21.12.2018 22:29

«Город на память». 350. Дангауэровка

11 августа 2017 года
Фотопроект «Город на память». 350. Дангауэровка

В первые годы советской власти на шоссе Энтузиастов энергично разрасталась сложившаяся ещё в XIX веке промышленная зона. Одним энтузиазмом сыт не будешь и государство простимулировало трудящихся улучшением жилищных условий. Пролетарии и прежде жили в Дангауэровской слободе, но теперь для них строился социальный городок с неплохими по тогдашним меркам квартирами, школой, детским садом, магазинами, домом культуры, банями.

История завода «Дангауэр и Кайзер» началась в 1869 году с основания кузнечно-слесарных мастерских вблизи Владимирского шоссе. В 1873 году А.Дангауэр получил разрешение на открытие механического котельного завода с пятью кузнечными горнами, одной паровой машиной в 6 лошадиных сил и 27 рабочими, поставив на поток производство оборудования для пищевой промышленности. После национализации Котельный механический и медно-аппаратный завод Дангауэра и Кайзера получил короткое название — «Котлоаппарат» и вскоре стал специализироваться на выпуске промышленного холодильного оборудования. В 1931 году завод переименовали в «Компрессор». Заводчане внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне, наладив производство боеприпасов и пусковых установок реактивной артиллерии «Катюша». За ударный труд предприятие награждено орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Вероятно, слово «дангауэровский» так прочно вошло в топонимику района, что при строительство нового городка решили сохранить старорежимное название. Впрочем, жильё предназначалось не только для дангауэровских компрессорщиков, но и для пролетариев других заводов. К примеру, один из корпусов построил «Радиоприбор», другой предназначался для рабочих «Парижской коммуны». Генеральный план посёлка составили М.Мотылёв и Р.Вегнер, в реализации проекта участвовали также Н.Молоков, И.Звездин, Е.Шервинский, братья Мовчан и другие архитекторы. Предполагалось, что на площади в 50 гектаров раскинется целый город на 45 000 жителей, но в полной мере этот план не удалось осуществить. Всего было построено два десятка зданий и несколько объектов инфраструктуры.

Смотрите старые карты. План г. Москвы. 1940 год: http://retromap.ru/0619401_z15_55.748588,37.719111

Дангауэровская слобода возникла ещё до революции. Авиамоторная улица обрывается на пересечении с шоссе Энтузиастов, а дальше на север вёл аппендикс под названием Центральный проезд Дангауэровского городка. Спустя десяток лет Авиамоторная продлится в глубину промышленной зоны.


Рабочий посёлок спрятался за сталинским ампиром, которым градостроители украсили шоссе Энтузиастов. Шоссе Энтузиастов, 20 (1938, архитекторы А.Фёдоров, И.Буров и М.Виссинг).

Смотрите старые фотографии: Перекрёсток Авиамоторной улицы и шоссе Энтузиастов. 1947 год: https://pastvu.com/p/44852


Шоссе Энтузиастов, 24 (1940)


Шоссе Энтузиастов, 26 (1955)

Местные жители, случается, спорят, можно ли причислять тот или иной дом к микрорайону Дангауэровка. Да, эти дома на улицах Авиамоторная, Пруд Ключики, Кабельные строили для своих рабочие разные ведомства, но, по сути, их объединяет общий архитектурный стиль и период постройки — с 1929 по 1935 годы. Дома построены по индивидуальным проектам, в некоторых случаях архитекторы «поколдовали» с планировкой, в других случаях это просто кирпичные пеналы.


Первым в 1929 году был построен дом 49 по Авиамоторной улице (архитекторы И.Звездин и Е.Шервинский). Вот он с разных сторон.

Жилой дом «Радиоприбор» считается «визитной карточкой» Дангауэровки. Дом построен по проекту архитектора Н.Молокова, по другой информации — М.Виссинга (Авиамоторная улица, 22). Он отличается выразительностью деталей, карнизов, балконов, лоджий. На первом этаже предусмотрены гастроном, аптека, ателье и другие предприятия торговли и обслуживания горожан.

Смотрите старые фотографии: Дангауэровка. Жилой дом «Радиоприбор». 1933-1934 гг.: https://pastvu.com/p/528225

Один из дворов горожане долго называли «Американкой» — здания по Авиамоторной, 28 и 3-й Кабельной улице, 2 возведены для проживания американских специалистов (1929 и 1930, архитектор М.Мотылёв), которые должны были консультировать наших инженеров на «Рускабеле». Приехали ли заморские гости и в каком количестве — история умалчивает. Один из корпусов также упоминается как «Дом ударников», вероятно, вместо иностранцев в него вселились передовики производства. Здесь можно увидеть памятник Ленину.

На памятнике заметны свежие повреждения и прокомментировать это кощунство можно однозначно. Каким-то слоям общества нравится/не нравится Иван Грозный,царь Николай, Ленин, Сталин — деятельность любого исторического персонажа может заслуживать неоднозначных оценок. Но установка и демонтаж памятников являются исключительно прерогативой государства, а действия, совершаемые мудилами с молотками, квалифицируются как вандализм и являются уголовно наказуемыми по статье 214 УК РФ.

Во дворах городка были установлены как минимум три фонтана, из которых сохранился один, да и тот уже давно не освежает горожан в летний зной.

Смотрите старые фотографии: Дангауэровка. Фонтан во дворе на 2-й Кабельной улице. 1950-1953 гг.: https://pastvu.com/p/43179

Смотрите старые фотографии: Дангауэровка. Улица Пруд Ключики, 1. 1928-1932 гг.: https://pastvu.com/p/4561

Как и другие подобные посёлки в Москве, горожане прозвали дангауэровские кварталы Новыми Домами. Новаторство архитекторов нашло отражение и в официальной топонимике. В 1942 году была построена железнодорожная платформа Новая.

Смотрите старые фотографии: Платформа Новая. 1964 год: https://pastvu.com/p/207371


А по соседству с платформой разбит сквер, и тоже — Новый.

Школа в Дангауэровке. Бывшее школьное здание скрыто за разросшимися деревьями, сейчас его занимает Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл» (связь и информатизация).

Смотрите старые фотографии: Панорама Дангауэровки. 1938 год: https://pastvu.com/p/341124 Слева на переднем плане школьное здание (Авиамоторная улица, 26, 1931, архитектор Д.Фридман)

Смотрите старые фотографии: Школа в Дангауэровке. 1935-1940 гг.: https://pastvu.com/p/379


В сквере в 2010 году открыли монумент, символизирующий единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны.


Некоторые здания микрорайона представляются чужеродными вкраплениями. Лефортовский стройцентр (2-й Кабельный проезд, 1) — то ли новодел, то ли реконструкция некоего производственного цеха.


Московская финансово-юридическая академия, учебный корпус «Авиамоторный» (3-я Кабельная улица, 1 строение 1) — здание возведено в начале 1930-х годов для школы НКВД, а после войны здесь размещалась конная школа милиции.


2-я Кабельная улица, 4 — жилой дом (1939, реконструкция 2007 с изменением планировки, надстройкой двух этажей и пристройкой пятиэтажного корпуса)


2-й Кабельный проезд, 4 — общежитие № 3 Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ). Говорят, что на месте этого, построенного в 1960-е годы здания, в военное время находилась 1-я Московская школа контрразведки СМЕРШ.

Местные жители любят свои уютные дангауэровские дворики и не стремятся к реновации, даже несмотря на соседство с крупным производством. «Русское производство изолированных проводов для электричества Товарищества для эксплоатации электричества Михаила Подобедова и Ко» было основано в 1885 году, а в советские годы труднозапоминаемое название предприятия сократилось до лаконичного «Москабель». Современный адрес: 2-я Кабельная улица, владение 2.

Смотрите старые фотографии: «Москабель». 1992 год: https://pastvu.com/p/82881

Смотрите старые фотографии: «Москабель». 1958-1976 гг.: https://pastvu.com/p/630632

В 1928 году по специфике предприятия были названы прилегающие к нему улицы — Кабельные улицы, Кабельные проезды. В 2002–2005 годах предприятие реструктуризировали: отдельные цеха стали юридически самостоятельными производствами, была создана группа компаний «Москабельмет». С момента создания холдинга специализируется на выпуске широкой номенклатуры кабелей для передачи электроэнергии, электротехнической промышленности и связи. Основная продукция: медная катанка (заготовка для производства проводов), цветной прокат (контактные провода для городского наземного электрического и железнодорожного транспорта, провода для линий электропередачи и электротехнической промышленности), силовой кабель (для электроэнергетики), обмоточный и эмалированный провод (для электротехнической промышленности), волоконно-оптический кабель (для предприятий связи). Продукция востребована крупными компаниями «Ростелеком», «МТС», «Мегафон», «Вымпелком», «Транснефть», «Газпром», а также Министерством обороны и Московским метрополитеном.

Где-то в центре заводской территории установлена уменьшенная копия Эйфелевой башни, но для прохода на территорию действующего предприятия и осмотра местной достопримечательности потребуется оформление пропуска.


Авиамоторная улица, 30А корпус 1 — школа № 1321 «Ковчег» при Центре лечебной педагогики http://sch1321uv.mskobr.ru. Это отличный пример современного образовательного учреждения со всей необходимой инфраструктурой, дошкольным отделением, спортивными залами и бассейнами, конюшней и левадой, а изюминка «Ковчега» — созданный при школе Музей кочевой культуры http://nomadic.ru/. Идея принадлежит учителю географии, который совершил велопутешествие по Монголии, был очарован этой страной и увлёкся историей кочевых племён. Со временем музейная экспозиция пополнилась подлинными предметами быта народов разных континентов.

В 1939 году на территории Монголии у реки Халхин-Гол произошёл военный конфликт, инициатором которого выступила Япония, сначала оккупировавшая Маньчжурию, а затем угрожавшая Монголии, Китаю и СССР. Согласно Протоколу о взаимопомощи, части Красной Армии были развёрнуты на монгольской территории и приняли участие в боевых действиях с применением артиллерии, бронетехники и авиации. В итоге Япония отказалась от своих агрессивных планов в отношении Монголии. Война была непродолжительной, но кровопролитной. На Халхин-Голе погибли почти 10 000 советских военнослужащих, в их память на школьном дворе установлены танк Т-26, штабная юрта и бронеавтомобиль ФАИ.

В этот сюжет не уместились многие окрестные достопримечательности (пожарное депо, дом культуры, бани, гараж Мельникова, сквер имени Калинина и другие), мы обязательно к ним вернёмся в историях про Авиамоторную улицу и шоссе Энтузиастов.

Познавательный исторический эскурс о заводе и рабочем посёлке можно найти на сайте: https://topos.memo.ru/node/82

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете — Авиамоторная улица…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, образование, город на память, конструктивизм, прогулки по Москве, архитектура СССР, промзона, Дангауэровка.

Другие публикации

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград — округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова — Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.

29.11.2021 в 12:26

«Город на память». 703. Бирюлёво и Загорье


На почтовой станции в деревне Бирюлёво путники могли сменить лошадей и переночевать в гостинице.

14.11.2021 в 03:55

«Город на память». 701. Олимпийская деревня и село Никольское


Организаторы Олимпиады-80 прагматично подошли к вопросу размещения олимпийцев и спланировали в Тропарёво новый жилой микрорайон.

01.11.2021 в 00:44

«Город на память». 700. МКАД. 95-109 км. Лосиный остров — Восточный


Лосиный остров в XV-XVII веках входил в состав Тайнинской дворцовой волости и являлся охотничьими угодьями русских князей и царей.

31.10.2021 в 02:34

«Город на память». 699. МКАД. 93-95 км. Мытищи — Дружба


На карте 1860 года Мытищи представляют собой всего лишь две шеренги домов, выстроившиеся по обеим сторонам Ярославского шоссе.

04.08.2021 в 00:09

«Город на память». 669. МКАД. 11-14 км. Котельники. Белая Дача — Силикат


Белая дача - главный дом усадьбы в бывшем селе Покровское - была построена в 1788 году для генерал-майора Николая Аршеневского.

27.07.2021 в 01:00

«Город на память». 667. МКАД. 4-10 км. Новокосино — Жулебино


Сразу три линии Московского метрополитена - Таганско-Краснопресненская, Калининская и Некрасовская - пересекли МКАД на востоке.

22.07.2021 в 21:13

«Город на память». 666. МКАД, нулевой километр. Реутов


Московская кольцевая автомобильная дорога - это много асфальта, бетона, выхлопных газов и полное отсутствие эмпатии к пешеходам.

09.07.2021 в 20:22

«Город на память». 665. За кулисами Театра Образцова


Бродячий театр Сергея Образцова поначалу разъезжал по городу в фургоне и давал спектакли в парках, на площадях, в школах.

26.06.2021 в 02:22

«Город на память». 663. Из Хорошёво в Крылатское


Любой густонаселённый «спальный» район московских окраин сто лет назад был деревней или селом.

09.06.2021 в 12:58

«Город на память». 661. Проспект Академика Сахарова и Центросоюз


Прокладка новых магистралей была предусмотрена Генеральным планом реконструкции Москвы, разработанным под руководством архитекторов В.Семёнова и С.Чернышёва в 1935 году.

02.06.2021 в 12:13

«Город на память». 659. Нагатинская пойма


В 1968 году завершились гидротехнические работы по прокладке Нагатинского спрямления - изменения извилистого в этих местах русла Москвы-реки.