28.12.2018 15:14

«Город на память». 414. Театр имени Вахтангова

24 ноября 2018 года
Фотопроект «Город на память». 414. Театр имени Вахтангова

Театр имени Вахтангова парадным фасадом выходит на Арбат, а с трёх других сторон квартал ограничен Малым, Большим и Средним Николопесковскими переулками. В XIX веке этот участок принадлежал сначала А.Голицыну, затем Н.Бутурлину, а каменный дом был построен архитектором Александром Каминским в 1873 году для Василия Сабашникова (его сыновья Михаил и Сергей стали известными книгоиздателями). Перед революцией последним владельцем дома был В.Берг, сын разбогатевшего на золотых приисках инженера Павла Берга, поэтому здание упоминается также как «особняк Берга». Вскоре после национализации особняк передали студийцам-вахтанговцам.

Церковь Николая Чудотворца на Песках. 1881 год: https://pastvu.com/p/8440 Снесена в 1932 году во время антирелигиозной кампании

В первые годы советской власти старорежимная московская топонимика ушла в прошлое, так, Большой Николопесковский переулок стал улицей Вахтангова, а позднее Малый Николопесковский переименовали в улицу Федотовой в память о выдающейся русской актрисе Гликерии Федотовой. В 1994 году начался обратный процесс тотальных переименований. Можно понять возвращение исторических названий улицам Карла Маркса, Свердлова, Подбельского или переулку Павлика Морозова, но зачем понадобилось стирать с карты Москвы имена Вахтангова, Грибоедова, Ермоловой, Качалова, Маяковского, Чайковского, Чехова?

В окружающей застройке преобладают доходные дома начала ХХ века, в Малом Николопесковском переулке можно увидеть городскую усадьбу Н.Михайловой-В.Тальгрен, известную с 1819 года и перестроенную в 1902-м по проекту К.Гиппиуса — архитектор полностью перелицевал фасад одноэтажного особняка в стиль модерн и пристроил угловую башню.


Инфографика: https://www.culture.ru

Днём рождения Государственного академического театра имени Е.Б.Вахтангова официально считается 13 ноября 1921 года, когда зрители увидели первый спектакль 3-й студии Московского Художественного театра — «Чудо святого Антония». Спустя пять лет студия будет переименована в театр имени Евгения Вахтангова в память о её основателе и первом руководителе, который рано ушёл из жизни.

Евгений Вахтангов родился в 1883 году во Владикавказе, в гимназическом возрасте он участвовал в любительских и домашних спектаклях, позднее даже поссорился с отцом-фабрикантом, который видел сына продолжателем своего дела. Вахтангов поступил в Московский университет на физико-математическое отделение, одновременно продолжая играть в любительских театрах, а в 1909 году стал учиться театральному мастерству в школе Александра Адашева. По окончании школы в 1911 году он был принят в труппу Московского художественного театра.

Однажды группа московских студентов решила реализовать свои актёрские способности на любительской театральной сцене, но первый же поставленный спектакль «Усадьба Ланиных» показал, что одного желания мало — нужны знания. Именно это и сказал ребятам приглашённый руководить студией мхатовский актёр Евгений Вахтангов: «А теперь давайте учиться». 23 октября 1914 года он прочёл студентам первую лекцию — в этот день родилось новое театральное учебное заведение, которое больше ста лет продолжает искать, растить и раскрывать юные дарования.


Студенты театрального училища. 1947 год: https://pastvu.com/p/56206 (в центре — Михаил Ульянов)

Театральное училище сейчас имеет статус института и носит имя ещё одного выдающегося актёра Бориса Щукина. На двух факультетах вуз готовит будущих актёров и режиссёров. Под руководством ректора Евгения Князева разумное, доброе, вечное сеют легенды театра Владимир Этуш и Василий Лановой, мэтры Павел Любимцев, Людмила Максакова, Александр Ширвиндт, Владимир Иванов и другие педагоги.
Театральный институт имени Щукина: http://www.htvs.ru


В 1936 году для театрального училища было построено новое здание с аудиториями и учебным театром


Памятник Евгению Вахтангову установлен в 2014 году


Режиссёрский факультет занимает старинный особняк напротив. Факультет был основан в 1959 году Борисом Захавой, три краеугольных камня методики режиссёрской кафедры: «Анализ драматургического произведения», «Зарождение замысла спектакля» и «Реализация замысла».

Вахтанговская школа — не просто один из театральных институтов, а носитель и хранитель театральной культуры, её лучших достижений и традиций. Педагогический состав Института формируется только из выпускников, которые передают вахтанговские заветы из поколения в поколение, а принципы школы — из рук в руки. Бессменным руководителем школы с 1925 по 1976 год был ученик Вахтангова, студиец первого набора, выдающийся русский актёр и режиссёр Борис Захава.

Дипломные спектакли, завершающие педагогический процесс в вахтанговской театральной школе, ставятся с 1939 года. Сегодня Учебный театр — это подразделение института, в котором работает команда профессионалов: художники-сценографы, гримеры, костюмеры, художники по свету, звуку, рабочие сцены… Все они выпускают дипломные спектакли вместе с режиссерами-педагогами.

В долгой истории Театрального института имени Бориса Щукина есть и примеры того, как на учебной сцене рождались выдающиеся спектакли, на которые «ходила вся Москва»; именно в Щукинской школе началась жизнь Театра на Таганке (спектакль «Добрый человек из Сезуана» Юрия Любимова был дипломной работой выпуска 1964 года).


Здание театра Вахтангова до реконструкции. 1926 год: https://pastvu.com/p/17276

Поначалу у студии было помещение в Мансуровском переулке, а с 1920 года студийцы обосновались в особняке по адресу Арбат, 26, спектакли играли в большой гостиной, вмещавшей 150 зрителей, а смежная комната служила сценой. Вскоре театр доказал свою состоятельность и получил государственную дотацию, что позволило провести первую реконструкцию — увеличить число зрительских мест, расширить сцену, построить подсобки.


Театр Вахтангова. 1937-1940 гг.: https://pastvu.com/p/42103

Серьёзная перестройка произошла в 1929 году: театральный зал на 1100 зрителей с новой сценой возвели на месте бывшего усадебного двора, на входе оборудовали парадное фойе, а фасад приобрёл конструктивистские черты.


Зрительный зал. 1934-1940 гг.: https://pastvu.com/p/409020


Разрушенный бомбой театр имени Вахтангова. 1941 год: https://pastvu.com/p/1734

А потом началась война. 24 июля 1941 года во время ночного авианалёта значительная часть здания была разрушена попаданием бомбы, реквизит и декорации взрывная волна разбросала по соседним переулкам. В Москве были организованы команды местных жителей для тушения зажигательных бомб, вахтанговцы дежурили на крыше театра и во время бомбёжки погибли несколько сотрудников, среди них один из ведущих актёров Василий Куза.

Театр имени Вахтангова сформировал и отправил на фронт бригаду артистов, в которую входили Анна Орочко, Александра Ремизова, Александр Габович, Алексей Котрелев, Исай Спектор, Анна Данилович, Валентина Данчева, Александр Лебедев, Иван Соловьёв, Александр Граве, Николай Яновский, Николай Мозяйкин и другие. Бригада прошла с действующей армией до Берлина и вернулась в Москву в июне 1945 года.

В октябре 1941 года театр эвакуировали в Омск, он расположился в здании Омского театра драмы и давал спектакли по очереди с местной труппой. Артистам приходилось продавать свои вещи, чтобы выжить, но при этом они не прекращали ставить новые спектакли. Летом 1943-го вахтанговцы вернулись в Москву и до восстановления здания на Арбате играли в помещении ТЮЗа.


Театр имени Вахтангова. 1972-1980 гг.: https://pastvu.com/p/448223


Проект восстановления театра выполнил архитектор Павел Абросимов, здание получилось солидным и торжественным, как и подобает послевоенному сталинскому ампиру. Новый фасад отличался пилястрами во всю высоту здания. Кстати, это редкий случай строительства в советской Москве нового театра, можно вспомнить лишь Театр Советской армии и кирпичное здание Театра на Таганке.


Фонтан-памятник «Принцесса Турандот» сооружён в 1997 году по проекту скульптора Александра Бурганова. «Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци — последний прижизненный спектакль Евгения Вахтангова, поставленный им в 1922 году. Стиль «Принцессы Турандот» оказался определяющим для будущего театра, этот спектакль стал символом, а также символом всего театрального направления, театральной школы, основывающейся на вахтанговской концепции «театра-праздника».


Монтаж фонтана. 1996-1997 гг.: https://pastvu.com/p/109538


Начиная с 2008 года театр ежегодно и планомерно проводит переоборудование сценического оснащения, в результате которого сегодняшний световой и звуковой комплексы Большой сцены театра являются одними из лучших в России. Летом 2011 года произведен серьёзный ремонт зрительного зала театра (среди прочего: положен новый дубовый паркет, заново обтянуты зрительские кресла, отреставрировано декоративное убранство). Зрительный зал Большой сцены театра вмещает 1055 мест. Наличие подъема во всех секторах зала, продуманная геометрия ярусов и лож делают удобным обзор сцены практически с любого места в зале.

В 2007 году Вахтанговский театр возглавил Римас Туминас в должности художественного руководителя. «Туминас – один из немногих избранных, в чьих жилах течет настоящая, а не разбавленная режиссерская кровь: он одушевляет пространство, заряжает его волей и художественным смыслом, превращая спектакль в отдельную планету», — писала о режиссере «Российская газета». Его спектакли стали лауреатами многих театральных наград и премий.


Арбат, 24. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/25097

В 2015 году Театр имени Евгения Вахтангова открыл Новую сцену, которая располагается в соседней новостройке, примыкающей к историческому зданию театра.


Арбат, 24. 1995-1996 гг.: https://pastvu.com/p/357228


Арбат, 24. 1996 год: https://pastvu.com/p/71021


На открытии Новой сцены были соблюдены все традиционные ритуалы

На Новой сцене 250 зрительских мест, прекрасная видимость даже с дальних рядов. Кресла закреплены подвижно, это так называемый мобильный бличер: сценическое пространство может трансформироваться, принимая различные формы в зависимости от идеи режиссера.


В октябре 2016 года открылась новая сценическая площадка, получившая название «АРТ-КАФЕ». Это изысканное и уютное помещение с небольшой сценой для проведения творческих вечеров, поэтических чтений, выступлений оркестра Вахтанговского театра, сольных концертов и представлений приглашенных мастеров различных исполнительских жанров.


Калошин переулок, 10с2 — Симоновская сцена Театра имени Вахтангова, это реконструированное типовое школьное здание

Здание в Калошином переулке было построено в 1936 году для школы, потом в нём размещался детский сад, а позднее — Министерство рыбного хозяйства. В начале девяностых для Театра-студии имени Рубена Симонова городскими властями были предложены на выбор Дом Дашковых на Зубовской площади, бывший Ленинский райком комсомола в Неопалимовском переулке и даже ресторан «Дубрава». Но ближе всего к Театру Вахтангова находилось уже освобождённое прежними владельцами школьное здание. Вселение состоялось в 1994 году, но до этого дня руководитель театра-студии Евгений Симонов не дожил. Настал момент, когда довоенная постройка устарела физически и морально, потребовав масштабной реконструкции.


Директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок знакомит министра культуры РФ Владимира Мединского с новым театральным пространством

17 ноября 2017 года состоялось открытие Симоновской сцены. Новое сценическое пространство получило своё название в честь двух выдающихся представителей актёрско-режиссёрской династии — Рубена Николаевича и Евгения Рубеновича Симоновых. В здании был проведен капитальный ремонт и создано современное театральное пространство, удобное для зрителей и актеров. По предложению Римаса Туминаса, здесь выстроено два зрительных зала по 119 мест: «Зал Амфитеатр» — радиусный (кресла расположены полукругом) и «Камерный зал» в классическом итальянском стиле.

Римас Туминас, художественный руководитель Театра имени Вахтангова: «Сегодня день объединения Вахтанговского театра и Симоновской сцены, здесь дышится воздухом творческих замыслов. Это память об ушедших людях, создававших театр. Репертуар Симоновской сцены составят литературные произведения мирового значения — и классика, и современность».


Владимир Этуш на открытии Симоновской сцены


Рубен Симонов, режиссёр, педагог: «Все эти вещи хранились у нас дома и ждали своего часа, когда станут доступны для публики. Наш дом всегда жил гостями, отец любил окружать себя миром людей, с которыми был знаком, и здесь тоже много портретов, картин, писем, фотографий, автографов. В центре построена копия домашнего рабочего кабинета, здесь есть гитара великого мастера Ивана Краснощёкова 1856 года, на которой я брал свои первые аккорды, а учил меня Рубен Николаевич. Это копия портрета работы Павла Корина, оригинал хранится дома, там где художник его повесил. На столе подлинные вещи, но расставлены в большем порядке, чем это было на самом деле. Синий цвет выбран под цвет нашей столовой, в которой висели картины, фотографии, эскизы спектаклей».

С афишей Театр имени Вахтангова можно ознакомиться на сайте: http://www.vakhtangov.ru

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Трёхгорный Вал…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Арбат, Щукинское училище, город на память, московские театры, Римас Туминас, Театр имени Вахтангова, Театральное училище имени Щукина.

Другие публикации

25.03.2019 в 11:35

«Город на память». 440. ВСХВ-ВДНХ СССР. Главный вход


Ежегодно ВДНХ посещает около 25 000 000 посетителей и большинство из них попадают на территорию через Главный вход - триумфальную арку с барельефами и скульптурами.

23.03.2019 в 22:31

«Город на память». 439. ВСХВ-ВДНХ СССР. Северный вход


Уникальный архитектурный ансамбль, сложившийся в 1939-1954 годах, расположен в Останкино на обширном пространстве, в разные периоды называвшемся ВСХВ-ВДНХ СССР-ВВЦ.

15.03.2019 в 12:29

Токийские волки в погоне за горизонтом


Не важно, который раз вы пришли на наш концерт, но пока нам всем нравится рок-н-ролл - мы друзья!

12.03.2019 в 18:04

Двери Земли


Большая персональная выставка художницы Марии Комысы.

12.03.2019 в 17:18

Постановка «Про мою маму и про меня»


В минувшие выходные, жительниц СВАО поздравили бесплатным спектаклем по пьесе известного драматурга Елены Исаевой.

10.03.2019 в 12:43

«Город на память». 438. Метро никогда не спит


Но и ночью метро не спит - на станциях проводят уборку, в тоннелях проверяют состояние путей, а в электродепо поезда готовят к новому рабочему дню.

08.03.2019 в 00:05

«Город на память». 437. Швивая горка и кинотеатр «Иллюзион»


Среди достопримечательностей Швивой горки: Афонское подворье, Музей русской иконы, кинотеатр «Иллюзион».

05.03.2019 в 20:35

Революция в Останкино. Ой, реновация


В Москве закипели очередные страсти вокруг многострадальной реновации.

05.03.2019 в 00:59

«Город на память». 436. Бункер-703


На сегодняшний день в Москве рассекречены уже двенадцать бункеров. Бункер ЧЗ-703 несколько десятилетий действовал в качестве защищённого спецархива МИД СССР.

04.03.2019 в 12:12

«Город на память». 435. Музей архитектуры


Первые предложения создать в Москве музей архитектуры высказывались ещё в XIX веке, но реализовать эту идею удалось только при Советской власти.

03.03.2019 в 21:46

«Город на память». 434. Воздвиженка


В XIII—XIV веках на месте современной Воздвиженки проходила «волоцкая дорога» — торговый путь из Москвы в Смоленск через Волоколамск.

20.02.2019 в 19:18

«Тобол» Гардемарины возвращаются


Когда хочется уехать в отпуск надо ходить на такие фильмы, как «Тобол» - сразу и остынешь, и успокоишься.

20.02.2019 в 16:54

В Москве прошла премьера эпоса «Тобол»


В торжественной обстановке съемочная группа представила картину на суд зрителей.

20.02.2019 в 02:20

Московское метро. Остановка по требованию


Журналистам показали, как метрополитен использует вынужденный простой на благо пассажиров.

19.02.2019 в 10:24

«Город на память». 433. Улица Годовикова и завод «Калибр»


Значительное влияние на развитие инфраструктуры микрорайона оказал основанный в 1931 году завод «Калибр».