9 августа 2016 года
Фотопроект «Город на память». 270. Краснопрудная улица
Трудно поверить, но сотню с небольшим лет назад по соседству с нынешней Комсомольской площадью можно было кататься на лодках и ловить рыбу в одном из самых больших московских прудов. Пруд называли Красным, то есть красивым. Строительство вокзалов и сопутствующей им промзоны роковым образом сказалось на судьбе водоёма, его засыпали, построив склады угля и леса. Среди достопримечательностей современной Краснопрудной улицы – солидные сталинки и старейшее электродепо Московского метрополитена – «Северное».
Окна дома № 1 по Краснопрудной улице выходят на площадь Ярославского вокзала. Прежде это пространство занимали ларьки, теперь парковка.
А история самого Ярославского вокзала уходит вглубь веков. На этом месте с конца XVII века находился Новый полевой артиллерийский двор – завод и склад пушек и снарядов, которые в 1812 году взорвались, перепугав половину Москвы. Первый небольшой вокзал Московско-Троицкой железной дороги был построен в 1862 году, а последовавшие реконструкции в исполнении сначала Льва Кекушева, а затем Фёдора Шехтеля превратили вокзал в одно из красивейших московских зданий.
Смотрите старые фотографии: Ярославский вокзал. 1913 год: https://pastvu.com/p/307552
Смотрите старые фотографии: Ярославский вокзал. Памятник Ленину. 1959 год: https://pastvu.com/p/92104 В 1967 году этот памятник заменили на другой вариант.
Смотрите старые фотографии: Краснопрудная улица, № 1. 1967-1968 гг.: https://pastvu.com/p/101435 Фотография студентов-стройотрядовцев из семейного альбома тоже может представлять краеведческий интерес. Старая застройка Краснопрудной улицы была снесена под строительство универмага «Московский», открывшегося в 1983 году.
Большой магазин оказался полезен прежде всего транзитным пассажирам, которые могли по-быстрому отовариться возле вокзала и не тратить время на поездку в центр. Ассортимент товаров в «Московском» был вполне приличный, так что универмаг пользовался популярностью и у москвичей. Когда «выбрасывали» дефицит, например, кроссовки, очередь измерялась часами ожидания с призрачной надеждой на покупку. Сейчас это рядовой торговый центр без очередей, каких понастроено множество.
Смотрите старые фотографии: Краснопрудная улица, № 1. 1965-1968 гг.: https://pastvu.com/p/74207
Жильцам домов на Краснопрудной не повезло в 1990-е годы, когда «три вокзала» превратились в сборище бездомных, воров, проституток, приезжих рабочих-шабашников и прочей криминальной и околокриминальной публики. Подъезды и дворы стали местом выпивки-закуски и одновременно туалетом для маргиналов. А скорая помощь наведывалась, чтобы забрать тело очередного пассажира, познакомившегося с клофелинщицей. Со временем дворы перегородили решётками и поставили посты охраны. Уже при Собянине власти всерьёз занялись вокзалами, резко сократив сомнительный контингент.
Это 2013 год. Прибытие Алексея Навального, кандидата на пост мэра Москвы
А откуда появилось название улицы – Краснопрудная?
Смотрите старые фотографии: Красный пруд. 1887-1893 гг.: https://pastvu.com/p/13131
У пруда располагалось большое село Красное, которое впервые упоминается в 1423 году в завещании великого князя Василия I, отдавшего во владение сыну Василию «селце у города у Москвы над Великим прудом». Тогда пруд назывался Великим — его площадь практически была равна размеру московского Кремля. Потом он стал называться так же, как и село, — Красным, то есть красивым. У пруда в Троицын и Духов дни происходили любимые народом так называемые «русальные гулянья». Вот как они описывались: «…сходятся там мужие, жены и девицы на ночное плещевание и бесчисленный говор, и на бесовские песни, и на плясание и на скакание и егда нощь мимо ходит, тогда к реце идут с воплем и кричанием, аки беси, и умываются водою бережно». Работы по уничтожению пруда растянулись почти на десятилетие и продолжались с 1901 по 1910 год. Возникшие на его месте привокзальные складские постройки в советское время уступили место парадным сталинкам.
Краснопрудная улица, № 3-5 – кирпичный жилой дом 1947 года постройки. К нему примыкает жилой дом № 7-9 – построен в несколько очередей в 1930-1950-х годах по проекту архитектора Волошина.
Краснопрудная улица, № 11
За жилыми многоэтажками спрятались постройки электродепо «Северное» ТЧ-1, введённого в эксплуатацию в апреле 1935 года.
Смотрите старые фотографии: Панорама электродепо. 1935-1940 гг.: https://pastvu.com/p/35568
Смотрите старые фотографии: Уборка вагона. 1936-1937 гг.: https://pastvu.com/p/35569
Ещё до официального открытия электродепо начало получать с завода вагоны типа А. Позднее соединительный путь на станцию Москва-Пассажирская, по которому перегоняли вагоны, был разобран. 15 октября 1934 года отсюда на обкатку на участок «Комсомольская»-«Сокольники» вышел первый состав из моторного вагона № 1 и прицепного № 1001. Депо «Северное» обслуживает Сокольническую линию, подвижной состав состоит из 245 номерных вагонов типа 81-717.5М, 81-714.5М, 81-717.5А и 81-714.5А. В инфраструктуру комплекса входят отстойно-ремонтный корпус, мотодепо, электромеханическая служба, спецавтобаза, котельная, завод по ремонту эскалаторов, управление пожарной охраны метрополитена и другие объекты.
Старый гейт – место соединения путей метро и железной дороги. Через эти ворота в депо поступали поезда с Мытищинского вагоностроительного завода. Со временем эту соединительную ветку разобрали и новые поезда приходят в метро через ТЧ-2 «Сокол».
Наземный вестибюль станции метро «Красносельская», открытой 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена «Сокольники» – «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» – «Смоленская». Проектом был предусмотрен второй выход – на Гаврикову улицу, однако по причине небольшого пассажиропотока он так и не был открыт.
Под Краснопрудной улицей проходит линия метрополитена, строившаяся открытым способом.
Смотрите старые фотографии: 1933 год: https://pastvu.com/p/285788 Снимок строительства перегона «Красносельская» – «Комсомольская» сделан на пересечении с Верхней Красносельской улицей, на заднем плане – старая застройка, снесённая при возведении жилых домов для железнодорожников.
Краснопрудная улица, № 13 – разноуровневый жилой дом 1983 года постройки, предназначался для сотрудников МВД СССР. Прежде на его месте стояли обветшавшие рабочие дома.
Смотрите старые фотографии: Во дворах. 1973-1974 гг.: https://pastvu.com/p/335718
Краснопрудная улица, № 12с1
Краснопрудная улица, № 16с1. Краснопрудная электрическая подстанция городских железных дорог.
Смотрите старые фотографии: Краснопрудная электрическая подстанция городских железных дорог. 1913 год: https://pastvu.com/p/2560
К сооружению здания по проекту архитекторов М.Геппенера и А.Мейснера приступили в 1903 году, а спустя пару лет началось полномасштабное движение трамвая по Вокзальной линии от Тверской заставы до Боевской богадельни. Сейчас здесь размещается служба энергохозяйства ГУП «Мосгортранс» и тяговая подстанция трамвая.
Краснопрудная улица, № 18с1 – высотка Информационно-вычислительного центра Московской железной дороги
Краснопрудная улица, № 19 – жилой дом (1878 год, перестроен архитектором П.Чижиковым)
Краснопрудная улица, № 20
Смотрите старые фотографии: Краснопрудная улица, № 20. 1950-1952 гг.: https://pastvu.com/p/32982 – Управление Московской железной дороги
Краснопрудная улица, № 22-24 – «Дом ударников-железнодорожников» («Дом ударника НКПС») построен по программе кооперативного жилищного строительства в 1933-1937 годах по проекту архитектора З.Розенфельда
Краснопрудная улица, № 26 – ещё один жилой дом Наркомата путей сообщения, 1937 год, архитекторы Игорь Рожин, Александр Хряков
Краснопрудная улица, № 30-34 – жилой дом Министерства путей сообщения, построен в 1952-1956 годах по проекту архитекторов В.Сычева и М.Бубнова
За солидными фасадами прячутся неказистые дворы
Мозаичное панно на здании почтамта, такое же, как на Стромынке.
Краснопрудная улица, № 36с1
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Красное село…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Ярославский вокзал, город на память, Московский метрополитен, архитектура СССР, Краснопрудная улица, сталинки, электродепо Северное, Комсомольская площадь.
В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.
В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.
Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.
Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма
Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.
Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.
В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.
После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.
В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.
В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.
«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».
Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.
Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.
Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.
В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.