21 августа 2013 года
Фотопроект «Город на память». 078. Соцреализм в метро: «Проспект Мира»-«Добрынинская»
Столичное метро – не только средство передвижения, но и заповедник социалистического реализма. Осмотрев интерьеры станций «Сокольники», «Красносельская» и «Комсомольская», вновь отправляемся в путешествие по городскому чреву. В этом сюжете прогулка по перронам и вестибюлям станций «Проспект Мира» (кольцевая), «Новослободская» и «Добрынинская».
«Проспект Мира» кольцевая
«Проспект Мира» — пилонная станция глубокого заложения (глубина 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта: В.Гельфрейх и М.Минкус. Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская» и до июня 1966 года носила название «Ботанический сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ).
Смотрите старые фотографии: «Ботанический сад». 1957 год: https://pastvu.com/p/59124
Наземный вестибюль, сооружённый по проекту А.Аркина, встроен в жилое здание, его фасад украшают лепнина и большие часы
Зал вестибюля декорирован панно из смальты «Матери мира», выполненным художником А.Кузнецовым
Основная тема художественного оформления — сельское хозяйство и наука в СССР, центральный зал украшают барельефы работы Г.Мотовилова и фриз с растительным орнаментом.
Станция «Новослободская» открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская»
Конструкция станции — пилонная глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — А.Душкин и А.Стрелков. Стрелков тогда был начинающим архитектором и работал под контролем маститого Душкина, при этом Стрелков даже превзошёл лауреата сталинских премий: градостроительный совет утвердил именно его проект вестибюля.
Смотрите старые фотографии: «Новослободская». 1980-1987 гг.: http://pastvu.com/p/25747
В торце центрального зала расположено большое, во всю стену, смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П.Корина, изображающее счастливую мать с ребёнком на руках. При Хрущёве с панно был удалён медальон с портретом Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику и вместо изображения Сталина появились парящие голуби.
Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники — Э.Вейланд, Дж.Я.Бодниек, Э.Крастс и Х.Рыскин) по эскизам П.Корина.
Памятник бездомной собаке, убитой в переходе живодёрами, установлен в кассовом зале станции «Менделеевская»
По серой радиальной ветке пересекаем центр города и снова возвращаемся на кольцо. Станция «Добрынинская» открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк Культуры» — «Курская», до июня 1961 года называлась «Серпуховская». Нынешнее название — в память участника Октябрьской революции, одного из организаторов Красной гвардии Замоскворечья Петра Добрынина, бюст которого (работы скульптора Г.Распопова) установлен в 1967 году перед входом в наземный вестибюль. Этот 21-летний юноша был одним из организаторов рабочих дружин Замоскворечья, начальником отряда Остоженского участка и погиб в октябре 1917 года.
«Добрынинская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 35,5 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — М.Зеленин, Л.Павлов и М.Ильин.
Смотрите старые фотографии: «Серпуховская». 1951 год: https://pastvu.com/p/15419
Смотрите старые фотографии: Строительство станции «Серпуховская». 1948-1949 гг.: https://pastvu.com/p/77189
Наземный вестибюль украшен портретом В.И.Ленина, выполненным из смальты, и шестнадцатью гербами союзных республик. На боковых панно работы скульпторов Г.Рублёва и Б.Иорданского изображены трудящиеся на Красной площади и парад спортсменов. Вестибюль освещает огромная люстра с рубиновой звездой.
Вам не кажется, что с портретом Гагарина что-то не так, смальта других оттенков? Его добавили позднее, изначально в центре композиции был портрет Сталина.
В торце центрального зала находится смальтовое панно «Утро космической эры» (1967 год, художник С.Павловский)
Тема декоративного оформления станции — труд советского народа. Пилоны декорированы барельефами работы Е.Янсон-Манизер, изображающими представителей разных народов СССР.
Подробности об этих и других станциях московского метро можно узнать из книг:
Наумов М.С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010
Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010
Фотографии: Евгений Чесноков
Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Автозаводская»…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, Московский метрополитен, прогулки по Москве.
В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.
В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.
Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.
Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма
Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.
Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.
В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.
После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.
В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.
В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.
«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».
Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.
Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.
Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.
В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.