортово — Нижегородская


Окружная дорога строилась в первую очередь для грузоперевозок и «Лефортово» - одна из станций, на которую доставлялось сырьё для московской промышленности.

13.12.2018 в 12:19

«Город на память». 293. МОЖД-МЦК. Измайлово — Соколиная гора


Восьмой эпизод поездки по МЦК. Электропоезд «Ласточка» минует несколько жилых кварталов, проезжает Хлебозавод № 8 имени Горького, и делает остановку на станции Измайлово.

13.12.2018 в 11:39

«Город на память». 292. МОЖД-МЦК. Бульвар Рокоссовского — Черкизово


Наверняка услугами Московского центрального кольца в дни футбольных матчей воспользуются болельщики «Локомотива» - стадион находится буквально в двух шагах от станции.

13.12.2018 в 11:10

«Город на память». 291. МОЖД-МЦК. Ботанический сад — Белокаменная


Шестой эпизод путешествия по МЦК. Электропоезд «Ласточка» по мосту пересекает Сельскохозяйственную улицу, отсюда рукой подать до Выставки достижений народного хозяйства.

13.12.2018 в 00:50

«Город на память». 290. МОЖД-МЦК. Окружная — Владыкино


До самого последнего момента РЖД и Мосметро не могли определиться с выбором названий станций МЦК.

13.12.2018 в 00:10

«Город на память». 289. МОЖД-МЦК. Балтийская — Лихоборы


Если желание посмотреть непарадную Москву ещё не пропало, тогда садитесь в «Ласточку» и любопытство будет удовлетворено.

12.12.2018 в 23:38

«Город на память». 288. МОЖД-МЦК. Хорошёво — Стрешнево


Промчавшись мимо старинной станции «Пресня», электропоезд ныряет под путепровод Звенигородского шоссе и замедляет ход возле станции МЦК «Хорошёво».

12.12.2018 в 20:58

«Город на память». 287. МОЖД-МЦК. Кутузовская-Пресня


Из сотен кирпичных зданий Московской Окружной железной дороги до наших дней сохранилось лишь 86 вокзалов, казарм, стрелочных постов, жилых домов и других объектов.

12.12.2018 в 19:26

«Город на память». 286. МОЖД-МЦК. Лужники (Воробьёвы горы)


10 сентября состоялось главное событие 2016 года в сфере столичного транспорта - открылось движение электропоездов «Ласточка» по Московскому центральному кольцу.