3 сентября 2013 года
Фотопроект «Город на память». 082. Соцреализм в метро: «Краснопресненская» – «Курская»
«Архитектура и художественное оформление вестибюлей и станций метрополитена отображают величие свободолюбивого советского народа, его героику, боевые и трудовые подвиги, его счастливую жизнь. Творцы лучших станций удостоены Сталинских премий»,- писали в 1952 году авторы диафильма «Московский метрополитен – лучший в мире». Собственно Сталин неоднократно встречался в интерьерах столичной подземки, но до наших дней изваяния лучшего друга детей и физкультурников не дожили. Революционная тема раскрыта в оформлении станции «Краснопресненская», а на «Таганской» (кольцевой) показаны советские воины – победители в Великой Отечественной войне.
Станция «Краснопресненская» открыта в 1954 году в составе участка «Белорусская» — «Парк культуры». У входа в вестибюль — скульптура «Дружинник» работы Алексея Зеленского.
Смотрите старые фотографии: «Краснопресненская». 1956 год: https://pastvu.com/p/678702
Смотрите старые фотографии: «Краснопресненская». Скульптурная группа «Ленин и Сталин». 1954 год: https://pastvu.com/p/66294
После ХХ съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина, началась эпопея массовых переименований и демонтажей памятников по всей стране, был демонтирован и памятник вождю на «Краснопресненской».
Ситуацию со сносами изобразил в одной из своих песен поэт и драматург Александр Галич:
Про Китай и про Лаос
Говорились прения,
Но особо встал вопрос
Про Отца и Гения.
Кум докушал огурец
И закончил с мукою:
Оказался наш Отец
Не отцом, а сукою.
Полный, братцы, ататуй,
Панихида с танцами.
И приказано статуй
За ночь снять на станции.
Тема художественного оформления «Краснопресненской» — революционное движение 1905 и 1917 годов в Российской империи. В центральном зале можно увидеть 14 барельефов с жанровыми сценами (авторы — Н.Щербаков, Ю.Поммер, В.Фёдоров, Ю.Ушков, Г.Колесников).
На «Баррикадной» (открыта в 1972 году) оформление гораздо скромнее, пришло время плакатных символов
Переезжаем на станцию «Таганская» кольцевая, которая была открыта в 1950 году в составе участка «Парк Культуры» — «Курская».
В южном торце, где ныне находится переход на Таганско-Краснопресненскую линию, ранее располагалась скульптурная композиция, изображавшая И.В.Сталина в окружении трудящихся и детей на Красной площади. Композиция была заменена на панно с портретом В.И.Ленина и гербами республик СССР, однако и это панно до наших дней не сохранилось.
Смотрите старые фотографии: 1950 год: http://pastvu.com/p/22184
Смотрите старые фотографии: Композиция со Сталиным. 1950 год: http://pastvu.com/p/97937
Художественное оформление станции посвящено Советской Армии. Пилоны станционного зала украшены майоликовыми барельефами (авторы — А.Бержитская, Е.Блинова, П.Кожин, З.Соколова, А.Сотников), изображающими советских бойцов.
Станция «Таганская» радиальная открыта 31 декабря 1966 года в составе участка «Таганская» — «Ждановская». В брежневскую эпоху «экономика должна быть экономной», новые станции строились по типовым проектам. Путевые стены «Таганской» украшены металлическими панно на тему истории воздухоплавания и освоения космоса работы художника Э.Ладыгина. Можно только догадываться, как бы развернулись на космической тематике художники-пропагандисты сталинских времён. Но к 1966 году эпоха «архитектурных излишеств» осталась в прошлом.
Переход на станцию «Марксистская» (станция открыта в 1979 году)
Наземный павильон станции «Курская», открывшейся 1 января 1950 года, задуман как храм Победы. И здесь стоял большой памятник Сталину.
Смотрите старые фотографии: «Курская». 1950-1952 гг.: https://pastvu.com/p/93562
Смотрите старые фотографии: Открытие станции «Курская». 1950 год: https://pastvu.com/p/62329
Смотрите старые фотографии: Статуя Сталина в верхнем вестибюле. 1951 год: https://pastvu.com/p/109105
Любопытная история приключилась с текстом гимна СССР в вестибюле «Курской»:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу
На труд и на подвиги нас вдохновил.
Эти строки были размещёны на балках под потолком богато оформленного вестибюля. Как и на других станциях метро, все упоминания об усатом вожде народов были изъяты, но на «Курской» в ходе реставрации 2008-2009 годов генералиссимус был амнистирован. Впрочем памятник Сталину работы скульптора Томского на своё родное место не вернулся.
Фотографии: Евгений Чесноков
Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина»…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, СССР, город на память, Московский метрополитен.
В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.
В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.
Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.
Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма
Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.
Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.
В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.
После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.
В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.
В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.
«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».
Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.
Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.
Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.
В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.