11.12.2018 16:06

«Город на память». 270. Краснопрудная улица

9 августа 2016 года
Фотопроект «Город на память». 270. Краснопрудная улица

Трудно поверить, но сотню с небольшим лет назад по соседству с нынешней Комсомольской площадью можно было кататься на лодках и ловить рыбу в одном из самых больших московских прудов. Пруд называли Красным, то есть красивым. Строительство вокзалов и сопутствующей им промзоны роковым образом сказалось на судьбе водоёма, его засыпали, построив склады угля и леса. Среди достопримечательностей современной Краснопрудной улицы — солидные сталинки и старейшее электродепо Московского метрополитена — «Северное».

Окна дома № 1 по Краснопрудной улице выходят на площадь Ярославского вокзала. Прежде это пространство занимали ларьки, теперь парковка.

А история самого Ярославского вокзала уходит вглубь веков. На этом месте с конца XVII века находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов, которые в 1812 году взорвались, перепугав половину Москвы. Первый небольшой вокзал Московско-Троицкой железной дороги был построен в 1862 году, а последовавшие реконструкции в исполнении сначала Льва Кекушева, а затем Фёдора Шехтеля превратили вокзал в одно из красивейших московских зданий.


Ярославский вокзал. 1913 год: https://pastvu.com/p/307552

Ярославский вокзал. Памятник Ленину. 1959 год: https://pastvu.com/p/92104 Автор: Карл Миданс. В 1967 году этот памятник заменили на другой вариант.


Краснопрудная улица, № 1. 1967-1968 гг.: https://pastvu.com/p/101435 Фотография студентов-стройотрядовцев из семейного альбома тоже может представлять краеведческий интерес. На заднем плане старая застройка Краснопрудной улицы, она была снесена под строительство универмага «Московский», открывшегося в 1983 году. Большой магазин оказался полезен прежде всего транзитным пассажирам, которые могли по-быстрому отовариться возле вокзала и не тратить время на поездку в центр. Ассортимент товаров в «Московском» был вполне приличный, так что универмаг пользовался популярностью и у москвичей. Когда «выбрасывали» дефицит, например, кроссовки, очередь измерялась часами ожидания с призрачной надеждой на покупку. Сейчас это рядовой торговый центр без очередей, каких понастроено множество.


Краснопрудная улица, № 1. 1965-1968 гг.: https://pastvu.com/p/74207 Автор: Е.Самойлов

Жильцам домов на Краснопрудной не повезло в 1990-е годы, когда «три вокзала» превратились в сборище бездомных, воров, проституток, приезжих рабочих-шабашников и прочей криминальной и околокриминальной публики. Подъезды и дворы стали местом выпивки-закуски и одновременно туалетом для маргиналов. А скорая помощь наведывалась, чтобы забрать тело очередного пассажира, познакомившегося с клофелинщицей. Со временем дворы перегородили решётками и поставили посты охраны. Уже при Собянине власти всерьёз занялись вокзалами, резко сократив сомнительный контингент.


Это 2013 год. Прибытие Алексея Навального, кандидата на пост мэра Москвы

А откуда появилось название улицы — Краснопрудная?


Красный пруд. 1887-1893 гг.: https://pastvu.com/p/13131
У пруда располагалось большое село Красное, которое впервые упоминается в 1423 году в завещании великого князя Василия I, отдавшего во владение сыну Василию «селце у города у Москвы над Великим прудом». Тогда пруд назывался Великим — его площадь практически была равна размеру московского Кремля. Потом он стал называться так же, как и село, — Красным, то есть красивым. У пруда в Троицын и Духов дни происходили любимые народом так называемые «русальные гулянья». Вот как они описывались: «…сходятся там мужие, жены и девицы на ночное плещевание и бесчисленный говор, и на бесовские песни, и на плясание и на скакание и егда нощь мимо ходит, тогда к реце идут с воплем и кричанием, аки беси, и умываются водою бережно». Работы по уничтожению пруда растянулись почти на десятилетие и продолжались с 1901 по 1910 год. Возникшие на его месте привокзальные складские постройки в советское время уступили место парадным сталинкам.


Краснопрудная улица, № 3-5 — кирпичный жилой дом 1947 года постройки. К нему примыкает жилой дом № 7-9 — построен в несколько очередей в 1930-1950-х годах по проекту архитектора Волошина.


Краснопрудная улица, № 11

За жилыми многоэтажками спрятались постройки электродепо «Северное» ТЧ-1, введённого в эксплуатацию в апреле 1935 года. Ещё до официального открытия электродепо начало получать с завода вагоны типа А. Позднее соединительный путь на станцию Москва-Пассажирская, по которому перегоняли вагоны, был разобран. 15 октября 1934 года отсюда на обкатку на участок «Комсомольская»-«Сокольники» вышел первый состав из моторного вагона № 1 и прицепного № 1001. Депо «Северное» обслуживает Сокольническую линию, подвижной состав состоит из 245 номерных вагонов типа 81-717.5М, 81-714.5М, 81-717.5А и 81-714.5А. В инфраструктуру комплекса входят отстойно-ремонтный корпус, мотодепо, электромеханическая служба, спецавтобаза, котельная, завод по ремонту эскалаторов, управление пожарной охраны метрополитена и другие объекты.


1935-1940 гг.: https://pastvu.com/p/35568


1936-1937 гг.: https://pastvu.com/p/35569


Старый гейт — место соединения путей метро и железной дороги. Через эти ворота в депо поступали поезда с Мытищинского вагоностроительного завода. Со временем эту соединительную ветку разобрали и новые поезда приходят в метро через ТЧ-2 «Сокол».

Наземный вестибюль станции метро «Красносельская», открытой 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» — «Смоленская». Проектом был предусмотрен второй выход — на Гаврикову улицу, однако по причине небольшого пассажиропотока он так и не был открыт.


Под Краснопрудной улицей проходит линия метрополитена, строившаяся открытым способом. 1933 год: https://pastvu.com/p/285788 Снимок строительства перегона «Красносельская» — «Комсомольская» сделан на пересечении с Верхней Красносельской улицей, на заднем плане — старая застройка, снесённая при возведении жилых домов для железнодорожников.


Краснопрудная улица, № 13 — разноуровневый жилой дом 1983 года постройки, предназначался для сотрудников МВД СССР. Прежде на его месте стояли обветшавшие рабочие дома.


1973-1974 гг.: https://pastvu.com/p/335718


Краснопрудная улица, № 12с1


Краснопрудная улица, № 16с1. Краснопрудная электрическая подстанция городских железных дорог. 1913 год: https://pastvu.com/p/2560
К сооружению здания по проекту архитекторов М.Геппенера и А.Мейснера приступили в 1903 году, а спустя пару лет началось полномасштабное движение трамвая по Вокзальной линии от Тверской заставы до Боевской богадельни. Сейчас здесь размещается служба энергохозяйства ГУП «Мосгортранс» и тяговая подстанция трамвая.


Краснопрудная улица, № 18с1 — высотка Информационно-вычислительного центра Московской железной дороги


Краснопрудная улица, № 19 — жилой дом (1878 год, перестроен архитектором П.Чижиковым)


Краснопрудная улица, № 20. 1950-1952 гг.: https://pastvu.com/p/32982 — Управление Московской железной дороги

Краснопрудная улица, № 22-24 — «Дом ударников-железнодорожников» («Дом ударника НКПС») построен по программе кооперативного жилищного строительства в 1933-1937 годах по проекту архитектора З.Розенфельда


Краснопрудная улица, № 26 — ещё один жилой дом Наркомата путей сообщения, 1937 год, архитекторы Игорь Рожин, Александр Хряков


Краснопрудная улица, № 30-34 — жилой дом Министерства путей сообщения, построен в 1952-1956 годах по проекту архитекторов В.Сычева и М.Бубнова

За солидными фасадами прячутся неказистые дворы

Мозаичное панно на здании почтамта, такое же, как на Стромынке.


Краснопрудная улица, № 36с1

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Красное село…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Ярославский вокзал, город на память, Московский метрополитен, архитектура СССР, Краснопрудная улица, сталинки, электродепо Северное, Комсомольская площадь.

Другие публикации

01.02.2020 в 01:58

«Город на память». 550. Московское такси


«Какой-то шофёр привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» плакат «Извозчик, такса по соглашению».

29.01.2020 в 00:57

«Город на память». 549. «Москва-Сити» — город на ладони


«Кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве…»

21.01.2020 в 22:09

«Город на память». 545. Красная площадь. Военные парады


После Октябрьской революции Москва вернула себе столичный статус и право максимально торжественно отмечать государственные праздники.

21.01.2020 в 00:48

Московское метро — чистое и здоровое


Для предотвращения распространения инфекционных заболеваний в вагонах московского метро регулярно проводится санитарно-гигиеническая обработка.

15.01.2020 в 19:23

«Город на память». 543. Московский автобус. История


При масштабном строительстве новых зданий рельсы служили помехой и куда более мобильный автобус стал вытеснять привязанный к рельсам и контактной сети трамвай.

12.01.2020 в 19:37

«Город на память». 542. Московский трамвай. История


Сначала была конка. А спустя полвека по московским улицам помчался электрический трамвай.

05.01.2020 в 02:41

«Город на память». 538. Триумфальная арка и площадь Маяковского


Хотя площадь на пересечении Тверской улицы и Садового кольца сейчас именуется Триумфальной, о правильности её названия можно поспорить.

30.12.2019 в 02:19

«Город на память». 537. Щербинка. Экспериментальное кольцо


Полигон представлял собой одиночный железнодорожный путь в форме правильной окружности протяжённостью 6 километров, с постоянным радиусом 956 метров и нулевым уклоном.

27.12.2019 в 16:40

«Город на память». 535. Яуза. Берниковская набережная и устье


У подножия Таганского холма построено самое торжественное здание на Яузе - одна из семи сталинских высоток. Возле неё и расположено устье Яузы, впадающей в Москву-реку.

26.12.2019 в 11:45

«Город на память». 534. Яуза. Серебряническая набережная


Набережная получила название по находившейся здесь слободе ремесленников — «серебряников», чеканивших царскую серебряную монету.

18.12.2019 в 12:48

«Город на память». 530. Яуза. Сыромятники


Если бы Генеральный план 1935 года был реализован, Яуза могла стать полноводной и судоходной, но начавшаяся война помешала прокопать так называемый Северный канал.

16.12.2019 в 02:18

«Город на память». 529. Яуза. Завод «Кристалл» и окрестности


На правом берегу Яузы в 1901 году открылся «Московский казенный винный склад № 1», более известный как Московский ликёро-водочный завод и завод «Кристалл».