22.11.2018 15:07

«Город на память». 163. Станция метро «Бауманская»

8 февраля 2015 года
Фотопроект «Город на память». 163. Станция метро «Бауманская»

8 февраля 2015 началась реконструкция станции метро «Бауманская», вход и выход для пассажиров закрыты, поезда следуют мимо станции без остановки. В течение ближайших одиннадцати месяцев метростроевцы произведут замену самых старых эскалаторов столичной подземки, которые работали с 18 января 1944 года, со дня открытия станции. Предположительно, уже к Новому году горожане увидят отремонтированный вестибюль, отреставрированный зал и четыре эскалатора вместо нынешних трёх.

К 2012 году городские власти провели конкурс по разработке проекта второго выхода станции «Бауманская», намереваясь в кратчайшие сроки пройти наклонный эскалаторный ход и уже в 2013 году открыть восточный вестибюль. Но что-то пошло не так и проект был заморожен. В случае постройки второго вестибюля полностью закрывать станцию не потребовалось бы.

«Бауманская» является одной из самых загруженных станций московского метро с пассажиропотоком 78 000 человек на вход и столько же на выход. Чтобы облегчить участь этих пассажиров, на время ремонта эскалаторов Мосгортранс запускает бесплатный автобусный маршрут от «Курской» до «Бауманской», 22 автобуса будут курсировать по выделенным полосам с минимальным интервалом. Кроме того, увеличится количество трамваев и троллейбусов на маршрутах в окрестностях «Бауманской». Автовладельцы уже напряглись, на 11 месяцев им придётся привыкнуть к новой схеме движения – полтора десятка поворотов в районе Старой Басманной, Бауманской и Спартаковской улиц будут закрыты, изменен режим работы светофоров, а безнаказанно проехать по выделенке не позволят системы фото-видеофиксации.

Станция «Бауманская» открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловская». Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион». В итоге трассу спрямили и вместо четырёх станций после «Курской» осталась всего одна – «Спартаковская», – переименованная в «Бауманскую».

На фасаде здания вестибюля – рельефные изображения советских солдат на фоне панорамы Красной площади. Старый партизан призывает жестом «За нами Москва, ни шагу назад!»

Над эскалаторным ходом располагается майоликовое мозаичное панно «Слава Советской Армии» (автор И.Рабинович) и высечена цитата из Иосифа Сталина. По городской легенде, в этом панно художник замаскировал три православных крестика. После развенчания культа личности вождя цитату сохранили, но фамилию спрятали.

Смотрите старые фотографии: 1950 год: https://pastvu.com/p/38007 Турникетов ещё нет, контролёры отрывают корешки билетов

Смотрите старые фотографии: Монтаж панно. 1948 год: https://pastvu.com/p/72429

Мозаика на полу


У выхода на гранитном постаменте установлен бюст Баумана (скульптор А.Шлыков)

На станции работали самые старые эскалаторы Московского метро — три эскалатора типа Н-40-III 1944 года. Разумеется, их не раз ремонтировали и заменяли детали механизмов. От оригинального декора сохранились дубовые панели.

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Пилоны облицованы белым мрамором «газган». Пол выложен серым, чёрным и красным гранитом.

Оформление станции должно было быть посвящено восстанию Спартака, но в окончательном варианте в нишах угнездились не гладиаторы, а советские люди – «Метростроевка», «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировочном халате», «Лётчик» «Командир», «Партизанка«, «Рабочий», «Конструктор» (скульпторы В.Андреев, О.Андреева, и С.Кольцов). Скульптуры иллюстрируют сталинскую цитату: «Фронт и тыл представляют у нас единый и неразделимый боевой лагерь».

Смотрите старые фотографии: Станционный зал. 1944 год: https://pastvu.com/p/37650

Торцевую стену в конце 1945 года украсило мраморное панно с изображением знамён и профилей Сталина и Ленина. В 1963 году фрагмент знамени с профилями убрали и вставили мозаику с профилем Ленина, но его взгляд направлен уже в другую сторону.

Смотрите старые фотографии: Сталин ещё на месте. 1947 год: https://pastvu.com/p/23929


На мраморной стене станции «Бауманская» вырезана загадочная надпись. Она находится около места остановки первого вагона на платформе в сторону «Щёлковской», под последней вентиляционной решёткой. Надпись содержит две даты, разделённые чёрточкой, записанные так, как принято писать на надгробиях.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – от завода «Кристалл» – к «Городу Кристалл»…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, Московский метрополитен, Бауманская.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.