27.12.2018 03:02

«Город на память». 393. Московский авиационный институт (МАИ)

24 августа 2018 года
Фотопроект «Город на память». 393. Московский авиационный институт (МАИ)

В 1931 году на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе началось строительство учебных корпусов, мастерских и лабораторий Московского авиационного института. За минувшие десятилетия комплекс пополнился многими новыми зданиями, но и старейшие корпуса по-прежнему находятся в эксплуатации. На территории МАИ сохранились и довоенные скульптуры — памятники Владимиру Ленину и Серго Орджоникидзе.

В начале ХХ века были заложены основы теории полета аппаратов тяжелее воздуха, созданы первые успешные образцы самолётов и авиационных двигателей. В России инициатором создания учебных центров для подготовки научных и инженерных кадров для авиации стал основоположник аэрогидродинамики профессор Николай Жуковский, а после его смерти дело продолжил его ученик, учёный и педагог Борис Юрьев.

По инициативе Юрьева в 1925 году на механическом факультете МВТУ было организовано аэромеханическое отделение, спустя пять лет трансформированное в самостоятельное учреждение — Высшее аэромеханическое училище. ВАМУ было организовано в составе трех отделений: самолётостроительного, моторостроительного и воздухоплавания. Поначалу училище размещалось на Ольховской улице в помещениях фабрики «Хлородонт», затем в бывшей гимназии на 5-й Тверской-Ямской.

В 1930 году ВАМУ было переименовано в Московский авиационный институт (МАИ), численность студентов выросла почти вдвое с 450 до 850 человек, занятия проходили в две-три смены. В 1931 году при управлении капитального строительства МАИ были организованы архитектурные бюро, создавшие проекты новых зданий института на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. В 1933 году введён в эксплуатацию главный учебный корпус (ныне корпус № 3), в состав комплекса вскоре вошли технологический и моторный корпуса, аэродинамическая лаборатория и лаборатория авиационных материалов. Инфраструктура городка дополнилась двумя студенческими общежитиями и жилым домом для профессуры.

В пятую годовщину со дня основания МАИ было присвоено имя народного комиссара тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Новая авиационная техника оснащалась различными боевыми установками, навигационным и радиооборудованием и в 1935 году был основан факультет вооружения самолетов. Помимо обучения кадров институт занимался прикладными разработками, в его конструкторских бюро созданы цельносварной самолёт «Сталь — МАИ» и легкомоторный самолет «Октябрёнок» из магниевых сплавов, мощный поршневой двигатель М-250. Тогда же был проведён цикл теоретических и экспериментальных работ по проектированию первых советских вертолетов.

В первые дни Великой Отечественной войны студенты и преподаватели записывались добровольцами на фронт и вскоре защищали столицу в составе 18-й дивизии народного ополчения Ленинградского района. В октябре 1941 года всё оборудование кафедр, лабораторий, учебных кабинетов и производственных подразделений в короткие сроки было эвакуировано в Среднюю Азию и уже через месяц в Алма-Ате возобновилась подготовка авиационных инженеров. Заслуги коллектива МАИ были отмечены высокой правительственной наградой — орденом Ленина. Кроме того, 119 преподавателей, сотрудников и студентов института были награждены орденами и медалями.

После войны в МАИ появились новые факультеты, кафедры и специальности по вертолётостроению, проектированию и конструированию ракет различных типов, по системам управления летательными аппаратами, теории автоматического управления, вычислительной технике, новым типам конструкционных материалов. Со временем институту стало тесно в старых корпусах и за период с 1973 по 1980 год были построены лабораторный корпус для самолетостроительного факультета, многоэтажное общежитие для студентов и аспирантов, Дворец культуры, жилой дом для преподавателей, новая столовая. В 1979 году начато строительство нового учебного корпуса (корпус № 24).

В 1980 году за большой вклад в дело подготовки специалистов вуз был награжден орденом Октябрьской Революции. За первые полвека МАИ выпустил около 80 тысяч авиаинженеров. Среди выпускников института к тому времени было более 20 генеральных и главных конструкторов, 182 лауреата Государственных премий, десять космонавтов СССР. В стенах МАИ создали более 200 летатальных аппаратов: это самолёты, дирижабли, планеры, дельтапланы, дистанционно управляемые и космические аппараты.

Современный МАИ — единственный университет в России, осуществляющий подготовку кадров по всему жизненному циклу изделий авиационной, ракетной и космической техники от системного проектирования до реализации отдельных высокотехнологичных производств. По результатам проведённого Минобрнауки России мониторинга, МАИ входит в ТОП-10 московских вузов инженерно-технической направленности по доле трудоустройства и по уровню заработной платы выпускников.

Официальный сайт: https://mai.ru


Ритуальная площадь и Третий корпус — старейший корпус института (1933)


Памятник Ленину

У входа в третий корпус слева был установлен памятник Ленину, справа — Сталину, а скульптура Орджоникидзе стояла на площади лицом к зданию. После развенчания культа личности вождя сталинское место занял Орджоникидзе.


Памятный знак и трибуна на Ритуальной площади


Бюст Орджоникидзе в вестибюле третьего корпуса и одна из аудиторий


Второй корпус, моторный и самолётостроительный (1934), после пожара 2009 года был перестроен.


Четвертый корпус, лаборатория аэродинамики (1939)


Парадный вход со стороны Волоколамского шоссе


Шестой корпус (1985)


Седьмой корпус (1965)


На фасадах зданий установлены десятки мемориальных досок в честь выдающихся учёных — педагогов МАИ и их талантливых учеников.


21-й корпус, автотранспортное хозяйство (1936)


24-й корпус (1987)

Для старшеклассников проходят «Дни науки в МАИ» — это возможность побывать на научно-интерактивной выставке с самыми интересными разработками маёвских учёных, узнать не только об истории и традициях института, но и о перспективных технологиях будущего. Свои двери открывают ведущие факультеты: «Авиастроение», «Двигателестроение», «Бортовая электроника и техническая кибернетика», «Радиоэлектроника и системы связи», «Управленческо-экономические и лингвистическое», «Ракетно-космические системы», «Робототехнические системы и комплексы вооружения ЛА», «Математика и информатика», «Материалы и современные технологии». Жизнь в МАИ всегда кипит. Спорт, творчество, конкурсы, семинары, тренинги — университет старается дать своим воспитанникам максимально широкие и разносторонние знания.


«Сохраняя многолетние традиции, накопленные за годы существования университета, и развивая новейшие тренды в области образования, науки и инноваций, МАИ обеспечивает прочную базу для формирования кадрового потенциала страны — настоящих лидеров, обладающих технологическими, организационными и бизнес-компетенциями. Добро пожаловать в МАИ!» — говорит ректор Михаил Погосян.

На месте стадиона в начале 1976 году возведён Дворец культуры и техники


Залы, фойе, кафе и лестничные марши Дворца культуры и техники


Рок-музыкант Валерий Кипелов в кафе перед концертом группы «Ария»


Театр «Сатирикон» арендовал зал на время ремонта своего театрального здания в Марьиной роще. Пластический спектакль #НЕБАЛЕТ.


Дубосековская улица, 9 — Первый корпус общежитий МАИ (1931) «Космос»


Дубосековская улица, 11 — жилой дом для преподавателей (1954)


Дубосековская улица, 13 — Второй корпус общежитий (1931) «Икар»


Улица Константина Царёва, 16 — Комбинат питания «Столовая МАИ», неофициальное название «Ледокол» (1980)


Через студенческий городок проходит Факультетский переулок, здесь сохранилось административное здание 1953 года постройки, сейчас оно относится к учебно-производственному предприятию № 7 Всероссийского общества слепых.

Хотелось бы показать ещё одно примечательное здание — жилой дом 1955 года постройки с оригинальной лепниной на фасаде. В его подвалах размещается туристический и альпклуб МАИ.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете — сталинки на «Войковской»…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, образование, МАИ, город на память, Ленинградское шоссе, Московский авиационный институт.

Другие публикации

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 15:04

#ОСТАВАЙСЯНАУЛИЦЕ


Ещё месяц назад мы сидели дома под лозунгом #оставайсядома. Но есть люди, у которых дом это улица. Куда деваться им?

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.

28.06.2020 в 13:21

«Город на память». 603. Плавательный бассейн «Чайка»


После закрытия культового бассейна «Москва» город не остался без искусственного всепогодного водоёма - во дворах Пречистенской набережной прячется бассейн «Чайка».

27.06.2020 в 13:57

«Город на память». 602. Пречистенская набережная


На Хотевском плане 1852 года Пречистенская набережная незатейливо обозначена как Проезд по берегу реки Москвы, а современный топоним появился на плане Москвы 1881 года.

26.06.2020 в 11:24

«Русский блоггер» прошел околопарадом


Парадные и непарадные впечатления наших корреспондентов

25.06.2020 в 11:22

«Город на память». 601. Дарвиновский музей. Тематические выставки


Коллекция Государственного Дарвиновского музея, наглядно иллюстрирующая теорию эволюции Чарлза Дарвина, насчитывает свыше 400 000 единиц хранения.

22.06.2020 в 03:26

«Город на память». 600. Водоотводный канал. Шлюзовая набережная


Даже старожилы не верят, что канал здесь был соединён с Москвой-рекой протокой с плотиной, возле которой сотню лет назад располагался Московский речной вокзал.

19.06.2020 в 00:07

«Город на память». 597. Водоотводный канал. Кадашёвская набережная и Балчуг


Кадашёвская набережная ведёт к Балчугу - одной из старейших московских улиц, вот только старины здесь почти не видно.