26 августа 2013 года
Фотопроект «Город на память». 079. Соцреализм в метро: «Автозаводская»-«Новокузнецкая»
За художественными артефактами сталинской эпохи отправляемся по зелёной ветке на станцию «Автозаводская», которая вступила в строй 1 января 1943 года. Первоначальное название «Завод имени Сталина» было изменено в 1956 году после развенчания культа личности вождя. В тяжёлые военные годы открылось несколько станций московского метро, среди них «Павелецкая» и «Новокузнецкая».
Смотрите старые фотографии: Станция «Автозаводская» («Завод имени Сталина»), Южный вестибюль. 1952-1953 гг.: https://pastvu.com/p/38948
Путевые стены украшены восемью мозаичными панно из смальты под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» (выполнены в блокадном Ленинграде В.Фроловым по эскизам художников В.Бордиченко, Б.Покровского и Ф.Лехта и доставлены по «Дороге жизни» в Москву).
Мозаики восточной стены посвящены работникам завода ЗИС (ЗИЛ). На первой показан монтаж гусениц на танк КВ-1. Вторая мозаика изображает литейный цех, третья — механосборочный, четвёртая — кузнечный.
На западной стене показан мирный труд и боевые подвиги народов СССР, которые стали возможны благодаря продукции завода ЗИС. Первое панно изображает погрузку бомб в дальний бомбардировщик Ил-4. На второй мозаике показана уборочная страда, трактора тянут за собой жатки. На третьей мозаике изображены рыбаки, вытаскивающие из сетей пойманную рыбу и отгружающие бочки. На четвёртой мозаике – моряки Военно-Морского флота во время сражения или манёвров.
Станция декорирована четырьмя барельефами скульптора И.Ефимова, которые выполнены из серо-жёлтого московского известняка: «Народы севера» и «Народы Кавказа», «Лётчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». В пространствах между барельефами ранее размещались цитаты Д.Джабаева («Это всё дела, что сталинская мудрость родила», западная стена) и И.Сталина («Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства», восточная стена). Впоследствии надписи были заштукатурены.
Станция «Павелецкая» (радиальная) открыта 20 ноября 1943 года, первоначальный проект пришлось изменить, так как уже готовые металлоконструкции оказались на территории, захваченной немцами. Мозаику для «Павелецкой» решили использовать для оформления станции «Новокузнецкая». В 1950-е годы станция претерпела реконструкцию и сейчас выглядит довольно странно: узкие проходы с рядами массивных колонн внезапно выводят в просторный светлый зал.
Смотрите старые фотографии: Вестибюль станции «Павелецкая». 1979 год: https://pastvu.com/p/65914
Над эскалаторным тоннелем установлено гигантских размеров панно, центральный зал станции украшен бронзовыми украшениями (скульптор И.Ефимов) и лепным орнаментом.
«Павелецкая» кольцевая выглядит скромнее, здесь в торце зала только одна плохо освещённая мозаика
Станция «Новокузнецкая» открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» (ныне — «Театральная») — «Павелецкая».
Смотрите старые фотографии: Вестибюль станции «Новокузнецкая». 1971 год: https://pastvu.com/p/48702
На Пятницкой улице расположен наземный вестибюль в форме ротонды, облицованный изнутри мрамором «уфалей» (авторы И.Таранов, Н.Быкова). Интерьер вестибюля украшают барельефы работы Г.Мотовилова, а также мозаика В.Фролова «Парад физкультурников».
По периметру здания на стенах шесть медальонов, пять изображают людей разных профессий, а один – пустой. На окнах металлические декоративные элементы.
На эскалаторном наклоне — скульптурная вставка работы Н.Томского в виде щита, обрамлённого знамёнами, оружием и лавровыми венками и имеющего в центре надпись: «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны».
В переходе в южный зал станции «Третьяковская» находится панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор Б.Покровский). Можно поискать различия между современной и исторической версиями этого произведения.
Поговаривают, что лавочки из белого сибирского мрамора на перроне «Новокузнецкой» прежде находились в храме Христа Спасителя, но историки эти слухи опровергают.
На потолке, напротив каждого прохода к платформам, размещены шесть мозаичных панно, выполненных В.Фроловым по эскизам А.Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии). Панно посвящены труду советских людей, на них изображены садоводы, сталевары, машиностроители, строители-высотники, авиаторы, лыжники. Панно с мирными сюжетами были задуманы ещё до войны и предназначались первоначально для станции «Павелецкая».
Ещё одна тема художественного оформления станции — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Свод украшен барельефами, изображающими эпизоды боевых операций (скульпторы А.Зеленский, Н.Томский, С.Рабинович, Н.Штамм).
Но и это ещё не всё. На перроне пассажиров встречают русские полководцы, герои разных времён. Жаль, что подсвечены барельефы крайне неудачно.
Фотографии: Евгений Чесноков
Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Площадь Свердлова»…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, СССР, город на память, Московский метрополитен.
В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.
В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.
Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.
Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма
Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.
Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.
В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.
После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.
В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.
В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.
«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».
Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.
Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.
Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.
В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.