27.12.2018 03:02

«Город на память». 393. Московский авиационный институт (МАИ)

24 августа 2018 года
Фотопроект «Город на память». 393. Московский авиационный институт (МАИ)

В 1931 году на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе началось строительство учебных корпусов, мастерских и лабораторий Московского авиационного института. За минувшие десятилетия комплекс пополнился многими новыми зданиями, но и старейшие корпуса по-прежнему находятся в эксплуатации. На территории МАИ сохранились и довоенные скульптуры — памятники Владимиру Ленину и Серго Орджоникидзе.

В начале ХХ века были заложены основы теории полета аппаратов тяжелее воздуха, созданы первые успешные образцы самолётов и авиационных двигателей. В России инициатором создания учебных центров для подготовки научных и инженерных кадров для авиации стал основоположник аэрогидродинамики профессор Николай Жуковский, а после его смерти дело продолжил его ученик, учёный и педагог Борис Юрьев.

По инициативе Юрьева в 1925 году на механическом факультете МВТУ было организовано аэромеханическое отделение, спустя пять лет трансформированное в самостоятельное учреждение — Высшее аэромеханическое училище. ВАМУ было организовано в составе трех отделений: самолётостроительного, моторостроительного и воздухоплавания. Поначалу училище размещалось на Ольховской улице в помещениях фабрики «Хлородонт», затем в бывшей гимназии на 5-й Тверской-Ямской.

В 1930 году ВАМУ было переименовано в Московский авиационный институт (МАИ), численность студентов выросла почти вдвое с 450 до 850 человек, занятия проходили в две-три смены. В 1931 году при управлении капитального строительства МАИ были организованы архитектурные бюро, создавшие проекты новых зданий института на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. В 1933 году введён в эксплуатацию главный учебный корпус (ныне корпус № 3), в состав комплекса вскоре вошли технологический и моторный корпуса, аэродинамическая лаборатория и лаборатория авиационных материалов. Инфраструктура городка дополнилась двумя студенческими общежитиями и жилым домом для профессуры.

В пятую годовщину со дня основания МАИ было присвоено имя народного комиссара тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Новая авиационная техника оснащалась различными боевыми установками, навигационным и радиооборудованием и в 1935 году был основан факультет вооружения самолетов. Помимо обучения кадров институт занимался прикладными разработками, в его конструкторских бюро созданы цельносварной самолёт «Сталь — МАИ» и легкомоторный самолет «Октябрёнок» из магниевых сплавов, мощный поршневой двигатель М-250. Тогда же был проведён цикл теоретических и экспериментальных работ по проектированию первых советских вертолетов.

Смотрите старые фотографии: Монтаж самолёта «Сталь — МАИ». 1933-1934 гг.: https://pastvu.com/p/517471

Смотрите старые фотографии: Самолёт «Октябрёнок». 1940 год: https://pastvu.com/p/33903

Смотрите старые фотографии: Монтаж аэродинамической трубы. 1935-1940 гг.: https://pastvu.com/p/517470

В первые дни Великой Отечественной войны студенты и преподаватели записывались добровольцами на фронт и вскоре защищали столицу в составе 18-й дивизии народного ополчения Ленинградского района. В октябре 1941 года всё оборудование кафедр, лабораторий, учебных кабинетов и производственных подразделений в короткие сроки было эвакуировано в Среднюю Азию и уже через месяц в Алма-Ате возобновилась подготовка авиационных инженеров. Заслуги коллектива МАИ были отмечены высокой правительственной наградой — орденом Ленина. Кроме того, 119 преподавателей, сотрудников и студентов института были награждены орденами и медалями.

После войны в МАИ появились новые факультеты, кафедры и специальности по вертолётостроению, проектированию и конструированию ракет различных типов, по системам управления летательными аппаратами, теории автоматического управления, вычислительной технике, новым типам конструкционных материалов. Со временем институту стало тесно в старых корпусах и за период с 1973 по 1980 год были построены лабораторный корпус для самолетостроительного факультета, многоэтажное общежитие для студентов и аспирантов, Дворец культуры, жилой дом для преподавателей, новая столовая. В 1979 году начато строительство нового учебного корпуса (корпус № 24).

В 1980 году за большой вклад в дело подготовки специалистов вуз был награжден орденом Октябрьской Революции. За первые полвека МАИ выпустил около 80 тысяч авиаинженеров. Среди выпускников института к тому времени было более 20 генеральных и главных конструкторов, 182 лауреата Государственных премий, десять космонавтов СССР. В стенах МАИ создали более 200 летательных аппаратов: это самолёты, дирижабли, планеры, дельтапланы, дистанционно управляемые и космические аппараты.

Современный МАИ — единственный университет в России, осуществляющий подготовку кадров по всему жизненному циклу изделий авиационной, ракетной и космической техники от системного проектирования до реализации отдельных высокотехнологичных производств. По результатам проведённого Минобрнауки России мониторинга, МАИ входит в ТОП-10 московских вузов инженерно-технической направленности по доле трудоустройства и по уровню заработной платы выпускников.

Официальный сайт: https://mai.ru


Ритуальная площадь и Третий корпус — старейший корпус института (1933)

Смотрите старые фотографии: Третий корпус. 1950-1951 гг.: https://pastvu.com/p/271068


Памятник Ленину

Смотрите старые фотографии: 1941 год: https://pastvu.com/p/80416

У входа в третий корпус слева был установлен памятник Ленину, справа — Сталину, а скульптура Орджоникидзе стояла на площади лицом к зданию. После развенчания культа личности вождя сталинское место занял Орджоникидзе.


Памятный знак и трибуна на Ритуальной площади


Бюст Орджоникидзе в вестибюле третьего корпуса и одна из аудиторий

Смотрите старые фотографии: Главный административный корпус. 1958 год: https://pastvu.com/p/25789 Построен в 1957 году на Ленинградском шоссе, сейчас его фасад полностью скрыт за деревьями.

Смотрите старые фотографии: Первый корпус. 1950-1952 гг.: https://pastvu.com/p/300756 Построен в 1934 году

Смотрите старые фотографии: Второй корпус 1950-1951 гг.: https://pastvu.com/p/271070


Второй корпус, моторный и самолётостроительный (1934), после пожара 2009 года был перестроен.


Четвертый корпус, лаборатория аэродинамики (1939)

Смотрите старые фотографии: Четвертый корпус. 1935-1940 гг.: https://pastvu.com/p/516925


Парадный вход со стороны Волоколамского шоссе


Шестой корпус (1985)


Седьмой корпус (1965)


На фасадах зданий установлены десятки мемориальных досок в честь выдающихся учёных — педагогов МАИ и их талантливых учеников.


21-й корпус, автотранспортное хозяйство (1936)


24-й корпус (1987)

Для старшеклассников проходят «Дни науки в МАИ» — это возможность побывать на научно-интерактивной выставке с самыми интересными разработками маёвских учёных, узнать не только об истории и традициях института, но и о перспективных технологиях будущего. Свои двери открывают ведущие факультеты: «Авиастроение», «Двигателестроение», «Бортовая электроника и техническая кибернетика», «Радиоэлектроника и системы связи», «Управленческо-экономические и лингвистическое», «Ракетно-космические системы», «Робототехнические системы и комплексы вооружения ЛА», «Математика и информатика», «Материалы и современные технологии». Жизнь в МАИ всегда кипит. Спорт, творчество, конкурсы, семинары, тренинги — университет старается дать своим воспитанникам максимально широкие и разносторонние знания.


«Сохраняя многолетние традиции, накопленные за годы существования университета, и развивая новейшие тренды в области образования, науки и инноваций, МАИ обеспечивает прочную базу для формирования кадрового потенциала страны — настоящих лидеров, обладающих технологическими, организационными и бизнес-компетенциями. Добро пожаловать в МАИ!» — говорит ректор Михаил Погосян.

На месте стадиона в начале 1976 году возведён Дворец культуры и техники

Смотрите старые фотографии: МАИ. Спортзал «Черепаха». 1972 год: https://pastvu.com/p/382039 Говорят, что это бывшая котельная, перестроенная под спортивный зал.

Смотрите старые фотографии: Стадион МАИ. 1946-1949 гг.: https://pastvu.com/p/25792 На месте стадиона в начале 1976 году возведён Дворец культуры и техники.

Смотрите старые фотографии: Дворец культуры МАИ. 1986 год: https://pastvu.com/p/71241


Залы, фойе, кафе и лестничные марши Дворца культуры и техники


Рок-музыкант Валерий Кипелов в кафе перед концертом группы «Ария»


Театр «Сатирикон» арендовал зал на время ремонта своего театрального здания в Марьиной роще. Пластический спектакль #НЕБАЛЕТ.


Дубосековская улица, 9 — Первый корпус общежитий МАИ (1931) «Космос»


Дубосековская улица, 11 — жилой дом для преподавателей (1954)


Дубосековская улица, 13 — Второй корпус общежитий (1931) «Икар»


Улица Константина Царёва, 16 — Комбинат питания «Столовая МАИ», неофициальное название «Ледокол» (1980)


Через студенческий городок проходит Факультетский переулок, здесь сохранилось административное здание 1953 года постройки, сейчас оно относится к учебно-производственному предприятию № 7 Всероссийского общества слепых.

Смотрите старые фотографии: Волоколамское шоссе, 8. 1978 год: https://pastvu.com/p/208557

Хотелось бы показать ещё одно примечательное здание — жилой дом 1955 года постройки с оригинальной лепниной на фасаде. В его подвалах размещается туристический и альпклуб МАИ.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете — сталинки на «Войковской»…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, образование, МАИ, город на память, Ленинградское шоссе, Московский авиационный институт.

Другие публикации

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова — Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.

29.11.2021 в 12:26

«Город на память». 703. Бирюлёво и Загорье


На почтовой станции в деревне Бирюлёво путники могли сменить лошадей и переночевать в гостинице.

14.11.2021 в 03:55

«Город на память». 701. Олимпийская деревня и село Никольское


Организаторы Олимпиады-80 прагматично подошли к вопросу размещения олимпийцев и спланировали в Тропарёво новый жилой микрорайон.

01.11.2021 в 00:44

«Город на память». 700. МКАД. 95-109 км. Лосиный остров — Восточный


Лосиный остров в XV-XVII веках входил в состав Тайнинской дворцовой волости и являлся охотничьими угодьями русских князей и царей.

31.10.2021 в 02:34

«Город на память». 699. МКАД. 93-95 км. Мытищи — Дружба


На карте 1860 года Мытищи представляют собой всего лишь две шеренги домов, выстроившиеся по обеим сторонам Ярославского шоссе.

04.08.2021 в 00:09

«Город на память». 669. МКАД. 11-14 км. Котельники. Белая Дача — Силикат


Белая дача - главный дом усадьбы в бывшем селе Покровское - была построена в 1788 году для генерал-майора Николая Аршеневского.

27.07.2021 в 01:00

«Город на память». 667. МКАД. 4-10 км. Новокосино — Жулебино


Сразу три линии Московского метрополитена - Таганско-Краснопресненская, Калининская и Некрасовская - пересекли МКАД на востоке.

22.07.2021 в 21:13

«Город на память». 666. МКАД, нулевой километр. Реутов


Московская кольцевая автомобильная дорога - это много асфальта, бетона, выхлопных газов и полное отсутствие эмпатии к пешеходам.

09.07.2021 в 20:22

«Город на память». 665. За кулисами Театра Образцова


Бродячий театр Сергея Образцова поначалу разъезжал по городу в фургоне и давал спектакли в парках, на площадях, в школах.

26.06.2021 в 02:22

«Город на память». 663. Из Хорошёво в Крылатское


Любой густонаселённый «спальный» район московских окраин сто лет назад был деревней или селом.

09.06.2021 в 12:58

«Город на память». 661. Проспект Академика Сахарова и Центросоюз


Прокладка новых магистралей была предусмотрена Генеральным планом реконструкции Москвы, разработанным под руководством архитекторов В.Семёнова и С.Чернышёва в 1935 году.

02.06.2021 в 12:13

«Город на память». 659. Нагатинская пойма


В 1968 году завершились гидротехнические работы по прокладке Нагатинского спрямления - изменения извилистого в этих местах русла Москвы-реки.

29.05.2021 в 00:31

«Город на память». 657. Нагатинский затон


В древности Москва-река была куда более извилистой, чем сейчас, но в ХХ веке резкие повороты русла стали мешать судоходству в акватории Южного порта.

17.05.2021 в 22:02

«Город на память». 654. Бумажный проезд и комбинат «Правда»


Столичный строительный комплекс продолжает реализовывать программу редевелопмента промышленных зон и участок в центре города выглядит для инвесторов очень соблазнительно.