30 августа 2013 года
Фотопроект «Город на память». 081. Соцреализм в метро: «Маяковская» – «Динамо»
Вечно спешащим москвичам в метро некогда оглядываться по сторонам, горожане раздражённо проталкиваются сквозь стайки иноземных туристов, которые слушают гида и щёлкают фотиками. Кстати, фотосъёмка в метро разрешена, но без вспышки и использования штатива, чтобы не создавать неудобства другим пассажирам. На новых схемах метро образца 2013 года размещён небольшой зелёный значок, разрешающий фотографировать. Но на фотопрогулку лучше отправляться поздним вечером, когда станции пустеют. На «Маяковской» приходится постоянно задирать голову вверх, чтобы рассмотреть 34 небольших мозаичных панно, размещённых художниками на потолке станции. По соседству ещё две богато декорированные станции – «Белорусская» (кольцевая) и «Динамо».
Станция «Маяковская» открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена, её проект получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939). Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать «Триумфальная площадь» по её расположению под одноимённой площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на «Площадь Маяковского».
Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на «Маяковской» состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, на «Маяковскую» он приехал на поезде со стороны станции «Белорусская».
Смотрите старые фотографии: Станция «Маяковская». 1942 год: https://pastvu.com/p/21616
Украшением станции являются размещённые в нишах на потолке мозаичные панно из смальты (автор эскизов — А.Дейнека, тема — «Сутки советского неба»). Мозаики были набраны в мастерской В.Фролова в Ленинграде. Изначально станцию украшало 35 панно, позднее одно было утрачено при строительстве гермозатвора.
Знамя СССР
Линия электропередачи
Монтажник-высотник
Авиамоделисты
Парашютист ночью
Прыжок лыжника
Прыгун с шестом
Спасская башня днём
Парашютист
Прыжки в воду
Мать
Чайки
Волейбол
Статуя девушки с веслом
Сосна
Комбайн
Сигнальщик
Два самолёта и цветущая яблоня
Полный перечень мозаик (начиная от выхода к Триумфальной площади):
«Два самолёта»
«Знамя СССР» (утрачено)
«Два самолёта и цветущая яблоня»
«Прыжок в воду парня и девушки»
«Плодовое дерево»
«Сигнальщик»
«Бомбардировщики днём»
«Парашютист»
«Спасская башня днём»
«Комбайн»
«Прыгун с шестом»
«Планёры»
«Парашютисты»
«Прыжок лыжника»
«Сосна»
«Статуя девушки с веслом»
«Самолёт»
«Бомбардировщики ночью»
«Дирижабль над Спасской башней ночью»
«Парашютист ночью»
«Биплан ночью»
«Бомбардировщики ночью»
«Домна»
«Стратостат»
«Авиамоделисты»
«Игра в волейбол»
«Парашютисты утром»
«Самолёт и портик»
«Монтажник-высотник»
«Чайки»
«Мать»
«Два самолёта»
«Опоры ЛЭП»
«Подсолнухи»
«Апельсины»
«Знамя СССР»
Станция «Белорусская» (кольцевая) открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская».
Смотрите старые фотографии: Метро «Белорусская» кольцевая. Мозаичные узоры на полу платформы. 1952-1953 гг.: https://pastvu.com/p/38149
До 1997 года у торцевой стены центрального зала размещалась скульптурная группа «Советская Белоруссия» (автор — М.Манизер); при строительстве выхода на Лесную улицу она была демонтирована. Говорят, что белорусы собирались забрать историческую скульптуру, но её порезали на слишком мелкие фрагменты.
На потолке в центральном зале можно увидеть мозаичные панно, отображающих жизнь белорусского народа (выполнены в технике флорентийской мозаики по эскизам художника Г.Опрышко мастерами С.Волковым и И.Морозовым).
Изначально на этом панно были изображены женщины, вышивающие портрет Сталина, но при Хрущёве ставший крамольным портрет убрали и заменили на орден Трудового Красного Знамени.
В переходе с кольцевой на радиальную расположена монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны» (скульптор М.Манизер)
В оформлении арок перехода использована флорентийская мозаика на темы белорусского национального орнамента
Бюст Ленина на станции «Белорусская» (радиальная)
Станция «Динамо» открыта 11 сентября 1938 года. В первоначальном проекте она называлась «Стадион Динамо». Вестибюли возведены на возвышении и окружены широкими лестницами с системой террас и гранитными ступенями, украшены барельефами. Наземные павильоны станции «Динамо» стали самыми крупными подобными сооружениями среди всех довоенных станций Московского метрополитена.
В станционном зале в верхних частях пилонов размещены фарфоровые медальоны, общее количество 60 (из них 23 различных медальона; ранее их насчитывалось 24, но при установке гермозатворов были утрачены несколько барельефов, в том числе медальоны «спортсменка со скакалкой»). Медальоны были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по образцам скульптора Елены Янсон-Манизер.
На медальонах изображены аллегории 21 вида соревнований, по которым проводилась Спартакиады народов СССР: метание диска, теннис, штанга, скалолазание, конькобежный спорт, бокс, хоккей с шайбой, лыжный спорт, ручной мяч, художественная гимнастика, спортивная гимнастика (бревно), спортивная гимнастика (конь), спортивная гимнастика (брусья), футбол, горные лыжи, толкание ядра, метание копья, мужское фигурное катание, женское фигурное катание, бег с препятствиями, гиревой спорт.
Для некоторых барельефов прототипами служили реальные спортсмены. Например, конькобежка — это Мария Исакова, а футболист — Григорий Федотов. На первом от южного выхода медальоне с изображением горнолыжника есть надпись: «Янсон-Манизер, 1933».
Тяжёлая атлетика
Бокс
Теннис
Фигурное катание
Фигурное катание
Метание диска
Толкание ядра
Футбол
Альпинизм
Спортивная гимнастика (брусья)
Спортивная гимнастика (конь)
Бег с препятствиями
Гиревой спорт
Конькобежный спорт
Лыжный спорт
Об этих и других станциях московского метро можно прочитать в книгах:
Кравец С.М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939
Прокофьев И., Чехарин В. Трассами Московского метрополитена. — М.: Издательство «Реклама», 1973
Наумов М.С., Кусый И.А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006
Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008
Наумов М.С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010
Зиновьев А.Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011
Фотографии: Евгений Чесноков
Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Краснопресненская»…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, СССР, город на память, Московский метрополитен.
В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.
В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.
Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.
Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма
Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.
Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.
В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.
После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.
В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.
В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.
«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».
Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.
Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.
Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.
В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.