11.12.2018 16:06

«Город на память». 270. Краснопрудная улица

9 августа 2016 года
Фотопроект «Город на память». 270. Краснопрудная улица

Трудно поверить, но сотню с небольшим лет назад по соседству с нынешней Комсомольской площадью можно было кататься на лодках и ловить рыбу в одном из самых больших московских прудов. Пруд называли Красным, то есть красивым. Строительство вокзалов и сопутствующей им промзоны роковым образом сказалось на судьбе водоёма, его засыпали, построив склады угля и леса. Среди достопримечательностей современной Краснопрудной улицы — солидные сталинки и старейшее электродепо Московского метрополитена — «Северное».

Окна дома № 1 по Краснопрудной улице выходят на площадь Ярославского вокзала. Прежде это пространство занимали ларьки, теперь парковка.

А история самого Ярославского вокзала уходит вглубь веков. На этом месте с конца XVII века находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов, которые в 1812 году взорвались, перепугав половину Москвы. Первый небольшой вокзал Московско-Троицкой железной дороги был построен в 1862 году, а последовавшие реконструкции в исполнении сначала Льва Кекушева, а затем Фёдора Шехтеля превратили вокзал в одно из красивейших московских зданий.

Смотрите старые фотографии: Ярославский вокзал. 1913 год: https://pastvu.com/p/307552

Смотрите старые фотографии: Ярославский вокзал. Памятник Ленину. 1959 год: https://pastvu.com/p/92104  В 1967 году этот памятник заменили на другой вариант.

Смотрите старые фотографии: Краснопрудная улица, № 1. 1967-1968 гг.: https://pastvu.com/p/101435 Фотография студентов-стройотрядовцев из семейного альбома тоже может представлять краеведческий интерес. Старая застройка Краснопрудной улицы была снесена под строительство универмага «Московский», открывшегося в 1983 году.

Большой магазин оказался полезен прежде всего транзитным пассажирам, которые могли по-быстрому отовариться возле вокзала и не тратить время на поездку в центр. Ассортимент товаров в «Московском» был вполне приличный, так что универмаг пользовался популярностью и у москвичей. Когда «выбрасывали» дефицит, например, кроссовки, очередь измерялась часами ожидания с призрачной надеждой на покупку. Сейчас это рядовой торговый центр без очередей, каких понастроено множество.

Смотрите старые фотографии: Краснопрудная улица, № 1. 1965-1968 гг.: https://pastvu.com/p/74207

Жильцам домов на Краснопрудной не повезло в 1990-е годы, когда «три вокзала» превратились в сборище бездомных, воров, проституток, приезжих рабочих-шабашников и прочей криминальной и околокриминальной публики. Подъезды и дворы стали местом выпивки-закуски и одновременно туалетом для маргиналов. А скорая помощь наведывалась, чтобы забрать тело очередного пассажира, познакомившегося с клофелинщицей. Со временем дворы перегородили решётками и поставили посты охраны. Уже при Собянине власти всерьёз занялись вокзалами, резко сократив сомнительный контингент.


Это 2013 год. Прибытие Алексея Навального, кандидата на пост мэра Москвы

А откуда появилось название улицы — Краснопрудная?

Смотрите старые фотографии: Красный пруд. 1887-1893 гг.: https://pastvu.com/p/13131

У пруда располагалось большое село Красное, которое впервые упоминается в 1423 году в завещании великого князя Василия I, отдавшего во владение сыну Василию «селце у города у Москвы над Великим прудом». Тогда пруд назывался Великим — его площадь практически была равна размеру московского Кремля. Потом он стал называться так же, как и село, — Красным, то есть красивым. У пруда в Троицын и Духов дни происходили любимые народом так называемые «русальные гулянья». Вот как они описывались: «…сходятся там мужие, жены и девицы на ночное плещевание и бесчисленный говор, и на бесовские песни, и на плясание и на скакание и егда нощь мимо ходит, тогда к реце идут с воплем и кричанием, аки беси, и умываются водою бережно». Работы по уничтожению пруда растянулись почти на десятилетие и продолжались с 1901 по 1910 год. Возникшие на его месте привокзальные складские постройки в советское время уступили место парадным сталинкам.


Краснопрудная улица, № 3-5 — кирпичный жилой дом 1947 года постройки. К нему примыкает жилой дом № 7-9 — построен в несколько очередей в 1930-1950-х годах по проекту архитектора Волошина.


Краснопрудная улица, № 11

За жилыми многоэтажками спрятались постройки электродепо «Северное» ТЧ-1, введённого в эксплуатацию в апреле 1935 года.

Смотрите старые фотографии: Панорама электродепо. 1935-1940 гг.: https://pastvu.com/p/35568

Смотрите старые фотографии: Уборка вагона. 1936-1937 гг.: https://pastvu.com/p/35569

Ещё до официального открытия электродепо начало получать с завода вагоны типа А. Позднее соединительный путь на станцию Москва-Пассажирская, по которому перегоняли вагоны, был разобран. 15 октября 1934 года отсюда на обкатку на участок «Комсомольская»-«Сокольники» вышел первый состав из моторного вагона № 1 и прицепного № 1001. Депо «Северное» обслуживает Сокольническую линию, подвижной состав состоит из 245 номерных вагонов типа 81-717.5М, 81-714.5М, 81-717.5А и 81-714.5А. В инфраструктуру комплекса входят отстойно-ремонтный корпус, мотодепо, электромеханическая служба, спецавтобаза, котельная, завод по ремонту эскалаторов, управление пожарной охраны метрополитена и другие объекты.


Старый гейт — место соединения путей метро и железной дороги. Через эти ворота в депо поступали поезда с Мытищинского вагоностроительного завода. Со временем эту соединительную ветку разобрали и новые поезда приходят в метро через ТЧ-2 «Сокол».

Наземный вестибюль станции метро «Красносельская», открытой 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» — «Смоленская». Проектом был предусмотрен второй выход — на Гаврикову улицу, однако по причине небольшого пассажиропотока он так и не был открыт.

Под Краснопрудной улицей проходит линия метрополитена, строившаяся открытым способом.

Смотрите старые фотографии: 1933 год: https://pastvu.com/p/285788 Снимок строительства перегона «Красносельская» — «Комсомольская» сделан на пересечении с Верхней Красносельской улицей, на заднем плане — старая застройка, снесённая при возведении жилых домов для железнодорожников.


Краснопрудная улица, № 13 — разноуровневый жилой дом 1983 года постройки, предназначался для сотрудников МВД СССР. Прежде на его месте стояли обветшавшие рабочие дома.

Смотрите старые фотографии: Во дворах. 1973-1974 гг.: https://pastvu.com/p/335718


Краснопрудная улица, № 12с1

Краснопрудная улица, № 16с1. Краснопрудная электрическая подстанция городских железных дорог.

Смотрите старые фотографии: Краснопрудная электрическая подстанция городских железных дорог. 1913 год: https://pastvu.com/p/2560

К сооружению здания по проекту архитекторов М.Геппенера и А.Мейснера приступили в 1903 году, а спустя пару лет началось полномасштабное движение трамвая по Вокзальной линии от Тверской заставы до Боевской богадельни. Сейчас здесь размещается служба энергохозяйства ГУП «Мосгортранс» и тяговая подстанция трамвая.


Краснопрудная улица, № 18с1 — высотка Информационно-вычислительного центра Московской железной дороги


Краснопрудная улица, № 19 — жилой дом (1878 год, перестроен архитектором П.Чижиковым)

Краснопрудная улица, № 20

Смотрите старые фотографии: Краснопрудная улица, № 20. 1950-1952 гг.: https://pastvu.com/p/32982 — Управление Московской железной дороги

Краснопрудная улица, № 22-24 — «Дом ударников-железнодорожников» («Дом ударника НКПС») построен по программе кооперативного жилищного строительства в 1933-1937 годах по проекту архитектора З.Розенфельда


Краснопрудная улица, № 26 — ещё один жилой дом Наркомата путей сообщения, 1937 год, архитекторы Игорь Рожин, Александр Хряков


Краснопрудная улица, № 30-34 — жилой дом Министерства путей сообщения, построен в 1952-1956 годах по проекту архитекторов В.Сычева и М.Бубнова

За солидными фасадами прячутся неказистые дворы

Мозаичное панно на здании почтамта, такое же, как на Стромынке.


Краснопрудная улица, № 36с1

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете — Красное село…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Ярославский вокзал, город на память, Московский метрополитен, архитектура СССР, Краснопрудная улица, сталинки, электродепо Северное, Комсомольская площадь.

Другие публикации

26.11.2020 в 21:52

Вестибюль станции метро «Новослободская» закрыт на ремонт


В ходе реконструкции вместо трёх старых будут смонтированы четыре новых эскалатора, при этом пропускная способность вестибюля увеличится на 30%.

23.11.2020 в 11:28

Жизнь в красной зоне


Будни ковидного госпиталя на ВДНХ.

09.11.2020 в 22:51

«Город на память». 625. Красноказарменная улица


Очередной лефортовский сюжет посвящён не петровским или екатерининским временам, а преимущественно советской науке и студенчеству.

08.11.2020 в 13:34

«Город на память». 624. Рогожская слобода


Своим возникновением Рогожская слобода обязана императрице Екатерине II, выделившей старообрядцам землю в благодарность за вклад в борьбу с эпидемией чумы.

07.11.2020 в 12:29

«Город на память». 623. Сталинки на Первомайской улице


Окрестности села Измайлово вошли в состав столицы в 1935 году как часть нового района - Сталинского.

15.10.2020 в 23:12

«Город на память». 622. Северный речной вокзал 2020


Главным украшением канала Москва-Волга стал Северный речной вокзал, построенный по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.

08.09.2020 в 00:30

День закрытия 33-й Московской международной книжной ярмарки в «Манеже»


Корреспондент «РБ» делится фото и сопровождает их судорожной рефлексией от крайнего дня ММКЯ

12.08.2020 в 16:05

ВДНХ отметила День рождения


После нескольких месяцев онлайн-мероприятий на ВДНХ вернулись развлечения.

12.08.2020 в 15:55

Ускорить оформление ДТП поможет велопатруль


В Москве на Лесной улице и внутри Бульварного кольца приступил к работе велопатруль.

22.07.2020 в 22:56

Опасная пицца


Сумка курьера парализовала движение в центре Москвы и доставила хлопот спецслужбам. Рассказывает наш корреспондент.

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.