12.12.2018 13:20

«Город на память». 283. Чистые пруды

17 сентября 2016 года
Фотопроект «Город на память». 283. Чистые пруды

Чистый пруд известен с XVII века как Поганые болота или «Поганая лужа» (в него сбрасывались отходы располагавшихся неподалеку мясных лавок и боен «Животинного двора»). В начале XVIII века князь Александр Меншиков, владевший усадьбой на Мясницкой улице, не пожелал жить вблизи Поганой лужи и распорядился привести пруд в божеский вид. С тех времён местность получила название Чистый пруд или Чистые пруды.

Вскоре бойни были выведены из центра города и Чистопрудный бульвар стал застраиваться купеческими усадьбами, некоторые из них сохранились до наших дней. Со временем вдоль бульвара выстроились доходные дома, электротеатр «Колизей», жилые здания 1920-1930-х годов постройки.

Смотрите старые фотографии: Чистый пруд. 1888-1890 гг.: https://pastvu.com/p/537

Смотрите старые фотографии: Павильон панорамы «Бородино». 1912-1917 гг.: https://pastvu.com/p/428823

К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II художник Франц Рубо написал панораму «Бородинская битва». Архитектор П.Воронцов-Вельяминов и инженер Е.Израилович построили на Чистых прудах павильон с ажурной купольной конструкцией, в котором и экспонировалось живописное полотно. Павильон считался временным до планируемой постройки каменного здания предположительно возле храма Христа Спасителя, но грянула революция и про проект музея Отечественной войны забыли почти на полвека.

Лишь в 1962 году для Бородинской панорамы было сооружено здание на Кутузовском проспекте. Ну а деревянный павильон на Чистых прудах обветшал к 1918 году, полотно Рубо намотали на деревянный вал и отправили на хранение сначала в Нескучный сад, потом в подвалы Миусского собора, оттуда в сад «Аквариум» и в театр «Эрмитаж». После этих скитаний по складам и запасникам картина всё же уцелела и стараниями художника-реставратора Павла Корина была восстановлена. На месте павильона в 1930-х годах вырос жилой дом кооператива «Военный строитель».

Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Колизей». 1951-1955 гг.: https://pastvu.com/p/30676

В 1914 году на бульваре открылся электротеатр «Колизей», построенный Романом Клейном в стиле неоклассицизма и модерна с использованием элементов античной архитектуры. Заказчиком был купец Александр Гуськов. В 1924-1932 годах в здании находился Первый рабочий театр Пролеткульта под руководством Сергея Эйзенштейна, но кинопоказы «картин с оркестром и пианино» продолжались. В 1926 году в зале кинотеатра могли разместиться 840 зрителей. Последние фильмы на экране «Колизея» зрители посмотрели осенью 1970 года, потом началась реконструкция и в 1974 году в здании справил новоселье театр «Современник». В посвящении коллегам Владимир Высоцкий тогда спел: «И дай бог счастья тем, кто на бульваре, где чище стали Чистые пруды».

Чистые пруды не раз становились кинематографической натурой, к примеру, в довоенной лирической комедии «Подкидыш» или в телевизионном детективе «Место встречи изменить нельзя». Художественный фильм, снятый Алексеем Сахаровым по произведениям Юрия Нагибина так и назывался – «Чистые пруды». Эти места воспеты бардом Александром Городницким.

19 сентября 2013 года вновь открылась для посетителей одна из старейших городских библиотек – имени Ф.М.Достоевского (Чистопрудный бульвар, 23). Это общественное заведение стало участником пилотной программы реконструкции столичных читален. Всего в эксперименте по модернизации участвует дюжина библиотек, построенных в разные годы и в разных районах Москвы.

Основная идея проекта – создание медиацентров с современным библиотечным и информационным оборудованием. Для этого проводится капитальный ремонт помещений и создаётся совершенно новая планировка. Традиционные формы общения читателя с книгой никуда не денутся, предусмотрены читальный зал и выдача книг на дом по абонементу. По заявлению Мэра Москвы Сергея Собянина, такие общественные пространства появятся во всех округах.

Посмотрим, как реализовали эту затею в Библиотеке имени Достоевского, основанной ещё при царе-батюшке, в 1907 году. В её фондах собраны уникальные издания, некоторые фолианты вышли из печати при жизни Фёдора Михайловича. Имя литературного классика ей присвоили в 1921 году. Ещё в советские годы библиотека практиковала общение с читающим населением, здесь открылись Клуб книголюбов «Современник», творческое объединение «Чистые пруды», клуб любителей словесности «Ключ» и студия эстетического воспитания детей. Так что нельзя сказать, что это какая-то отгородившаяся от москвичей, архаичная структура. Беспроводного Wi-Fi действительно в те времена здесь не было, но где он был?

В первый день самыми заинтересованными посетителями стали библиотечные сотрудники из разных столичных учреждений, ведь им в скором времени предстоит пережить нечто подобное. Вот именно с этими людьми было очень интересно пообщаться.

Традиционный для советских читален интерьер полностью изменился, после капремонта это просторное и светлое пространство. Нет громоздких столов со стульями, занимавших много места. Их заменили журнальные столики, небольшие скамейки и всякие пуфики, в том числе детские. Библиотека расположена в двух независимых помещениях, что позволяет проводить лекции или кинопоказы, не мешая сосредоточенным на чтении горожанам. Заведение максимально открыто для всех: зайти в читальный зал может любой книголюб вне зависимости от места регистрации при наличии паспорта. В фондах библиотеки свыше 50 000 книг. Часы работы вполне удобны: с 11:00 до 22:00.

По словам замдиректора Московского городского библиотечного центра Бориса Куприянова, на базе библиотек также планируется организовать обучающие курсы по пользованию интернетом. Эта тема весьма актуальна: возраст многих библиотечных работников близок к пенсионному, эти люди страшно далеки от электронных новинок и вряд ли могут качественно помочь посетителям. Грядёт либо обучение ветеранов бумажной книги виртуальной грамоте, либо можно предположить кадровые перестановки. Замечу, что в библиотеке Достоевского компьютерные терминалы появились ещё до реконструкции. Основной контингент сотрудников после реформы остался прежним, но пришёл новый заведующий.

Главная библиотечная мебель всех времён и народов – деревянные книжные шкафы (реформаторы назвали их «гробики») – заменены высоченными стеллажами. Любопытно посмотреть, как почтенного возраста книголюбы или библиотекарши будут прыгать по лестницам-стремянкам. Стеллажи не куплены на распродаже в икее, а изготовлены некими дизайнерами, что обошлось городской казне в гораздо большую сумму. При этом библиоспециалисты отметили некоторые конструктивные недостатки данных изделий. Высказывались претензии и к освещению в книгохранилище.

Постоянные читатели обратили внимание на исчезновение непременных атрибутов советских библиотек – фикусов в больших кадках. Из главного зала в подсобку вынесен портрет Достоевского, написанный в 1970 году. Реконструкторы посчитали его пошлым, действительно, что это такое: старик зачем-то гладит по головке несовершеннолетнюю девчушку? Какой-никакой – а всё же Достоевский. Сейчас о литераторе-классике визуально ничто не напоминает. Библиотечные коты Стёпочка (возраст животного 17 лет) и Ромочка уволены без выходного пособия по причине несовместимости котов с концепцией современного культурного учреждения. Возникает естественное опасение, что книги, которым больше ста лет, будут осквернены грызунами.

Как полиграфист с 20-летним стажем, выскажу крамольную для книгочеев мысль: любая библиотека как кладезь знаний, напечатанных на бумаге, устарела. Книжные фонды необходимо дополнять электронными гаджетами, превращать библиотеку в информационный клуб, где соседствовали бы бумага и электронные носители, книга и интернет. За несколько кликов в сети можно найти и скопировать любую необходимую информацию. Листая страницы книг, тот же результат будет достигнут за минуты, если не часы. По словам библиотечных сотрудников, финансирование явно недостаточное, чтобы иметь на полках все новинки, а фондовые стеллажи уже переполнены. Посему придётся как-то приспосабливаться, пока столичные читальные залы совсем не опустели. Но каким образом городить этот огород и осовременить советскую «избу-читальню»? Если уж реформировать систему, то логичнее начать с типовых помещений образца 1970-х годов и оставить в покое интерьеры с историей. Книги, читатели и коты не всегда рады реформам.

На Чистопрудном бульваре немало зданий со своими историями, но этот сюжет не об архитектурных достопримечательностях. Это просто прогулка по зелёному островку среди шумного мегаполиса. Добраться сюда можно на метро до станции «Чистые пруды», открывшейся под названием «Кировская» в составе первой очереди московской подземки.

Смотрите старые фотографии: Вестибюль станции «Кировская». 1935 год: https://pastvu.com/p/475203

На Чистых прудах проходят выставки ретротрамваев из музейного собрания Мосгортранса. Колонна трамваев следует сюда с Шаболовки, из депо имени Апакова. В любую погоду горожане выходят на улицы, чтобы не пропустить это необычное зрелище.

Трамвайный маршрут «А» появился на Бульварном кольце в 1911 году и заменил конку. Начиная с 1931 года «Аннушка» периодически меняла путь следования по московским улочкам, бывали времена, когда этот трамвай ходил по Большой Пироговской, по Красной Пресне, Рождественскому бульвару. В 1971 году трамвай перестал ходить до Трубной площади по причине крутого уклона и стал разворачиваться у памятника Грибоедову на Чистых прудах. В 1991 году была удовлетворена просьба православной общественности о закрытии кольца вокруг церкви Фрола и Лавра на Зацепской площади и маршрут «А» был отменён. Но спустя шесть лет движение «Аннушки» возобновилось по трассе от Калужской площади до станции метро «Чистые пруды». Сейчас это единственная сохранившаяся трамвайная линия внутри Садового кольца.

Не меньший интерес москвичей вызвали световые инсталляции в рамках фестиваля «Круг света» в октябре 2015 года.

На бульваре установлены стенды с обновляемой фотогалереей. На снимке: фотовыставка, посвящённая подводным обитателям морей и океанов.

Смотрите старые фотографии: Чистопрудный бульвар. 1925-1935 гг.: https://pastvu.com/p/40557

Увековечить память поэта и дипломата Александра Грибоедова, автора пьесы «Горе от ума», поначалу собирались на Новинском бульваре возле дома, где родился литератор. Однако с 1959 года бронзовый памятник работы скульптора Аполлона Мануйлова и архитектора Александра Заварзина украшает Чистопрудный бульвар. Открытие монумента было приурочено к 130-летию трагической гибели Грибоедова, который выполнял дипломатическую миссию в Персии. Религиозные фанатики совершили нападение на российское посольство в Тегеране, убив всех находившихся в здании. По большому счёту, писатель оставил после себя лишь одно произведение, зато какое! Комедия в стихах «Горе от ума» разошлась на цитаты, включена в школьные программы по литературе, вошла в репертуар ведущих театров. На постаменте памятника изображены персонажи пьесы.

Площадка перед памятником Грибоедову стала местом проведения санкционированных митингов. Повод для публичного высказывания находили коммунисты, националисты, либеральная оппозиция, православные, защитники животных и другие группы неравнодушных горожан.


Сергей Удальцов на митинге за отставку мэра Лужкова


Елена Камбурова выступает в защиту бездомных животных


Евгения Чирикова призывает сохранить от вырубки Химкинский лес

Смотрите старые фотографии: Чистопрудный бульвар. 1902 год: https://pastvu.com/p/11509

Чистые пруды во все времена притягивали горожан, желающих культурно отдохнуть на свежем воздухе.

Коммунальные службы поддерживают чистоту Чистых прудов

Из небольшого стеклянного павильона кафе и ресторана «Чистые пруды» выросло громоздкое сооружение поперёк бульвара.

Смотрите старые фотографии: Кафе на Чистопрудном бульваре. 1970 год: https://pastvu.com/p/42153

В 1980-е годы меню этого кафе обрело индийский колорит, само заведение общепита стало называться «Джалтаранг», а в 1990-х превратилось в «Белого лебедя» с современными габаритами. Сейчас здесь велнес-клуб (иными словами, тренажёрный зал).

В мае 2012 года на Чистых прудах оппозиция разбила палаточный лагерь «ОккупайАбай» (по аналогии с американским протестным движением Occupy Wall Street). Стихийный гайд-парк расположился вокруг памятника Абаю Кунанбаеву, казахскому поэту, философу и просветителю. Бронзовая скульптура работы Марата Айнекова была установлена в 2006 году неподалёку от посольства Казахстана в рамках культурного обмена между двумя странами – ещё раньше в Алма-Ату отправился бюст Пушкина.

Абай наблюдал за оппозиционными гуляниями с азиатским спокойствием. Постоянно на бульваре находилось от трёхсот и более человек с белыми ленточками, заглядывали сюда и медийные персоны, например, телеведущие Владимир Соловьёв и Ксения Собчак, литератор Борис Акунин, поэт Лев Рубинштейн. Действо напоминало советский парк культуры и отдыха, здесь музицировали, рисовали, участвовали в дискуссиях, играли в шахматы (Каспарова не было). Полиция несколько дней индифферентно патрулировала территорию, пока не появился ОМОН, согласно решению Басманного суда убедительно вытеснивший всю тусовку с бульвара в сторону станции метро.


Владимир Соловьёв


Борис Акунин


Лев Рубинштейн

Любители конькобежного спорта зимой нарезали круги по льду катка, а летом на прудах можно было кататься на лодках. Сейчас спортивная составляющая представлена лишь велопрокатом.

Смотрите старые фотографии: Каток на Чистых прудах. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/812

Смотрите старые фотографии: Чистые пруды. 1955-1965 гг.: https://pastvu.com/p/66954. Обратите внимание на ограду по периметру катка – в те времена катание на Чистых прудах было платным. По окончании зимнего сезона забор разбирали.

Смотрите старые фотографии: Чистые пруды. 1955-1959 гг.: https://pastvu.com/p/48677

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Дом культуры имени Русакова…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, митинг, оппозиция, Чистые пруды, Бульварное кольцо, город на память, метро Чистые пруды, московские библиотеки, библиотека имени Достоевского.

Другие публикации