22.06.2020 03:26

«Город на память». 600. Водоотводный канал. Шлюзовая набережная

22 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 600. Водоотводный канал. Шлюзовая набережная

На финальном отрезке Водоотводного канала начинается самое интересное. Даже старожилы не верят, что канал здесь был соединён с Москвой-рекой протокой с плотиной, возле которой сотню лет назад располагался Московский речной вокзал. Однако это исторический факт и осталось только определиться с точным расположением объектов с помощью старых карт и ретрофотографий.


План города Москвы. 1881 год: http://retromap.ru/ Если сравнить план с современными яндекс-картами, выяснится, что сейчас на месте протоки с дамбой располагается Московский международный Дом музыки.

За Малым Краснохолмским мостом Водоотводный канал делился на два рукава — на левом ответвлении (ныне засыпанном) была построена Краснохолмская плотина, а на основном русле канала напротив нынешнего Кожевнического проезда в течение сотни лет работал шлюз для пропуска судов. Первая деревянная плотина обветшала и в 1890 году была заменена на железную, построенную по проекту инженера Шпейера. Гидросооружение оснастили турбиной для прачечной и лесопилки.

Самые известные речные вокзалы в Москве — Северный на Химкинском водохранилище и Южный в Нагатино (перенесённый с Новоданиловской набережной), но оказывается до их постройки существовал ещё один более старый речной вокзал — возле Большого Краснохолмского моста. Сведений о нём почти не сохранилось, но вокзал был отмечен на планах и запечатлён фотографами.

Две смотровые площадки на берегах Москвы-реки сооружены сравнительно недавно, они соединяют дюкер теплотрассы (напорный участок трубопровода, проложенный под руслом реки). Если пофантазировать, можно представить на этих бетонных опорах Краснохолмский мост инженера Струве, который примерно здесь и находился.


На набережной Москвы-реки напротив нынешнего Дома музыки в первые десятилетия советской власти располагался Московский речной вокзал, а Краснохолмская плотина на протоке находилась на месте уютного сквера ММДМ.


Шлюзовая камера находилась здесь, напротив Кожевнического проезда

Краснохолмская плотина и шлюз были разобраны одновременно с Бабьегородской плотиной в 1937 году после ввода в эксплуатацию шлюзовой системы канала Москва-Волга, которая с тех пор регулирует уровень воды в Москве-реке. Водоотводный канал утратил свои изначальные функции и стал местом для прогулок.


План Замоскворецкого района Москвы. 1933 год: http://retromap.ru/ План показывает, что весь островной участок был плотно застроен индустриальными и складскими зданиями.


Шлюзовая набережная, 2с1 — автобаза Наркомтяжпрома СССР (1933, инженер Ю.Фельдзер) построена на правом берегу Водоотводного канала частично на участке бывшей прядильной фабрики «Красное веретено». Автопредприятие обслуживало легковым транспортом чиновников различных министерств и ведомств, а также участников таких масштабных мероприятий, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов и XXII летние Олимпийские игры.

Для изучения опыта строительства и эксплуатации крупных автомобильных предприятий инженер Фельдзер побывал в командировке в США. Автопарк поначалу был укомплектован американскими машинами «Форд», «Лассаль» и другими иностранными моделями, а после Великой Отечественной войны перешёл на отечественные «Победы», ЗиС, ЗиМ. Для размещения 1000 автомобилей потребовалось открыть филиалы автокомбината на Волочаевской, Дубининской, Неглинной улицах, в Кожевниках, на Садовнической набережной. В девяностые годы Автокомбинат № 4 «Мосавтолегтранса» был приватизирован.


Шлюзовая набережная, 2с1 — контора автобазы Наркомтяжпрома СССР (1933)


Шлюзовая набережная, 4 — бизнес-центр Rosso Riva вырос на правом берегу основного русла Водоотводного канала на месте выведенных за город химического и ремонтно-механического цехов обувной фабрики «Парижская коммуна».


Обувная фабрика «Парижская коммуна» открылась в 1922 году в помещении бывшей Михайловской мануфактуры, которая занималась текстильным производством, во время Первой Мировой войны была перепрофилирована под военные нужды на изготовление артиллерийских снарядов, а после эмиграции купцов Михайловых цеха пустовали. Весной 1921 года председатель треста Москож И.Лабковский с коллегами осмотрели законсервированное здание и посчитали его пригодным для организации нового предприятия. До Октябрьской революции обувь производилась частными артелями и новая обувная фабрика стала первой государственной механической фабрикой. Успешное советское предприятие сохранило производство и в условиях рыночной экономики, хотя значительная часть территории сдаётся в аренду.


Современный вид: исторический корпус Михайловской мануфактуры и вся фабричная застройка вдоль Шлюзовой набережной превратились в бизнес-центры.


Кожевническая улица, 7с2 — производственный корпус во внутреннем дворе фабрики (1890), одно из самых старых зданий района

В цехах «Парижской коммуны»


Шлюзовая набережная, 6 — гостиница «Катерина Сити» 4* (1996-1998)


Шлюзовая набережная, 8с1 — Московский государственный строительный университет имени В.В.Куйбышева (1930-е годы)


Шлюзовая набережная, 10с1 — дореволюционная бумажная фабрика, типография


2-й Шлюзовой мост построен в 1996 году и ведёт в деловой центр «Красные холмы»


Левый берег Водоотводного канала сильно разочарует любителей старой Москвы громоздкими новоделами. Недалёким горожанам кажется, что архитектура бизнес-центра «Риверсайд Тауэрс» (Космодамианская набережная, 52с1-5, 1996-1998) навеяна творчеством детей, играющих в конструктор лего, а по мнению экспертов, необычные здания напоминают голландскую архитектуру.

Гостиница «Свиссотель Красные Холмы» (2005) высотой 162 метра стала одним из самых высоких зданий в центре столицы.


Ироничная скульптура «Деловой человек» напоминает персонажа клипа «Бухгалтер, милый мой бухгалтер» группы «Комбинация».

Космодамианская набережная, 52с8 — Московский международный Дом музыки (2002), один из крупнейших в России филармонических комплексов. В трёх залах ММДМ — Светлановском, Камерном, Театральном, а также на сцене летнего кафе «Музыкальная терраса» проходят выступления российских и зарубежных симфонических оркестров, камерных ансамблей, солистов-инструменталистов, артистов оперы и балета, театральных, джазовых, эстрадных и фольклорных коллективов, международные форумы и фестивали, творческие вечера, презентации и конференции.


Памятник композитору Дмитрию Шостаковичу (2015, скульптор Георгий Франгулян)


Никита Михалков в фойе ММДМ

Сцены из спектакля «Воскресение»


1-й Шлюзовой мост (1965, архитектор З.Фрейдина) построен в устье Водоотводного канала параллельно руслу Москвы-реки, он соединяет Космодамианскую и Шлюзовую набережные.


Ограда середины 1930-х годов с серпом и молотом уже заменена на типовой вариант.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Дом музыки, город на память, прогулки по Москве, Водоотводный канал.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.